В Будапеште будет установлен памятник "женщинам, изнасилованным во время войн" – формулировка именно такова. Решение об этом было принято Генеральной ассамблеей Будапешта по инициативе мэра города Гергея Карачоня, представителя оппозиции.
13 февраля отмечалось 75-летие освобождения Будапешта от немецких войск и их венгерских союзников из пронацистской партии "Скрещенные стрелы". Отношение к этой годовщине в Венгрии неоднозначное. С одной стороны, как пишет историк Андреа Петё, "венгерское правительство, канонизируя теорию "двойной оккупации" (согласно этой теории, на смену нацистскому господству в середине 1940-х пришло коммунистическое, практически равнозначное по своим негативным последствиям для страны. – РС), переложило ответственность за события Второй мировой войны на оккупантов – немцев и Советский Союз".
Символом такого подхода стал памятник, установленный несколько лет назад по инициативе правительства Виктора Орбана в центре Будапешта: статуя архангела Гавриила, изображающая пострадавшую Венгрию, на которого нападает агрессивный орел (символ нацистской Германии). Памятник напоминает о событиях 1944 года, когда в результате операции "Маргарете" немецкие войска оккупировали территорию Венгрии, несмотря на то что она была союзником Германии во Второй мировой войне. В стране при активном участии венгерских правых радикалов из "Скрещенных стрел" был развязан террор против еврейского населения и политических противников нацизма. Осенью регент Хорти был смещен, а "Стрелы" на пару месяцев пришли к власти, установив в Венгрии под немецким покровительством откровенно террористическую диктатуру.
С другой стороны – есть исторические интерпретации венгерских крайне правых, которые 8 февраля, несмотря на частичный запрет властей, в очередной раз отметили в Будапеште "день чести" – годовщину попытки немецких и венгерских частей прорвать советскую блокаду Будайской крепости в феврале 1945 года. Правым радикалам противостояли муниципалитеты трех районов столицы: они организовали уличную выставку, посвященную "памяти жертв взятия Будапешта – вне зависимости от их национальности, происхождения и религиозной принадлежности", как говорится в выпущенном по этому поводу коммюнике. И это еще одна точка зрения венгров на события тех лет.
Венгерское правительство переложило ответственность за события Второй мировой на немцев и Советский Союз
Памятный знак жертвам сексуального насилия в годы Второй мировой войны в Венгрии уже есть. В городе Чонград год назад по частной инициативе установили мемориальную доску в память о пострадавших тогда местных женщинах. Об установке доски написала только местная пресса, и событие прошло почти незамеченным. А вот 29 января этого года Генеральная ассамблея Будапешта во главе с новым мэром Гергеем Карачонем решила установить памятник "женщинам, изнасилованным во время войн" уже в венгерской столице. Согласно тексту документа, одобренного городскими властями, из-за щекотливости темы строительству будет предшествовать серия консультаций со специалистами, а также организация конференций и прочих образовательных мероприятий, так как "для общественного осмысления темы самой установки памятника недостаточно". На организацию консультаций, проведение конкурса и возведение памятника мэрия выделила в пересчете 100 тысяч евро. Открыть монумент планируют к концу 2022 года.
Историки и политологи надеются, что новый памятник не станет объектом политических манипуляций. "Это решение было принято прогрессивной мэрией, – считает политолог Петер Креко. – Я думаю, что этот памятник не станет частью антирусского нарратива, а, скорее, обратит внимание на важную и реальную тему, которую в связи с оккупацией/освобождением советскими войсками Будапешта часто замалчивают".
Директор Института политической истории Габор Эгри подчеркивает, что множественное число в слове "войны" в названии памятника не случайно: "То, что название памятника говорит не о действиях исключительно советских солдат, а в целом о насилии над женщинами в войнах, подсказывает нам, что инициаторы не хотят попасть в ловушку политики памяти и делать акцент на политическом или национальном аспекте. Конечно, этот памятник неизбежно снова поднимет спор о 1945 годе, о том, была это новая оккупация или освобождение. Однако я надеюсь, что речь пойдет не только об этом, но и о таких вещах, которые обычно остаются в тени. Иными словами, памятник даст толчок более глубокой дискуссии о войне".
