Альфа-банк продлил блокировку счетов по меньшей мере трех сотрудников Фонда борьбы с коррупцией и одной сотрудницы штаба Алексея Навального после истечения срока ареста этих счетов по делу против ФБК. Об этом в своем блоге заявил менеджер проектов ФБК Леонид Волков.
Срок следствия истек 3 февраля, с ним должен был закончиться арест счетов. Следователи ходатайствовали о продлении блокировки счетов еще на полгода, но не всех, арестованных изначально. Например, у Волкова СКР сначала заблокировал четыре счета в Альфа-банке, а продление ареста запросил только для одного. Волков ожидал, что Альфа-банк автоматически снимет блокировку с трех оставшихся счетов (так, по словам Волкова, сделали другие банки, где у сотрудников ФБК были счета). Но банк отказался это сделать, сославшись на то, что не получал от судебных приставов документов о снятии ареста. Волков утверждает, что такие документы не нужны.
По его словам, с аналогичной ситуацией столкнулись еще как минимум три человека: глава юридического отдела ФБК Вячеслав Гимади, руководитель социологической службы ФБК Анна Бирюкова и сотрудница штаба Навального в Москве Ольга Гусева. Волков пообещал подать на банк в суд.
"Есть решение об аресте счета с 3 августа по 3 февраля, бумага есть в банке, банк должен исполнить, тут никаких вопросов и претензий к самому банку. Наступает 4 февраля. Новой бумаги в банк не поступает. Нормальный банк – снимает арест. Альфа-Банк – придумывает какую-то мифическую бумагу "об отмене ограничений", которая якобы им должна поступить", – отметил Волков.
По информации Волкова, в рамках дела ФБК было заблокировано более 700 банковских счетов у более чем 250 человек – нынешних и бывших сотрудников ФБК и штабов Навального, волонтеров и нескольких случайных людей.
- О возбуждении дела в СКР объявили 3 августа, в день проведения акции оппозиции в центре Москвы. По версии ведомства, с января 2016 года по декабрь 2018 года сотрудники ФБК "получили от третьих лиц крупную сумму денег в рублях и иностранной валюте, которые заведомо для них были приобретены преступным путем".
- Эти деньги, как утверждается, были внесены через банкоматы на счета и переведены фонду. Первоначально в релизе СКР говорилось об 1 млрд рублей, однако в более позднем сообщении ведомства сумма не фигурирует вовсе, а в постановлении о проведении обысков дома у одного из юристов ФБК сказано, что речь идет примерно о 75,6 млн рублей. Остальные формулировки документа, копия которого есть в распоряжении РС, полностью повторяют официальное сообщение Следственного комитета.
- "Эти 75 млн рублей – суммы, которые в последние три года вносились на счета сотрудников наличными через банкоматы. Происхождение очень простое: часть донатов (пожертвований. – РС) мы получаем биткоинами, а один из самых распространенных способов обмена биткоинов на рубли заключается в том, что ты на криптовалютной бирже отправляешь биткоины покупателю, а тот тебе вносит наличные на счет через cash-in, и вам не надо лично встречаться. Это простая, известная и совершенно законная операция", – ответил Волков на обвинения СКР.