Суд арестовал бывших полицейских из дела Ивана Голунова

Роман Феофанов в Басманном суде, 30 января 2020 года

Суд в Москве в четверг арестовал бывших сотрудников полиции – Романа Феофанова, Дениса Коновалова и Игоря Ляховца, задержанных в рамках дела журналиста "Медузы" Ивана Голунова. Они отправлены в СИЗО до конца марта. Ходатайства об аресте остальных бывших сотрудников отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО Москвы будут рассмотрены 30 января.

Обвиняемые

Обвиняемые – бывшие оперативники МВД Роман Феофанов, Максим Уметбаев, Акбар Сергалиев, Денис Коновалов и Игорь Ляховец, причастные к задержанию Голунова. По версии следствия, в июне 2019 года они сфабриковали улики по делу о незаконном сбыте наркотиков, возбужденном в отношении Ивана Голунова. Следственный комитет считает, что полицейские незаконно приобрели и хранили наркотики, которые затем подбросили корреспонденту "Медузы". "Феофанов вместе с коллегами Коноваловым, Сергалиевым и Уметбаевым участвовал в составе организованной группы под руководством Ляховца с целью незаконного привлечения к уголовной ответственности Голунова. Не позднее 6 июня 2019 года они приобрели наркотические средства, которые подложили Голунову. В результате было возбуждено уголовное дело в отношении Голунова", – цитирует "Медиазона" выступление следователя в суде.

Экс-полицейские были задержаны 29 января. Им предъявлено обвинение по трем статьям Уголовного кодекса – в превышении должностных полномочий, фальсификации доказательств и хранении наркотиков. Максимальные наказания по каждой из статей – от семи до десяти лет колонии. Как пишет "Коммерсант", Уметбаева доставили в Москву из Ростова-на-Дону, а Ляховца – из Сочи.

"Игорь Ляховец – бывший заместитель начальника отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО. Сообщил, что следствие оказывает на него давление: ему предлагают оговорить себя и сотрудников, чтобы остаться на домашнем аресте. Если этого не произойдет, следователи обещают ему меру пресечения в виде ареста и помещение его в СИЗО. Сообщил, что в день задержания Голунова находился в отпуске и "лишь давал советы другим сотрудникам по телефону". Считает, что на суде "все предрешено". Виновным себя не признает. Говорит, что Голунов "был реабилитирован под давлением общественности", – пишет член московской общественной наблюдательной комиссии Марина Литвинович, посетившая полицейских. – Бывший оперативник Уметбаев Максим виновным себя не признает. Сообщил, что в деле Голунова присутствовал только "полтора часа на обыске, ходил, пристегнутый наручником к Ивану Голунову, в задержании не участвовал". Сообщил о давлении со стороны следствия, которое также предлагает ему оговорить себя, чтобы получить более мягкую меру пресечения. Бывший оперативник Роман Феофанов сообщил, что вину не признает. Сообщил, что давление на него не оказывалось. Бывший оперативник Акбар Сергалиев отказался с нами общаться".

Выступления в суде

Адвокат Феофанова Александр Шабуров в ходе заседания отмечал, что, как следует из обвинения, в преступный сговор полицейские вступили 6 июня. Шестого же июня поступило указание задержать Голунова, а постановление на осмотр места жительства журналиста было вынесено Мосгорсудом в конце мая по представлению генерала Андрея Пучкова, главы УВД по ЗАО. "Феофанов был младшим в той группе, которая считается преступной. Он никаких решений принимать не мог", – объяснял Шабуров.

"Полностью отрицаю свою вину, потому что тут нет никаких доказательств в совершении преступления. Ни меня, ни моих подчиненных. Арест – это давление на меня, психологическое и моральное. Мне уже сообщили, что мне создадут особые условия, чтобы память лучше восстанавливалась. Чтобы службе собственной безопасности было проще работать. Всем известно, что дело политическое, что освобождение Голунова – это не его заслуга и не адвоката", – заявил в суде Игорь Ляховец, передают "Открытые медиа".

Защита Ляховца во время слушаний приобщила к материалам дела копию диплома из университета МВД, трудовую книжку Ляховца – он служил в различных подразделениях ФСКН и полиции, имеет благодарности; также к делу приобщили почетные грамоты от Краснодарской городской думы, от Кубанского казачьего войска и казачьего общества, от краснодарского муниципалитета и прочие – все они касаются борьбы с наркотиками.

Свидетели и возможные организаторы

Вместе с подчиненными на допрос в Следственный комитет 29 января был доставлен их руководитель – бывший глава отдела по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО Андрей Щиров. На фоне обвинений в фальсификации материалов летом 2019 года Щиров заявлял, что в деле нет нестыковок и что сам он подвергается "эмоциональному прессингу" со стороны СМИ. После того, как с Голунова сняли обвинения, Щиров и сотрудники его отдела, а также руководители УВД по ЗАО и глава управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД Москвы потеряли работу. Щиров, Коновалов, Феофанов и Уметбаев пытались восстановиться на службе через суд, но им было отказано в этом. Щиров пока проходит по делу в качестве свидетеля.

По словам источников "Новой газеты", директор ФСБ Александр Бортников анонсировал задержания и аресты по делу Голунова еще 21 января. Это произошло на расширенной коллегии УФСБ по Москве и Московской области, где подводились итоги 2019 года. Также Бортников заявил, что офицеры ФСБ не имеют отношения к аресту Голунова: "В прошлом году была предпринята попытка дискредитировать руководство управления. Распространенная информация [о причастности начальника УФСБ по Москве и Московской области Александра Дорофеева и офицера управления Марата Медоева к уголовному преследованию Голунова] по результатам комплексной проверки подтверждения не нашла. Виновные будут наказаны".

"Личная заинтересованность в продвижении по службе, получение наград и поощрений по службе с целью искусственного повышения показателей выявленных и раскрытых преступлений – мотив совершения преступления в отношении Голунова, по версии Следственного комитета", – отметил адвокат Голунова Сергей Бадамшин. Сам журналист не исключал, что уголовное преследование было связано с его расследованием о похоронном бизнесе. В нем упоминались, в частности, начальник управления ФСБ по Москве и Московской области Алексей Дорофеев и его помощник Марат Медоев.

Смотри также Российские журналисты выступили в поддержку Абдулмумина Гаджиева

  • Задержание журналиста летом прошлого года вызвало большой общественный резонанс. Спустя несколько дней с Голунова сняли обвинения и отпустили. Дело о наркотиках продолжали расследовать и при этом засекретили. В декабре президент России Владимир Путин на пресс-конференции заявил, что по делу есть подозреваемые. Только после слов Путина об этом же сообщил и Следственный комитет. Накануне стало известно о задержании полицейских.