Обвал рубля. Обвал фондового рынка. Почему, если в России практически нет заболевших коронавирусной инфекцией? Почему не получается "надеть маску" на экономику страны? Почему она страдает даже больше, чем экономики стран, где эпидемия носит более выраженный характер? В студии экономический аналитик Семен Новопрудский. Ведет программу "Лицом к событию" Елена Рыковцева.
Видеоверсия программы
Елена Рыковцева: С нами Семен Новопрудский. Давайте посмотрим сюжет, как коронавирус влияет на экономику мировую.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Елена Рыковцева: Мы будем говорить с Семеном, как коронавирус вмешался в мировую экономику, в российскую, в частности, экономику. Семен, в вашу личную жизнь он как-то вмешался?
Семен Новопрудский: Пока, к счастью, нет. Я никак не был связан с Китаем в своей жизни, в ближайшее время не собирался путешествовать. Но у меня есть знакомые, которые по-разному описывают, что происходит в Италии. По географии это, конечно, пандемия, если не по количеству заразившихся. Некоторые говорят, что все, как было, ничего страшного, некоторые пишут, что уже закрываются магазины, венецианский карнавал отменен – это общеизвестно. Очаги в Италии тоже разные, те провинции, где больше заболевших, там отменяют массовые мероприятия, в других частях Италии не отменяют. Есть некоторые очевидные вещи, которые придется учитывать. То есть, видимо, придется осторожнее планировать какие-то поездки, видимо, придется осмотрительно себя вести в местах скопления людей, хотя мы каждый день ездим в метро, там не защитишься. Я, честно говоря, верю в данном случае вирусологам, которые говорят, что маски в значительной степени бессмысленны от этого вируса, я вообще не думаю, что это может как-то спасти.
Елена Рыковцева: Моральная поддержка – вам кажется, что вы защищены.
Семен Новопрудский: Это тоже важная вещь – моральная поддержка. Психологический эффект от этого может оказаться в том числе для экономики даже страшнее, чем экономический.
Елена Рыковцева: Я хочу вам показать жуткую фотографию, сделанную в миланском соборе. Это турист из Тайваня, показывает: я не китаец. На всех языках мира у него на спине написано: "Я не из Китая, я из Тайваня". То есть проблема с тем, что у него азиатские черты лица, и от него шарахаются люди. Людям несвойственно отличать японцев от корейцев, корейцев от китайцев и пр.
Семен Новопрудский: Человечество плохо знает друг друга.
Елена Рыковцева: Мы должны теперь принести глубокие соболезнования всем людям с азиатскими чертами лица, от которых реально шарахаются.
Семен Новопрудский: Одно из последствий этого дела не экономическое – это вспышка ксенофобии, китаефобии. Мы видели, например, когда происходят стихийные бедствия, совершенно жуткие кадры того, как вели себя люди во время страшного урагана, который разрушал Новый Орлеан, когда люди голодали, люди становились просто животными, потому что надо было выживать. Эта вспышка ксенофобии тоже может оказаться очень важным последствием коронавируса. Вообще очень страшно было бы, если бы человечество начало конвертировать панику в какие-нибудь бесчеловечные поступки. Мы никогда не знаем, как мы себя поведем в стрессовых ситуациях. Нам легко рассуждать со стороны – когда мы сами оказываемся в страшной ситуации, как мы себя поведем, до конца неизвестно.
Елена Рыковцева: Я хотела показать одну табличку – это свежайшие данные сегодняшнего дня. В Китае больше 75 тысяч человек заболевших, в Южной Корее 977 заболевших, в Италии 229, в Японии 159, в Сингапуре 89, в Иране 43, в США 35, Таиланд 35, Тайвань 28, Австралия 22, Малайзия 22, Вьетнам 16, Германия 16, Объединенные Арабские Эмираты 16, Франция 13, Великобритания 9, Канада 9, Кувейт 3, Филиппины 3, Испания 2, Оман 2, Россия 2, которые уже вышли из больницы; дальше по одному: Афганистан, Бахрейн, Бельгия, Египет, Израиль, Камбоджи, Ливан, Непал, Финляндия, Швеция, Шри-Ланка. Пока нет этой инфекции на просторах бывшего СНГ.
