Пионеры рок-н-ролла. Артемий Троицкий вспоминает Сайгон

Saigon Supersound, volume 2. Фрагмент обложки

Хедлайнеры сто сорок девятого выпуска программы "Музыка на Свободе"​ – южноазиатские исполнители, пик популярности которых пришёлся на 1960–1970-е годы. Рок-критик Артемий Троицкий возвращается к начатой пару лет назад теме: о том, как музыку прерывает политика, и о том, что музыку невозможно остановить.

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о пионерах рок-н-ролла и прочей буржуазной музыки в Юго-Восточной Азии. В 1960-е и начале 1970-х там существовала бурная, весёлая, довольно своеобразная и на удивление качественная поп-сцена. А потом ей пришёл самый ужасный конец. Хуже всего, конечно, в Камбодже, где практически все модники-западники, не исключая эстрадных знаменитостей, были просто физически уничтожены. Это знаменитая жуткая история, про которую снят большой документальный фильм ("Не думайте, что мы забыли"), который я представлял в программе "Музыка на Свободе". Нечто похожее, хотя и не по столь трагичному сценарию, произошло в то же самое время и в Южном Вьетнаме.


Сайгон, вплоть до вступления в него армии Хо Ши Мина, был весёлым городом, центром свингующей жизни Восточной Азии, наравне с Гонконгом, а то и превосходя его. Местная богема и буржуазия, французские экспаты, американские военные увлекательно проводили время в бесчисленных клубах, кабаках и борделях, и в этом им, естественно, помогала живая музыка. Её насчитывалось три основные разновидности: "золотая музыка", "молодая музыка" и "актёрская музыка", а все вместе они представляли явление, получившее название "сайгонский cуперсаунд". Я уже рассказывал об этом, но напомню. Первый ("золотой") тип зародился ещё при французском владычестве и представлял собой смесь шансона, сентиментальных народных мелодий, латино и джаза. "Молодёжная музыка" была чистым электрическим рок-н-роллом, слегка приправленным местным колоритом. Кстати, очень похожа на камбоджийский рок того же периода. "Актёрская музыка" очень своеобразна, и сравнить её даже не с чем: по сути, это миниатюрные радиоспектакли с диалогами и комментариями.

Трейлер музыкального проекта Saigon Supersound

Первооткрывателем "сайгонского суперсаунда" для мировой аудитории стал немецкий путешественник и музыкальный коллекционер Ян Хагенкёттер. Он впервые оказался во Вьетнаме в 2005 году, сразу проникся тамошней музыкальной культурой и приступил к нелёгким раскопкам. Студийных оригиналов записей практически не сохранилось, а аудионосители того периода (исключительно синглы и кассеты) приходилось искать по чуланам и свалкам. Результатом исследовательского подвига Хагенкёттера стал проект архивных компиляций Saigon Supersound 1965–1975. С некоторыми экспонатами из этого архива я хочу вас познакомить, поскольку только что в тираж вышел второй том, Volume 2.

Певица Кхан Ли представляет композицию "Дождь падает на крышу старой часовни", написанную Трин Конг Соном. Этого исполнителя называли "вьетнамским Бобом Диланом", поскольку он был пацифистом и сочинял антивоенные песни.

Элвис Фуонг поёт песню "Лоан, девушка с бархатными глазами" – хит из одноимённого гангстерского фильма 1970 года, по стилю напоминающий блюз.

Завершает историческую подборку песня Сон Ка "Праздник полной Луны", показывающая, что "сайгонский суперсаунд", при всей своей космополитичности, был вовсе не чужд фольклорных традиций.

В буклетах сборников ничего не написано о дальнейшей судьбе талантливых вьетнамских исполнителей. Известно лишь, что большинство осело за границей, но некоторые приезжают в бывший Сайгон (теперь Хошимин) и даже на север страны с гастролями, что вызывает дискуссии среди вьетнамской диаспоры на Западе... ​Самый известный в мире вьетнамский музыкант, ​Нгуен Ле – гитарист и композитор, работающий на стыке джаза и этнической музыки, – живёт во Франции и выпустил уже около 20 альбомов. Когда армия Вьетконга входила в покинутый американцами Сайгон в апреле 1975 года, ему было всего 16 лет. Из богатого музыкального наследия Нгуена Ли я выбрал композицию под названием "Как горные птички".

Плей-лист программы "Музыка на Свободе" (выпуск 149):

1. M (France). L’alchimiste, LP Lettre Infinie

2. Pokošovci (Slovakia). Sadiu šuhaj tri jedlovo stromočoki, LP Ludova hudba

3. Psychic Graveyard (USA). The Night, LP Loud As Laughter

4. Gazelle Twin (UK), Old Thorn, LP Pastoral

5. Khanh Ly (Vietnam). Diem xua, LP Saigon Supersound, vol. 1

6. Connie Kim & The Shotguns (Vietnam), Ly luan tinh yeu, LP Saigon Supersound, vol. 1

7. Elvis Phuong (Vietnam). Loan mat nhung, LP Saigon Supersound, vol. 2

8. Son Ca (Vietnam). Thon trang mo hoi trang tron, LP Saigon Supersound, vol. 2

9. Nguyen Le ft. Ngo Hong Quang (France/Vietnam). Origin, LP Overseas

10. Transmaniacon ft. Lydia Lunch & Maya Berlin (UK/USA). The River, The Birds, LP The Strange World of Suzie Pellet

11. The Pineapple Thief (UK). All That You’ve Got, LP Dissolution

12. The Darts (USA). Don’t Hold My Hand, LP I Like You But Not Like That

13. Dawda Jobarteh (Gambia/Denmark). Afro Blue, LP I Met Her By The River