"Умные уехали, смелые работают". Штаб Навального перед выборами

Илья Данилов, координатор штаба Навального в Липецке

Активисты штаба Навального в Липецке 30-летний Илья Данилов, 27-летний Владислав Злобин и 21-летний Александр Наумов объявили, что примут участие в выборах в городской совет депутатов. Сейчас большая часть мундепов Липецка – члены партии “Единая Россия”. Сторонники Навального призвали горожан 13 сентября отдать свои голоса им, чтобы “огорчить единороссов”. В интервью Радио Свобода активисты рассказали, чему их научили выборы в Мосгордуму и как они победили Центр “Э”.

Илья Данилов планирует собирать подписи за свою кандидатуру в депутаты по 29-му избирательному округу:

Сейчас хорошее время для оппозиционеров идти в политику

– Я помогал кампании Ивана Жданова во время выборов в Мосгордуму. Агитировал за него на улицах и организовывал поквартирный обход. Я сначала думал, что выборы в Мосгордуму – не очень важное событие, но потом понял, каким важным делом они стали. Многие прохожие, которых я агитировал за Жданова, требовали доказательств того, что этот кандидат не представитель "Единой России". Они знали, что испугавшиеся поражения едросы пошли на выборы как самовыдвиженцы. Выборы в Мосгордуму показали, что люди готовы выбирать независимых кандидатов. Сейчас хорошее время для оппозиционеров идти в политику.

– Но, возможно, так было только в Москве и лишь среди определенной части жителей?

– По моему мнению, Путина и едросов поддерживает 5% населения. Власть это прекрасно чувствует, нервно стучит ножками и машет ручками в разные стороны, пытаясь подкупить людей бесплатными обедами в школах и одновременно изменить Конституцию. Но это не поможет: антирейтинг существующей власти, по нашим наблюдениям, огромен. У нас есть все шансы проредить ее ряды. Я хотел принять участие в последних выборах губернатора Липецкой области, но понял, что не смогу собрать достаточного количества подписей муниципальных депутатов. Так что мы решили начать с выборов в Горсовет. Это очень непопулярные выборы, но мы сделаем все, чтобы люди приняли в них участие. Для того, чтобы сбросить "ЕдРо", надо убедить население приходить на все выборы, которые проходят.

Антирейтинг власти, по нашим наблюдениям, огромен. У нас есть все шансы проредить ее ряды

– Вы готовы к тому, что подписи за вашу кандидатуру могут забраковать, а вас не допустить?

Мы будем стараться каждого человека, который поставит подпись, снимать на видео, чтобы у нас были доказательства. Нам немного подписей надо собрать 75–85. Мы прекрасно понимаем, что местная власть не горит желанием нас пускать в Горсовет мы уже большая проблема для администрации Липецка, поэтому мы готовы к противостоянию. Я буду использовать свой опыт работы во время избирательной кампании Жданова.

– Чем вы лучше депутатов от “Единой России” и что можете предложить жителям своего округа?

Я прекрасно знаю район, от которого иду на выборы. Я тут живу, хожу пешком по улицам и езжу на общественном транспорте. О проблемах автомобилистов я тоже знаю. Например, знаю, что стоимость места на единственной подземной парковке в нашем районе очень большая. Я кандидат от народа, как бы плакатно это ни звучало. Кроме того, я смогу задавать неудобные вопросы администрации и делать так, чтобы общественное мнение влияло на решение важных городских вопросов. Лучше я тем, что власть как таковая меня не интересует, иначе я уже давно был бы членом “Единой России”. Власть мне нужна, чтобы сократить социальный разрыв между чиновниками и остальными людьми.

Штаб Навального в Липецке


– Как вы собираетесь противостоять соперникам из “Единой России”?

Мы будем делать расследования о кандидатах в депутаты Горсовета. Мы расскажем, как депутаты-единороссы работали последние годы. Открою секрет: они, по нашему мнению, никак не работали. Расследования мы будем записывать на видео и выкладывать на странице штаба в социальных сетях. Избиратели пусть сами решат: хотят они, чтобы все оставалось по-прежнему, или готовы дать шанс новым людям.

– Почему вы думаете, что избиратель вас поддержит?