Семен Новопрудский: Очень важно это вписать в контекст других цифр. Сейчас общее количество зараженных в мире больше 80 тысяч, из них больше 75 тысяч в Китае. Понятно, мир воспринимает как в основном китайскую угрозу, которая начинает распространяться. Очень важно смотреть на то, что происходит с динамикой заболевших и выздоровевших. Был момент совершенно жуткий, когда число умерших шло на сотни, выздоровевших было меньше, сейчас выздоровевших в десятки раз больше, чем заболевших. Сегодня Франция объявила, что она излечила всех, кто заболел, но это не значит, что она победила. Важная цифра, которая говорит о непредсказуемости, что в Китае 195 человек заразились повторно, значит, от него нет иммунитета. При этом нас пугает неопределенность. Есть американские свежие данные, они считают свои штаммы гриппа, в США с октября 2019 года по февраль 2020 года от гриппа умерло порядка 16 тысяч человек, то есть в пять с лишним тысяч раз больше, чем по всему миру умерло от этого вируса. Когда люди умирают от предсказуемых более-менее болезней, реакция мира на это гораздо более спокойная, чем на смерть от неизвестного коронавируса, который неизвестно как лечить, который неизвестно как передается, который неизвестно куда распространится.
Елена Рыковцева: Я предлагаю посмотреть опрос наши московских прохожих, как они себе представляют последствия этого вируса для экономики.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Елена Рыковцева: В России два заболевших, которых уже и нет, они вышли из больницы, а рубль российский упал довольно прилично ровно из-за коронавируса. Там, где больше заболевших, в США 35, там доллар, наоборот, укрепился.
Семен Новопрудский: Просто доллар является мировой валютой. Пока из индикаторов, как ни странно, коронавирус повлиял на золото, которое поднялось почти к 1700 долларов за тройскую унцию. Золото и доллар – это всегда для инвесторов, когда кажется им, что грядут потрясения, такие убежища. Как Китай влияет в том числе на российскую экономику? Россия – это страна, которая считается развивающейся, у нее достаточно слабая валюта. Мы видим, как рубль периодически колеблется в зависимости от цен нефть, как бы мы ни говорили, что он не зависит теперь от нефти. Мы видим, как он колеблется от санкций. Китай – это страна, которая вторая экономика мира по ВВП, 15% мирового ВВП – это Китай. Кроме того, Китай – это страна, которая обеспечивает треть мирового экономического роста. Кроме того, Китай – это страна, которая является главной мировой фабрикой по производству массы товаров, например, парадоксальным образом Китай является единственным поставщиком масок от вирусов в Россию. Китай производит каждую вторую пару обуви. Китай является одним из главных поставщиков на мировые рынки фруктов и овощей. Китай по объему товарооборота опередил США. Мы критически зависим от глобальной экономики, а глобальная экономика, ее здоровье, определяется в значительной степени здоровьем экономики Китая.
Елена Рыковцева: Курс рубля, что будет с ним дальше? Допустим, количество заболевших будет увеличиваться.
