Как равный с равной. Ксения Кириллова – о домогательствах и декретах

Накануне Международного женского дня в прессе вновь заговорили о дискриминации женщин в России. По данным исследования "МБХ медиа", молодые женщины регулярно сталкиваются на собеседованиях с вопросами о том, собираются ли они выходить замуж и заводить детей, имеют ли на данный момент маленького ребенка. Работодатели как огня боятся декретных отпусков или продолжительных "детских" больничных. Для американок или даже российских эмигрантов, давно живущих в США, подобные вопросы показались бы дикостью. Случись такой вопрос – они наверняка подали бы в суд за дискриминацию с полной уверенностью в том, что выиграют дело. Однако так радужно дела в Соединенных Штатах обстояли не всегда.


Россия несколько раньше, чем США, ввела всеобщее избирательное право для женщин, с опережением на три года. В России соответствующий закон приняли весной 1917 года, а в США 19-я поправка к Конституции, наделившая американских женщин правом участвовать в региональных и национальных выборах, была окончательно ратифицирована 18 августа 2020-го. Правда, появилась данная поправка еще в 1878 году, но тогда жесточайшее противодействие, которое было весьма сложно сломать, оказали консерваторы. За это время тысячи женщин побывали в тюрьме за свою гражданскую активность, а движение за отмену избирательного права женщин в США существовало до 1970-х годов.

В то время, когда Советский Союз провозгласил женщину наравне с мужчиной "строительницей коммунизма", вытолкнув её на стройки и заводы, в Америке царили патриархальные нравы. Конечно, женщины имели право работать, но дух патриархального уклада сохранялся в стране очень долго. К примеру, моя знакомая, приехавшая в США в начале 90-х годов, рассказывала мне, что в первые годы работы её коллеги-американки презрительно косились на постсоветских эмигранток, признававшихся, что они привыкли готовить дома: это означало, что женщина неудачно вышла замуж, раз ей приходится стоять у плиты.

"Благопристойный" способ проведения досуга, удачное замужество, высокий уровень достатка, светские вечера – всё это имело значение еще 30 лет назад, притом не только в американской "глубинке", а в обычном коллективе IT-компании в известном сегодня своей прогрессивностью штате Калифорния. В Сан-Франциско, кстати, сохранился маленький живой памятник той эпохи – женский клуб в центре города, выдержанный в старом стиле. В определенные дни в него до сих пор можно прийти, одевшись по моде 50-х или 60-х годов, блеснуть элегантностью, насладиться изысканной беседой и поиграть в бридж.


Еще один "памятник" патриархальной эпохи – планировка старых жилых домов, в которых, в отличие от современных американских квартир, присутствует кухня в привычном нам смысле слова. При этом дом спроектирован так, что кухня полностью звукоизолирована от остальных помещений. Считалось, что мужчинам ни к чему отвлекаться на "пустые беседы", которые ведут на кухне женщины, а женщинам не стоит слушать серьезные мужские разговоры. Многие мамы, а уж тем более бабушки сегодняшних успешных американок предпочитали быть домохозяйками, некоторые профессии не были доступными для них очень долго. Например, агентами ФБР девушки смогли стать только с 1972 года. Через год после этого состоялась знаменитая "битва полов" – теннисный матч между ветераном Бобби Риггсом и ведущей профессиональной теннисисткой того периода Билли Джин Кинг, ставший, по сути, поединком за равные призовые вознаграждения женщин и мужчин в этом спорте. В 2017 году об этом матче даже сняли фильм.

Борьба женщин за равные права в Америке с мужчинами шла упорно, и они достигли в этом больших успехов. Сегодня в США не может даже возникнуть мысли о том, чтобы отказать женщине в приеме на работу из-за наличия детей или "детородного возраста" или платить ей меньше, чем коллегам-мужчинам. Службы помощи жертвам семейного насилия существуют в каждом городе, и любитель поднимать руку на женщин может получить реальные тюремные сроки, тогда как в России семейное насилие считается практически нормой.

Найти золотую середину между равноправием и защитой женщин сложно

Правда, борьба за права женщин, как и любая другая борьба, имеет свои перекосы. "Сексуальным домогательством", к примеру, могут счесть даже неосторожный взгляд, неудачный намёк или шутку, и уж тем более лишнее движение. Да, домогательства имеют место быть, но американцы признают: такие обвинения – удобный способ разрушить чью угодно карьеру. Порой женщины выражают недовольство даже тем, что мужчины пропускают их вперед или открывают им дверь.

Некоторые работодатели в Калифорнии жаловались мне, что просто не имеют возможности отказать на собеседовании женщине-кандидату, поскольку немедленно будут заподозрены в дискриминации, даже если претендующий на то же место мужчина оказывается объективно компетентнее. Такая ситуация не нравится в том числе и многим женщинам, поскольку привилегированность – тоже нарушение равенства, которое, как и дискриминация, приводит к тому, что в женщине видят не высококвалифицированного профессионала и ответственного сотрудника, а в первую очередь женщину.

От завоеванного с таким трудом равноправия страдают порой и сами американки. Равенство прав означает равенство условий и обязанностей, и это проявляется не только в привычке дам платить за себя в кафе. Женщинам приходится в полной мере испытывать на себе жесткие правила ведения бизнеса, который не делает скидку на "слабый пол" и не щадит конкурентов. При бракоразводных процессах судьи далеко не всегда оставляют детей с матерью, как это принято в России. Как правило, ребенок остается с супругом, имеющим больший уровень дохода, а также способным позволить себе услуги хорошего адвоката, и таким супругом часто оказывается муж.

Американцы не проявляют особого снисхождения и к материнским обязанностям женщин. Так, в США не существует привычного для нас декретного отпуска. В соответствии с законом о семье и отпусках по медицинским основаниям (FMLA), американские работники имеют право на 12 недель неоплачиваемого отпуска после рождения или усыновления ребенка (который вправе брать как мать, так и отец). Ни в одном федеральном законе нет требований о декретном отпуске с сохранением зарплаты, а FMLA действует только в отношении компаний с более чем 50 сотрудниками и в отношении тех, кто проработал как минимум год. Это ещё одна из причин, почему американских работодателей не тревожат проблемы декрета, им в любом случае не придется покрывать расходы из своего кармана.

Словом, найти золотую середину между равноправием и защитой женщин сложно. Но в одном представительницы "прекрасного пола" в США могут быть уверены: к ним будут относиться с уважением и принимать их всерьез.

Ксения Кириллова – журналист, живёт в США

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции​