"Мужчина обязан зарабатывать на семью и распоряжаться деньгами. Женщина же должна заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей" – лекции с такими тезисами проводит "Совет отцов Чувашии" в чувашских школах на деньги президентского гранта.
Эта программа идет в рамках проекта "Школа для родителей", на реализацию которого в начале 2019 года было выделено 1,6 млн рублей. По данным организаторов проекта, число разводов за последние десять лет в Чувашии число достигло 49,6 процента. По мнению "Совета отцов", одна из причин заключается в том, что учителя в школах не уделяют достаточно времени "самому главному": "дети ничего не знают о том, как нужно готовиться к семейной жизни, что это значит – быть женой и мужем, матерью и отцом".
Для того чтобы сформировать "правильное представление о семье", организаторы планируют провести занятия для старшеклассников, лекции для родителей – для "настройки отношений в паре и восстановления роли отца в семье", а также разработать учебно-методический комплекс, направленный на укрепление института семьи и семейных ценностей.
Мужчины воспринимают меня не как человека, а как набор функций
Проект будет реализоваться на территории Чувашской Республики. Лекции уже прослушали родители учеников нескольких школ Чебоксар, Новочебоксарска, Алатыря и нескольких поселков.
Довольны остались не все. Анна (имя изменено по ее просьбе. – РС) не поняла, в чем заключался посыл лекции. "Для меня так и осталось загадкой, как связаны разводы с распределением ролей в семье. Мне казалось, что "домостроевские", патриархальные нормы построения семьи уже давно выглядят нелепо для современного человека. Когда мужчины начинают рассказывать женщинам про их "роли", я воспринимаю это как попытку ограничить мою свободу. Они как будто воспринимают меня не как человека, а как набор функций", – говорит Анна. Поменять мышление этих людей вряд ли получится, но напомнить, что такое отношение является дискриминацией и противоречит описанным в Семейном кодексе и Конституции нормам, стоит, считает она.
Для меня естественно, что есть вещи, которые женщина делает лучше, чем мужчина
А вот Екатерине из Чебоксар выступление очень понравилось. По ее словам, обо многих проблемах современной семьи она никогда не задумывалась. "Для меня естественно, что есть вещи, которые женщина делает лучше, чем мужчина. Современное представление о равноправии в семье лишает женщин возможности заниматься естественными для нее вещами, ставя на первый план карьерные амбиции", – считает она.
Ольга живет в Чувашской Республике и ждет, когда "Школа для родителей" доберется до школы, где учится ее сын. "Если окажусь на этой лекции – молчать не буду", – заявляет она. По ее словам, проблема проекта не только в том, что он не учитывает потребности общества создавать равноправные партнерские отношения, но и в том, что ведут его непрофессиональные лекторы, которые в своих выступлениях ссылаются на непроверенные данные.
Развод для лекторов – это всегда плохо, брак до гроба – хорошо
"Откуда появилась статистика по количеству разводов, на которую организаторы ссылаются, и кто решает, хорошие это показатели или плохие? Для того чтобы убедиться, что ситуация ухудшается, нужно сравнить эти данные с аналогичными показателями за предыдущие годы. Лекторы же решили этого не делать", – добавляет Ольга.
Вся инициатива построена на том, что она не допускает альтернативных толкований. "Развод для лекторов – это всегда плохо, брак до гроба – хорошо. Права на ошибку человек не имеет", – говорит Ольга.
Кроме лекций, "Совет отцов в Чувашии" раздает в регионе листовки. Один из основных тезисов в них – "девушка должна хранить себя до брака". По мнению Ольги, подобные безапелляционные заявления приведут к тому, что женщина будет чувствовать себя лишней и непонятой в обществе.
Сам автор проекта "Школа для родителей", психолог с опытом работы во ФСИН Дмитрий Лепешкин такой проблемы не видит. Он уверен, что проект может помочь любой российской семье в период кризиса. "Основная идея лекций – "мы равные, но мы разные". Вот эту разность мы и рассматриваем в ходе разговоров с родителями", – говорит Лепешкин. На вопрос о том, как именно разделение ролей на "мужчину-добытчика" и "женщину-хозяйку" связано с равноправием, организатор отвечать отказался.
Директор по развитию "Совета отцов Чувашии" Алексей Чегодаев в свою очередь рассказал, что проект "Школа для родителей" создала лишь одна из групп республиканского сообщества и подала его на грант. Всего в общественной организации около 11 тысяч членов-отцов и более полутора тысяч инициатив, поэтому темы и план лекции в рамках проекта авторы ни с кем не согласовывали.
"Я не был в курсе этой инициативы. С одной стороны, я рад, что тема отцовства начинает звучать и что быть папой становится модно. С другой стороны, в самом движении есть перекосы", – говорит Чегодаев.
По его словам, организация позиционирует себя как команда, которая вводит в общественный дискурс тему отцовства и улучшает отношения отцов и детей. Появление общих родительских проектов смещает акценты и уводит аудиторию в сторону от первоначальной концепции.
"Говорить о правильном выстраивании отношений в семье нужно, поэтому идея проекта мне нравится. То, как она реализована, меня смущает. Здесь нет диалога между командой отцов и аудиторий. Это, на мой взгляд, главная ошибка проекта", – добавляет Чегодаев.
Многие школьники растут в неполных семьях. Рассказывать им о том, что единственный "правильный" формат семьи – это семья, где есть оба родителя, странно, считает Чегодаев.
В России нет культуры отцовства
"В России нет культуры отцовства. До революции отец был ответственен за свой род, обучал детей, потом стране это стало не нужно. Нужна была ведомая масса. Сейчас интерес к отцовству снова появляется, но у нас нет источников, на которые можно было бы опираться. Приходится создавать все заново. Наша главная задача – показать, что быть папой здорово, а в остальном наши взгляды на формирование семьи, воспитание и распределение ролей сильно расходятся", – говорит Чегодаев.
"Школа для родителей" – далеко не первый проект, который пытается привить школьникам традиционные ценности. В конце ноября глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Дмитрий Смирнов заявил, что школа должна учить мальчиков защите страны и традиционным представлениям о браке. "Каждый рожденный русский мальчонка превращался в воина и отца большого семейства", – сказал он.
В мае неоднозначную реакцию в сети вызвал скандал в пермской гимназии №4 имени братьев Каменских. Там установили разный проходной балл для поступления мальчиков и девочек в первый класс – 65,7 и 69,1 соответственно. Директор объяснила это тем, что в гимназии действует "гендерный принцип обучения", согласно которому мальчики хоть и получают низкие баллы из-за недостатка прилежания, "потом зато становятся лидерами".