Лавров – за приоритет Конституции над международным правом

Здание ЕСПЧ

Исполняющий обязанности главы министерства иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя в четверг слова президента Владимира Путина о необходимости внести в Конституцию поправки о её приоритете над международным правом, заявил, что это не уникальная ситуация. "Как вы знаете, у нас и сейчас есть разъяснения Конституционного суда о том, что Конституция у нас является приоритетной правовой нормой. Подобные же правовые нормы действуют и в западных странах, в том числе в Германии, в частности, в Великобритании", – сказал Лавров.

"Все наши обязательства, которые мы добровольно подписываем, которые ратифицируются нашим парламентом, избранниками народа и становятся частью нашей законодательной базы, мы все их выполняем", – подчеркнул Лавров.

Мировая практика

В послании Федеральному собранию Владимир Путин предложил закрепить приоритет Конституции перед международными договорами, чтобы “прямо гарантировать приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве”. “Это означает буквально следующее: требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции”, – добавил Путин. На встрече с членами рабочей группы по внесению изменений в Конституцию Путин сказал, что Россия не уклоняется от приоритета международного права, но "главное, чтобы оно не противоречило Конституции".

Сейчас четкий приоритет международного права закреплен в первую очередь у стран, являющихся членами Европейского союза, и именно в части права этого объединения. В Германии соглашения, требующие ратификации парламентом, рассматриваются как равные национальному праву. Во Франции закреплен приоритет международных соглашений при условии, что другие их участники также придерживаются записанных условий, однако вопрос о приоритете над конституцией страны остается дискуссионным: Конституционный и Верховный суды рассматривают конституцию как имеющую приоритет над международным правом, однако в случае расхождений с правом ЕС конституция страны должна быть изменена.

Основным следствием закрепления приоритета Конституции, по оценке экспертов, может стать отказ от исполнения постановлений Европейского суда по правам человека. "Это и сейчас не так сложно, но у тех, для кого ЕСПЧ является последней надеждой, не будет сильного аргумента, а государству не надо будет притворяться", – считает старший партнер КА Pen & Paper, бывший член Совета Федерации Константин Добрынин. "ЕСПЧ в среде российских юристов называется "пятой инстанцией правосудия", и это очень не нравится нашим властям. При этом уже есть постановление №27-П от 6 декабря 2013 года, по которому Конституционный суд может разрешить вопрос о применимости законодательных норм, которые препятствуют исполнению постановления ЕСПЧ, но не были ранее признаны неконституционными. Поэтому сегодняшние декларации в первую очередь касаются политики внутренней, а уж только потом внешней".

Дискуссия о приоритете права

В 2015 году председатель Конституционного суда Валерий Зорькин заявил, что международное право имеет приоритет над национальным, но если в каком-либо конкретном случае Конституция лучше защищает баланс интересов, то приоритет будет отдан ей: "Россия добровольно возлагает на себя обязательства, перечисленные в этих международных документах, и оставляет за собой право окончательных решений в соответствии с Конституцией в случае спорных моментов и правовых коллизий", – сказал Зорькин.

Он подчеркнул, что помнит про статью 15 Конституции, в которой установлен приоритет международного права над национальным. Но нормы международных договоров, в том числе Европейской конвенции по правам человека, “слишком абстрактны”, отметил Зорькин. А те, которые ее применяют, должны задумываться “о социальной почве национального права”.

Тогда же глава правительства Дмитрий Медведев предлагал проработать механизм исполнения решений международных судов, чтобы не допускать их политизации. Премьер заявил о необходимости внести изменения в Гражданско-процессуальный кодекс и уточнить, как должны исполняться решения международных судов. До этого министр юстиции Александр Коновалов заявил журналистам, что Россия постарается не допустить исполнения решения Гаагского третейского арбитражного суда по делу акционеров ЮКОСа.

В июле 2014 года Гаагский суд частично удовлетворил иск Group Menatep Limited (GML) и постановил взыскать с российской стороны $50 млрд в пользу бывших акционеров ЮКОСа. Это решение было оспорено.

Смотри также Зачем Владимир Путин меняет Конституцию?

15-я статья Конституции о приоритете международного права входит в число так называемых неизменяемых статей – их нельзя изменить без созыва особого Конституционного собрания. Пока неясно, как будут выглядеть предложенные Путиным поправки. Сам Путин в четверг заявил, что Россия не уклоняется от приоритета международного права, "главное, чтобы оно не противоречило Конституции".

Экс-глава Совета по правам человека при президенте, ныне профессор Высшей школы экономики Михаил Федотов считает, что уже сейчас российская правовая система предполагает приоритет Конституции над международным правом и, получается, никакие поправки не нужны. "Этот тезис о верховенстве международного права над Конституцией, мягко говоря, не очень соответствует самой Конституции. Это такой миф. Давайте откроем Конституцию. В статье 15 часть 1 говорится: „Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу“. Часть 4 гласит: „Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы“. Отлично. Значит, они входят в правовую систему. В правовой системе кто обладает высшей юридической силой? Конституция, по пункту 1", – заявил Федотов в эфире “Эха Москвы”. Он утверждает, что часть 4 статьи 15 Конституции устанавливает приоритет международных договоров РФ над правилами, которые предусмотрены российскими законами, однако речь идет именно о законах, а не о Конституции.

  • С требованием отказаться от приоритета международного права долгое время выступает пропутинская организация "Национально-освободительное движение". Она утверждает, что российская Конституция создавалась под диктовку США, и заявляет, что Путин – единственный российский руководитель, который стремится к тому, чтобы изменить эту ситуацию.