На минувшей неделе в Донецке использовали последнюю доступную невоенную опцию для демонстрации недружелюбия президенту Украины Владимиру Зеленскому и его политике достижения мира в Донбассе – в "ДНР" отменили второй государственный язык, украинский.
Местный народный совет, как всегда единогласно, проголосовал за "инициативу Главы ДНР по внесению изменений в конституцию" – из 10-й статьи убрали упоминание об украинском языке, а заодно внесли изменения в законодательство об образовании. Теперь в бюджетных образовательных учреждениях учить в Донецке будут исключительно на русском.
Отмена украинского была одним из специальных "посланий" из Донецка до этого, накануне саммита глав государств "нормандского формата" в Париже. Тогда Москва играла роль хорошего полицейского, а руководство самопровозглашенных республик Донбасса злого – совершенно синхронно демонстрировало свою непримиримость и "самостоятельность". 2 декабря 2019 года перед самым саммитом Денис Пушилин в Донецке предложил отменить украинский язык как государственный. Тогда же на центральной площади Донецка – имени Ленина – спустили флаг "ДНР" и подняли флаг России.
Сейчас, в марте, флаг России подняли на новом месте – рядом с флагом "ДНР" над контрольно-пропускным пунктом въезда и выезда в Горловке. И именно теперь, через три месяца после "инициативы главы", но во время подготовки нового саммита в Берлине, назначенного на апрель, и переговоров об обмене пленными, которое должно состояться якобы уже в марте, местный народный совет вдруг начал голосовать за изменения "конституции" и поднимать новые флаги России под обострившуюся канонаду на фронте, в том числе и на горловском направлении.
"В настоящее время согласно статье 10 "конституции ДНР" государственными языками являются русский и украинский. Однако применение украинского языка как государственного не нашло своей практической реализации за период с 14 мая 2014 года по настоящее время", – говорится в специальном заявлении по поводу резонансного голосования на сайте народного совета "ДНР".
14 мая 2014 года в Донецке последнюю неделю перед последним звонком работали 34 школы и 750 классов с украинским языком обучения. Мэр Донецка Александр Лукьянченко в 2013 году говорил о почти 30 процентах детей, обучающихся на украинском языке в школах, и 48 процентах – в детских садах. Почти все украинские школы и классы продолжили работу, несмотря на смену власти. Весной 2015 года все родители детей, продолжавших обучение на украинском языке, должны были написать заявление о том, хотят ли они этого и в будущем. Несмотря на то, что затем все школы перевели на русский язык, украиноязычные классы сохранялись. Весь 2014–2015 учебный год ученики и учителя пользовались школьными библиотеками и старыми учебниками, при этом было строго запрещено выдавать на руки учебники по украинской истории и географии.
Все спорные с точки зрения властей темы на географии и истории были заменены на уроки, связанные с родным краем. В сентябре 2015 года двумя белыми гуманитарными конвоями в самопровозглашенную "ДНР" завезли новые учебники – под программы, унифицированные с российскими. В 2016-м перед началом учебного года "министр образования "ДНР" Лариса Полякова гордо отрапортовала о закрытии всех украинских классов в связи с "отсутствием желающих".
С тех пор обучение во всех школах самопровозглашенных республик происходит на русском языке по отпечатанным в России учебникам, российским учебным программам. Многочисленных украинских словесников переучивали с преподавания на украинском в местном институте повышения квалификации учителей. А Лариса Полякова уехала в Воркуту – работать директором филиала Ухтинского государственного технического университета. Так что в сфере образования у самопровозглашенных республик с Россией уже давно полная интеграция.
Снижающийся курс рубля действует на самопровозглашённые республики Донбасса жестче, чем на жителей России
Но даже несмотря на все это украинский язык в школах присутствовал. Раз в неделю в младших классах, например, проводили один урок: 20 минут на язык, 20 – на литературу. В старших тоже был один совмещенный урок украинского языка и литературы. На неофициальном рынке образовательных услуг репетиторы по украинскому языку самые дорогие – без языка трудно получать образование в украинских вузах, поток абитуриентов из Донбасса в Киев, Харьков и Одессу по-прежнему есть, для таких ребят существуют государственные льготные программы.
Теперь – во исполнение решения народного совета – этот единственный урок украинского в школах отменят. Очевидно, что изменения в "конституцию" вносили совсем не ради него.
Отмена украинского как государственного принесет жителям сапопровозглашенной республики определенные проблемы. Об этом сейчас много пишут в донецких группах в социальных сетях. Большинство документов на квартиры, браки, рождения, смерти, участки земли у людей оставались с довоенных времен – то есть на украинском языке. До сих пор эти документы в местном правоприменении учитывались без комментариев как составленные на "втором государственном" языке, теперь их придется в случае общения с местными чиновниками переводить.
Отмена обучения на украинском языке происходит на фоне массового оттока специалистов. Начинающие врачи и учителя получают от 6 до 9 тысяч, опытные – 12. Снижающийся курс рубля действует на самопровозглашённые республики Донбасса жестче: у массы людей после стольких лет войны давно нет финансовой подушки.
Смотри также 200 тысяч граждан России. "ДНР" и "ЛНР" после встречи в "нормандском формате"Гордость за свою подчиненную роль и выпячивание роли Москвы во всем – не новый тренд в Донецке, где решающую роль "советников" (так тут называют кураторов из России), внешнее финансирование и полный политический контроль во всех официальных учреждениях "ДНР" воспринимают в первую очередь как залог того, что никакой "сдачи территорий" Украине не будет и она даже не планируется.
Этой зимой начали "прикручивать" еще и неофициальные СМИ. Арестованного еще в конце января члена общественной палаты "ДНР" блогера Александра Болотина никто выпускать не спешит. Болотин написал у себя на странице в социальных сетях о недостатках питания детей в школах Макеевки и был задержан по статье 328 местного уголовного кодекса за "действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, совершенные публично".
Местная прокуратура в конце февраля после проведённой проверки написала, что проблемы с питанием детей в школах Макеевки действительно есть, но, как дали понять всем заинтересованным в Донецке, блогер Болотин показательно получит реальный срок. Болотин, как человек, публично выступавший с позиций "ДНР", наверное, не сможет рассчитывать на обмен пленными – единственный путь на свободу для обвиненных по политическим статьям в Донецке. С другой стороны, и это не исключено, – было бы желание самого Болотина и властей в Киеве.
Обострение на фронте, ужесточение внутреннего режима и усиление "идеологического противостояния с Киевом" – это тренды, которые сейчас превалируют в сильно уставшем на седьмом году войны Донецке.
В Донецке при этом ничего особенного нового не происходит – та же стрельба на окраинах как маркер начавшегося поздней осенью 2019 года перманентного обострения. То же отсутствие денег у населения – титанические усилия по выплате долгов по заработным платам дают скромные результаты, долги шахтерам возвращают порциями, по 10–15 процентов, задержки на месяц не считаются катастрофой, а заработные платы на заводах в 7–8 тысяч рублей приводят к массовому оттоку специалистов.
Коронавирус здесь не проблема, его на фоне остальных сложностей не замечают – все равно лабораторий, способных его определить, нет. На линии соприкосновения с украинской стороны меряют температуру, с 7 марта военные пообещали еще и заворачивать обратно переселенцев без справок о регистрации в городах на подконтрольной Киеву территории. К новой угрозе тоже отнеслись равнодушно – реально "высланных" ведь еще нет? Кроме того, всегда можно принять таблетку аспирина за полчаса до границы.