Сейчас наш штаб поддерживают даже те, кто в 2017 году к сторонникам Навального относился со скепсисом

Я возглавляю штаб Навального почти три года. И я уверен, что мы показали горожанам, как умеем работать. После нашего расследования про школу в Задонске заведено уголовное дело. После другого расследования о коррупции сняли с должности главу города Данков Липецкой области. За это время мы провели много акций протеста. Я считаю, что благодаря нашей деятельности Липецк стал более политически мотивированным городом. Сейчас жители Липецка выходят на уличные акции протеста и интересуются политикой. Когда штаб открыли, горожане не всегда к нам хорошо относились. Да, в нашем штабе не было казачьих погромов и набегов путинских бабушек, но местные жители, напуганные телевизором, вели себя иногда странно. Например, после открытия штаба к нам вбегал мужчина и кричал “резать вас надо”. Я пытался с этим человеком завязать разговор, но он сбегал. В последнее время мы не видим негатива со стороны жителей города. Во время обыска по делу ФБК силовикам не удалось зашугать директора офисного центра и собственницу помещения, которое мы арендуем для штаба. На коронный вопрос следователя СК “Вы знаете, чем они занимаются?” никто не повелся. Сейчас наш штаб поддерживают даже те, кто в 2017 году к сторонникам Навального относился со скепсисом. Конечно, изменение отношения к оппозиции в лучшую сторону ​следствие непопулярных действий властей: пенсионной реформы, уголовных дел против “Сети” и “Нового величия”, преследования участников московских протестов. Люди, которые раньше не были вовлечены в политику, видят эту несправедливость и начинают выражать недовольство. Пока большинство из них делает это в интернете, на кухне, в общественном транспорте, в кафе. Холодильник уже победил телевизор, и народ, по моему мнению, готов искать альтернативу существующей власти.

– Как вы пережили обыски по делу ФБК?

У моей мамы забрали ноутбук, который ей очень нужен для работы. Из нашего офиса сотрудники СК утащили крепления для штативов и старую камеру. Я спросил, почему они забрали только крепления, а штативы оставили. Они нам ничего так и не отдали. Эти меры нас не остановят. Мы записываем ролики на телефон, а если изымут мобильник, будем рассказывать о коррупции в формате наскальной живописи.

– В 2017 году, когда штаб открылся, у вас было много проблем с Центром “Э”. Что происходит сейчас?

Если мы встречаем “эшников”, то снимаем их на видео, задаем им неудобные вопросы и дразним

“Эшники” сначала приходили к моей маме и жене, пытались их запугать, но ничего не получилось. Последний раз я видел “эшника” во время обыска в моей квартире. Он говорил: "Посмотри, до чего ты себя довел". Я ответил: "Вижу, до чего ты себя довел, если в 6 утра роешься в моих вещах". Сейчас, если мы встречаем “эшников”, то снимаем их на видео, задаем им неудобные вопросы и дразним. Они от такого поведения теряются, потому что видят, что их не боятся. Я думаю, мы их победили.

Владислав Злобин, сотрудник штаба Навального в Липецке

Владислав Злобин хочет стать кандидатом в депутаты по 26-му избирательному округу Липецка. Вот что активист рассказал Радио Свобода:

Меня больше всего волнуют проблемы людей с ограниченными возможностями. В Липецке почти нет доступной среды для инвалидов-колясочников. Я их не вижу на улицах, хотя знаю, что людей с ограниченными возможностями в городе много. Мне бы хотелось начать создавать в Липецке доступную среду и менять отношения к людям с инвалидностью. Я болен диабетом 1-го типа, и долгое время у меня была инвалидность, потом ее сняли, потому что изменили нормативы. Я, чтобы получить льготные рецепты на препараты, встаю в 4 утра, в начале 6-го я уже в поликлинике, а в 7 часов там выстраивается очередь в 90 человек. И не все успевают попасть к врачу. Кроме того, инсулин нужного вида не всегда выдают в аптеке. Мне приходится покупать лекарства за свой счет. Я работаю на двух работах, поэтому могу себе это позволить, но многим трудно платить каждый месяц 5 тысяч рублей за инсулин.

– Вы называете себя зоозащитником. Как планируете защищать права животных в Липецке?