Семен Новопрудский: Тут зависит не столько от количества заболевших, сколько от динамики этого дела, от того, как долго это будет продолжаться, будет ли вакцина. Последние две недели мы видим, что количество заболевших стало расти медленнее гораздо, чем было до этого. Собственно говоря, это все расплата за неопределенность. Поскольку лекарства от вируса подтвержденного пока нет, непонятно, что будет дальше, непонятно, как замедлится китайская экономика Китай является одним из крупнейших потребителей нефти. Есть ожидания, что Китай существенно замедлит экономический рост из-за коронавируса, он будет потреблять меньше нефти, нефть начинает дешеветь, дешевеет нефть – слабеет рубль. Рубль будет реагировать на то, какие сведения будут о том, что происходит с китайской экономикой. Китай долгое время не давал никакую статистику в корреляции с коронавирусом, потом начал давать. Там есть важный индикатор: у них очень сильно упали продажи автомобилей. Продажи автомобилей в любой экономике – это индикатор того, куда разворачивается экономический тренд. Если продажа автомобилей падает, экономика начинает замедляться, если продажа автомобилей растет, экономика начинает ускоряться. Есть оценки первые, международные чиновники молчали, но в это воскресенье глава МВФ на встрече в Саудовской Аравии с главами минфинов и центробанков «двадцатки», где Россия тоже была представлена, сказала, что коронавирус скорее всего будет иметь длительные последствия для мировой экономики, она впервые дала оценку, сколько мировая экономика потеряла рост от торговой войны Китая и США, которая закончилась довольно быстро и закончилась в общем победой США, там люди договорились достаточно быстро. Она сказала, что это стоило 0,6% ВВП — это очень много в мировом масштабе. Потери от коронавируса она пока оценить не может, но она впервые заговорила о том, что такие потери могут быть именно из-за коронавируса. Рубль, конечно, будет реагировать на цены на нефть, рубль будет реагировать, конечно, на состояние китайской экономики, на любые данные об экономике Китая. Рубль будет реагировать на то, как будет американская экономика реагировать на коронавирус. Она по своим причинам начала немножко замедляться в конце прошлого года, если она будет дальше замедляться из-за коронавируса, то российская экономика и рубль это тоже почувствуют.
Елена Рыковцева: Сергей из Зеленограда, здравствуйте.
Слушатель: Я, наверное, лет 35–40 занимаюсь Китаем. Еще в 1986 году ездил, поразился нищете, которая была, а сейчас ездишь – там, конечно, процветающая страна. Я хочу сказать о ситуации, которая сейчас в Москве среди деловых кругов. Примерно раз в неделю китайцы проводили мероприятия, здесь Дом культуры и дружбы, сейчас все замолкло, полная тишина, не проводятся никакие мероприятия. Было одно мероприятие, там был один китаец, никакого неприятия к нему не было, все довольно благожелательно с человеком общались. Общаемся в чате с китайцами многими, люди, которые в Китае, молчат, залегли на дно. Мы их особо не тревожим. Мероприятие было в Иркутске, проводилась выставка картинная большая художника Турнова, должны были приехать китайские художники, они не приехали. На такие мероприятия наши собираются, плакаты пишут, кричалки говорят: "Ухань, мы с тобой. Держись!" Деловая среда, которая общается вокруг Китая, они поддерживают их. Китайские люди это оценивают, ценят высоко, я считаю.
Елена Рыковцева: Спасибо большое, что вы нам позитивную информацию предоставили.
Семен Новопрудский: Это вообще очень важно, потому что, строго говоря, такие последствия именно человеческие гораздо страшнее всегда, чем экономические. Потому что, когда какая-то эпидемия или пандемия проходит, люди экономические проблемы быстро забывают, а если возникает какая-то ненависть или ксенофобия может оставаться. Одним из последствий этого дела может стать существенное ограничение физической экспансии китайского бизнеса в мире. Потому что Китай все-таки страна, которая по всему миру очень активно инвестирует, китайские бизнесмены очень активно ездят по миру. То есть Китай — это страна, которая наряду с США является может быть главным, слово «экспансия» совершенно нормальное, оно не несет никакого ругательного оттенка, Китай очень активно инвестирует в разные бизнесы по всему миру. Очень может быть, что на некоторое время эта экспансия приостановится. Она потом скорее всего возродится, возможности у Китая есть так поступать, но в целом это может существенно отразиться на какое-то время. Вообще инвест-климат в мире в значительной степени создает Китай, потому что Китай и привлекал огромное количество инвестиций, и сам был очень крупным инвестором. То есть, если замедлятся инвестиции в Китай и замедлятся китайские инвестиции в другие экономики — это тоже почувствует на себе весь мир. Китай является во многих странах одним их главных или главным иностранным землевладельцем, то есть владеет большим количеством земельных участков.
Продолжение разговора слушайте в звуке.