В Беларуси разворачивается очередной коррупционный скандал, который уже назвали "сахарное дело". Все директора белорусских сахарных заводов задержаны, а президент страны Александр Лукашенко заявляет, что предотвратил миллионные потери для бюджета. Эту новую кампанию уже назвали "сахарным делом", особенно громким – поскольку в этом году Беларусь ждут президентские выборы.
"Сахарное дело" началось с почти детективной истории. 24 января рейс B2 899 авиакомпании "Белавиа", вылетевший из Минска в Мюнхен, развернулся над Польшей и приземлился в аэропорту Гродно. Из самолета вывели шестерых пассажиров, их попросили забрать с собой ручную кладь и багаж, борт обыскали.
После этого несколько дней ползли слухи и непроверенная информация об аресте руководителей сахарных заводов. Чиновники и представители силовых ведомств от комментариев все это время воздерживались. 4 февраля обо всём рассказал президент страны: "Такого в Беларуси еще не было, – заявил Александр Лукашенко. – Что сделали эти дельцы: они создали в Москве "прокладку" – торговый дом. Обычная "прокладка". Поставили туда своих. С заводов по бросовым ценам продавали торговому дому в Москве белорусский сахар. Те, увеличив цену, продавали на рынке. Разницу взятками раздавали этим директорам заводов".
Смотри также "Фактор сдерживания". США готовы продать Белоруссии нефть
Глава Беларуси также рассказал, какой факт его возмутил больше всего: "Давно на контроле этот вопрос спецслужбы вели. Мне когда доложили, что по дешевке продавали торговому дому этот сахар, а часть по какой-то там увеличенной цене возвращалась в Беларусь... Может быть, сахар даже не вывозили в Москву и обратно не завозили. А документы шли туда, переоформляли и здесь прямо с заводов на наш рынок поставляли этот сахар с маржой. А потом эту маржу делили на взятки. Это что, нормально?.. Всех туда, и будем разбираться…"
КГБ завел уголовные дела по статье "Получение взятки в особо крупном размере" в отношении ответственных лиц и по статье "Дача взятки в крупном размере", что предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы. Следователь утверждает, что фигуранты дают показания с признаниями и сотрудничают со следствием.
Во вторник, 4 февраля, государственное белорусское телевидение показало фильм в духе российского НТВ, в котором всех директоров крупных сахарных комбинатов Беларуси, а также нескольких других компаний обвинили в коррупции путем продажи упаковок для сахара. "С определенного момента каждый шаг фигурантов дела фиксировался следствием", – сообщал журналист. В репортаже были продемонстрированы кадры оперативной съемки с пояснением, что "противоправная деятельность участников преступной группы документировалась на всех ее этапах". Версии КГБ Беларуси и Александра Лукашенко при этом достаточно разительно расходятся. В сюжете, который показали по телевидению, вся схема вращается вокруг упаковки для сахара и сырья для нее. А Александр Лукашенко до сих пор говорил совсем о другом – о завышении цен через посредников. Впрочем, как отмечают юристы и правозащитники, презумпция невиновности – нечастая гостья на государственном белорусском телевидении.
Смотри также Аншлюс отменяется. Блогеры о провале встречи Путина с ЛукашенкоСудя по информации следствия, под посреднической "прокладкой" имеется в виду Белорусская сахарная компания, учрежденная четверкой белорусских сахарных заводов ещё в 2006 году. Как выяснили журналисты, все фигуранты дела руководят своими предприятиями более десяти лет. Большинство из них имеет прямое отношение к основанию Белорусской сахарной компании.
Массовые коррупционные дела – не редкость для Беларуси. В прошлом году самым скандальным было "дело медиков", когда в залах суда оказались десятки представителей медицинского бизнеса и чиновники от медицины. 27 декабря Минский городской суд вынес вердикт по этому делу, в котором проходил 21 человек. Большинство из них получили от 7 до 2,5 лет лишения свободы или штрафы. Приговоры еще в стадии обжалования. Нынешнее "сахарное дело" произошло в год президентских выборов. А Александр Лукашенко тщательно поддерживает свой имидж борца с коррупцией и беспределом чиновников.