Обналичка на базе "Альфы". Серый бизнес в таинственном особняке ФСБ

Коллаж

Корреспондент Радио Свобода заинтересовался судьбой загадочного особняка в центре Москвы и обнаружил, что он принадлежит ФСБ, а в его стенах до недавнего времени были зарегистрированы фирмы, занимающиеся серыми схемами "обналички".

В тихом переулке в московском районе Хамовники, зажатый между стоматологической клиникой и кардиологическим центром, стоит четырехэтажный кирпичный особняк. Он огорожен металлической решеткой, у его единственной двери нет ни одной вывески, а участок тротуара перед домом с двух сторон просматривается камерами наблюдения. Все окна особняка до четвертого этажа всегда закрыты плотными шторами, а ни у входа, ни у массивных ворот, ведущих на небольшую внутреннюю территорию, почти никогда нельзя встретить людей. Тем не менее, поздними вечерами в скрытых за жалюзи помещениях горит свет, а в переулке у здания иногда паркуются черные Toyota Land Cruiser с номерами серий АМР и ЕКХ. В 1980 году в этот особняк переехал отряд спецназа ФСБ "Альфа", а в 2010-е на этот же принадлежащий ФСБ адрес, Олсуфьевский переулок, д. 1 стр. 2, стали регистрироваться сомнительные коммерческие компании, как минимум часть из которых занималась классической "обналичкой".

Москва, Олсуфьевский переулок, д. 1, стр. 2

"Здесь уже можно было развернуться"

Таинственный особняк в Олсуфьевском переулке редко упоминается в открытых источниках, однако о его связи с подразделением "Альфа" есть несколько косвенных свидетельств. Например, переезд отряда спецназа на эту улицу упоминается в материале о первенстве ФСБ по плаванию. Автор заметки рассказывает: "В 1980 году была значительно увеличена численность сотрудников "Альфы". Тогда же состоялся долгожданный переезд на новое место дислокации – в Олсуфьевский переулок, это территория тогдашнего Фрунзенского района Москвы. Здесь уже можно было развернуться. Хотя, конечно, это здание с небольшой территорией не идет ни в какое сравнение с нынешним масштабным местом дислокации Управления "А" (в настоящее время основная база "Альфы" находится в подмосковном городе Балашиха, где располагается Центр специального назначения ФСБ. – Прим. РС)".

Упоминается этот переулок и в воспоминаниях ветерана “Альфы” Алексея Филатова о своем сослуживце Викторе Блинове: "1995 год, 14 июня. Москва. Олсуфьевский переулок, база группы "А", столовая. День. Бойцы сидели в комнате, которую называли столовой. Комната столь высокого звания не заслуживала. У Подразделения "А" не было столовой. Нам ее организовали только в 2001 году, уже по месту нового расположения Группы (к 2000 году закончился процесс объединения отрядов специального назначения в рамках ЦСН ФСБ. – Прим. РС). В этой комнате можно было только погреть еду, принесенную из дома".

Наконец, о соседстве со спецназовцами было известно и жителям переулка. "Другой житель Олсуфьевского удивляется, что строительство начали в непосредственной близости от военной прокуратуры, а в доме по соседству, по рассказам его бабушки, всегда находилось спецподразделение "Альфа", –​ рассказывало муниципальное издание района Хамовники "Мох" в 2019 году.

Группа спецназа ФСБ России

Радио Свобода не удалось установить, использует ли Центр специального назначения особняк в Олсуфьевском переулке сегодня, но здание как минимум до конца 2016 года оставалось на балансе ФСБ, а именно принадлежало ФГКУ "войсковая часть 55002", как следует из постановления Первого арбитражного апелляционного суда по делу о налоговой проверке. Эта зарегистрированная на Большой Лубянке войсковая часть на самом деле является Управлением материально-технического обеспечения ФСБ: подразделение закупало в Китае десятки тысяч пар семейных трусов, развивало собственные девелоперские проекты, а в его кодах ОКВЭД значатся, например, "Деятельность в области демонстрации кинофильмов", "Производство деревянной тары" и "Организация похорон и представление связанных с ними услуг". В/ч 55002 уже попадала в публикации СМИ: в июле 2017 года агентство Reuters выяснило, что ее интересы представляла в судах компания Kamerton Consulting Натальи Весельницкой, оказавшейся в центре скандала о вмешательстве России в американские выборы.

Тот факт, что особняк в Олсуфьевском, скорее всего, и ныне принадлежит в/ч 55002, означает лишь его связь с ФСБ, однако какая именно служба располагается здесь в последние годы – неизвестно. Деятельность этой службы явно любит тишину: cудя по фотографиям сервиса Яндекс.Карты, все окна здания на всех этажах остаются плотно зашторенными как минимум с 2010 года, вынесенные над тротуаром камеры наблюдения появились к 2013 году, а к 2018-му у дома отреставрировали фасад.