Памятник даст толчок более глубокой дискуссии о войне
Тема сексуального насилия над венгерскими женщинами со стороны советских солдат во время Второй мировой войны до 1990-х годов была в Венгрии под запретом, да и позднее попытки ее обсуждения иногда подвергались жесткой критике. Ситуация изменилась на рубеже веков, считает профессор Департамента гендерных исследований Центрально-европейского университета Андреа Петё: "Начались научные исследования, выходят дневники женщин, которые вели их в то время. Появляются церковные источники, которые раньше были закрыты, а теперь исследуются. Начался диалог между историками, и можно надеяться, что он будет проходить в такой форме и на таком языке, который будет доступен широкой аудитории, и она научится лучше понимать прошлое. Снимаются документальные фильмы, появляются театральные постановки и художественные фильмы на эту тему. Дискуссия об изнасилованиях в годы Второй мировой войны не направлена на то, чтобы по мановению волшебной палочки заставить всех думать одинаково. Скорее, речь идет о площадке, на которой прозвучит много мнений, и только время покажет, каким будет эффект".
Андреа Петё изучает тему 20 лет, итогом ее исследований стала книга "Рассказать нерассказываемое", которая вышла в 2018 году. Вместе с книгой историка Гергея Кунта "Многоточие" (2019), документальным фильмом Фружины Шкрабски "Умалчиваемый позор" (2013) и ярким художественным фильмом Марты Месарош Aurora Borealis (2017) они стали частью активной общественной дискуссии, которая привела к идее строительства памятника жертвам насилия. Хотя точных данных здесь нет и уже не может быть, по приблизительным подсчетам историков, количество таких женщин в Венгрии исчислялось многими десятками, возможно, сотнями тысяч.
Андреа Петё в своей книге говорит о том, что в 1940-е годы насилие совершали и немецкие, и венгерские солдаты, но в памяти венгров остались почти исключительно сексуальные преступления советских военных. Автор приходит к выводу, что советские войска разгромили преступные по своей сути гитлеровский и венгерский пронацистский режимы, но, сами совершив преступления против мирного населения, в итоге проиграли в Венгрии политическую битву за память о военном времени.
Исторический контекст
- В 1920–1944 годах Венгрией управлял консервативный авторитарный режим адмирала Миклоша Хорти, носившего титул регента. В 30-е годы он сблизился с нацистской Германией, стремясь вернуть Венгрии территории, потерянные в результате Первой мировой войны.
- Венгерские войска участвовали в боях на Восточном фронте на стороне Германии, большая их часть была разгромлена под Сталинградом и Воронежем.
- В Венгрии в 1930–40-е годы действовали антисемитские законы, к весне 1944 года в результате депортаций на оккупированные Германией территории и принудительной мобилизации в "трудовые отряды" погибли более 60 тысяч венгерских евреев – около 8% всего еврейского населения страны.
- Тем не менее режим Хорти, в отличие от гитлеровского, не занимался тотальным геноцидом евреев, а лидер пронацистской партии "Скрещенные стрелы" Ференц Салаши даже находился некоторое время в тюрьме.
- В 1944 году Хорти пытался договориться о сепаратном мире с СССР и западными союзниками, что и привело к его свержению.
- После прихода к власти "Скрещенных стрел" за считаные месяцы погибли и пострадали более полумиллиона человек – жертвы погромов, депортаций и бессудных казней. В основном это были евреи и цыгане, а также венгерские антифашисты.
- Осенью 1944 года Красная армия вступила на территорию Венгрии. В ходе Будапештской операции она потеряла более 80 тысяч человек убитыми и 240 тысяч ранеными. Будапешт был взят 13 февраля 1945 года.