Я понял: нельзя защитить права животных, пока нарушают права человека

Администрация города объявила тендер на уничтожение и утилизацию уличных собак и кошек. ​Мы были против такой меры регуляции численности бездомных животных в городе. Мы считали, что эту проблему можно решить гуманными методами.​ Мы боролись с отстрелом животных: проводили митинг, собирали подписи, писали жалобы в прокуратуру. Она долго тянула с ответами, переадресовывала жалобу из одного ведомства в другое, пока не закончился контракт. Мы добились штрафов для администрации, но закупку не отменили. Я во время борьбы против отстрела забрал себе собаку, которая жила на городском рынке и, скорее всего, была бы убита. Назвал ее Тигришкой, она до сих пор со мной. Вот и весь итог зоозащиты. Я понял: нельзя защитить права животных, пока нарушают права людей. Поэтому из зоозащитников перешел в сторонники Навального.

– Почему вы хотите стать мундепом?

В первую очередь, чтобы показать, как должны быть выстроены отношения между жителями и депутатом. Возможно, если люди увидят, что человек, наделенный властью, может быть открытым, честным и работать для общества, которое его выбрало, то они начнут требовать этого от других чиновников.

Сокамерники дали мне кличку Депутат

– Вы как сотрудник штаба Навального в Липецке сталкивались с давлением со стороны силовиков?

Неизвестные люди (мы предполагаем, что “эшники”) писали мне, что я из-за работы в штабе Навального не получу льготный инсулин. Силовики приходили к моей маме, думали, наверное, что она, узнав, что я сторонник Навального, будет в шоке. Но мама, в прошлом секретарь суда, поставила их на место. Я 20 суток отсидели вместе с Ильей Даниловым в спецприемнике за участие в "забастовке избирателей". Ничего страшного в спецприемнике не происходило. Я агитировал сокамерников за Навального и рассказывал о прекрасной России будущего. Сокамерники дали мне кличку Депутат.

– Нет желания эмигрировать?

Мы шутим, что сторонники Навального делятся на умных и смелых. Умные уехали, а смелые продолжают работать. Мы в липецком штабе смелые.

Волонтер штаба Навального в Липецке Александр Наумов


Александр Наумов уверен, что без труда соберет подписи за свою кандидатуру в депутаты Горсовета по 14-му округу.

Шесть лет назад мы с мамой и бабушкой по программе переселения соотечественников приехали в Липецк из Узбекистана. Решили, что нам, россиянам, лучше жить в своей стране. Я помню, как мы, растерянные, стояли на вокзале Липецка, не зная, куда идти. Сняли первую попавшуюся квартиру, там даже кроватей не было. Соседка, пожилая женщина, одолжила нам раскладушку. Мы с ней иногда общались. Полтора года назад у нее возникли проблемы с управляющей компанией, и я к тому времени получил юридическое образование и помог ей написал жалобу. Ко мне стали обращаться другие соседки в нашем доме живет много пожилых людей.

– Какие именно проблемы вы помогаете решить?

Обычно это бытовые проблемы, от которых отмахивается управляющая компания. Недавно я добился того, чтобы в квартире соседки починили батареи. Я собрал подписи, чтобы нам сделали ремонт подъезда. Дом стоял без ремонта 6 лет.

– Вы в каком качестве помогаете соседям?

В качестве соседа, бесплатно. Я не могу отказать пенсионерам я вырос в Узбекистане, там принято помогать старикам. Ко мне стали обращаться молодые мамы из соседнего дома-общежития. Там плохие условия проживания: облезлые стены, вечером нет освещения, лифт постоянно ломается. Мамы попросили меня написать жалобу, чтобы рядом с лестницей сделали пандус спускать и поднимать детские коляски. Но в этом нам отказали под предлогом того, что в общежитии не числятся инвалиды-колясочники. Сейчас местные власти должны построить детскую площадку около общежития. Этого удалось добиться с моей помощью. Ко мне домой постоянно приходят жители района и рассказывают о своих проблемах. Видимо, по всему району пошел слух о Саше, который может помочь.

– Соседи поддерживают вас в желании участвовать в выборах?

Конечно, говорят, что будут голосовать за меня. Все согласны, даже бабушка, которой 90 лет. Жители района знают, что я волонтер штаба Навального, и говорят, что им без разницы, какие у активиста политические взгляды, если к нему в любой момент можно прийти и получить помощь.