"В аренду и субаренду не передавались"

Огороженное здание без вывески с зашторенными окнами меньше всего похоже на бизнес-центр, но по данным базы данных юридических лиц "Контур.Фокус", с 2011 года здесь было зарегистрировано 12 коммерческих компаний. Они похожи друг на друга как два капли воды: невыразительные названия, вроде ООО "ПРОМЭКС" или ООО "Интрейд", широкая номенклатура кодов экономической деятельности (основные почти во всех случаях – оптовая торговля); учредители и генеральные директора этих организаций, по данным "Контур.Фокуса", одновременно являются учредителями и директорами еще десятков подобных организаций, оформленных на адреса массовой регистрации. Девять из этих компаний были в последние три года исключены из государственного реестра в связи с отсутствием экономической деятельности, еще одна готовится к исключению, две оставшиеся формально продолжают существовать. Практически на каждую из зарегистрированных с 2011 года на адрес принадлежащего ФСБ здания фирм были оформлены исполнительные производства по взысканию налогов и сборов, и все они были "возвращены взыскателю, так как невозможно разыскать должника или его имущество".

Смотри также "Проект": офицеры ФСБ "крышевали" российские банки

То, как могли работать и чем могли заниматься эти организации, можно понять на примере одной из них – все еще действующего ООО "Гелиус", зарегистрированного на Олсуфьевском переулке, д. 1, стр. 2 в 2011 году. С 2016 года приставы пытаются взыскать с "Гелиуса" в общей сложности около 30 миллионов рублей, но, как и с другими зарегистрированными по этому адресу фирмами, сделать это не удается из-за "невозможности разыскать должника".

Схема работы "Гелиуса" описана в упомянутом выше постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 2016 года. В 2012 году владимирская компания ООО "ВИП", занимавшаяся строительством электроподстанции "Районная" во Владимире, заключила договоры с несколькими московскими компаниями, в том числе ООО "Гелиус". "Гелиус", согласно документам, должен был предоставить на стройплощадку автомобиль МАЗ, кран на базе автомобиля КамАЗ, экскаватор и бульдозер ДТ-75, поставить бетон марки М-200 и выполнить работы по устройству части пола в складском помещении. Все услуги якобы были оказаны, а документы со стороны ООО "Гелиус" подписаны Романом Черновым и Константином Чернышевым (сейчас они значатся учредителем и гендиректором организации соответственно). Однако в ходе допроса Чернов заявил, что в действительности руководителем ООО "Гелиус" не являлся, в 2011 году за вознаграждение зарегистрировал на свое имя около 15 организаций, никакого отношения к ООО "Гелиус" не имел, документы не подписывал, денежные средства не получал, с Чернышевым К.В. не знаком.

Аналогичные показания дал и Чернышев. Проверка показала, что у ООО "Гелиус" не было и никакой строительной техники, а поставленный на площадку бетон был совсем не той марки, что в договоре, и его, как рассказали следователям рабочие, поставляли местные владимирские предприятия. Наконец, владелец техники, которая в самом деле работала на стройплощадке, объяснил, что работал без документов, на основе "устной договоренности с директором ООО "ВИП".

Другими словами, владимирская строительная фирма перевела московской компании, зарегистрированной в принадлежащем ФСБ особняке, несколько миллионов рублей на основе фиктивных договоров об оказании фиктивных услуг. Реальные работы и поставки производились, скорее всего, за наличные деньги. Это – классическая схема "обналички", которую достаточно широко использует российский бизнес, особенно в строительстве: фиктивный подрядчик, часто из другого региона, получает по фиктивному договору с завышенными ценами безналичные средства, которые затем возвращаются заказчику наличными за вычетом комиссии. Заказчик использует наличные для реальных расчетов с подрядчиками и персоналом, экономя таким образом на налогах.

Обычно в схемах участвует целая сеть организаций, оформленных на подставных лиц, таких как Чернов и Чернышев. У таких компаний бывает множество кодов ОКВЭД, чтобы можно было заключать договоры с заказчиками разных профилей, они обычно не связаны между собой, чтобы не вызвать подозрения у проверяющих органов, и закрываются после 2–3 лет работы. Зарегистрированные по адресу Олсуфьевский переулок, дом 1, стр. 2 фирмы очень похожи именно на такую "обнальную сеть", хотя доказать это на основе открытых данных Радио Свобода пока не удалось.

В судебном постановлении отмечается, что собственником здания, расположенного по адресу регистрации ООО "Гелиус" "является ФГКУ "Войсковая часть 55002", по сообщению которого, помещения в здании по данному адресу в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года в аренду и субаренду не передавались".

Итак, в таинственном особняке в Олсуфьевском переулке, где раньше располагалась база спецназа "Альфа" и которое, судя по всему, по-прежнему принадлежит ФСБ, были зарегистрированы фирмы, по всем признакам занимавшиеся обналичкой и, возможно, работавшие как единая сеть. Федеральная служба безопасности успела откреститься от формально находившихся на ее территории компаний, но очевидно, что регистрация фирм в принадлежащем ей здании не могла обойтись без участия кого-то из сотрудников ФСБ.

Спецподразделение "Альфа" уже упоминалось в связи с незаконным обналичиванием: согласно опубликованному летом 2019 года расследовании изданий "Проект" и The Bell, сотрудники "Альфы" и "Вымпела" обеспечивали перевозку наличных денег, полученных от банков в качестве платы или комиссии за "обналичку" в подконтрольных им финансовых учреждениях. Как говорится в расследовании, банковское управление ФСБ не только контролировало рынок обналичивания, но и предлагало "покровительство" руководителям российских банков за финансовое вознаграждение.