Дар коронавируса: верующие не боятся заразиться в церкви

Верующая у мощей Св. Петра и Св. Февронии, Собор Христа Спасителя, Москва, 2019

Россияне морально готовятся к пришествию нового коронавируса. Во многих странах Европы и Азии попытки сдержать распространение инфекции полностью перевернули привычный жизненный уклад: закрыты школы и университеты, отменены мероприятия, опустели бары и рестораны.

Новые меры предосторожности вводятся и для верующих. В Риме до 3 апреля закрылись все католические храмы и отменены воскресные богослужения – мера для Италии беспрецедентная. Высший религиозный законодательный орган консервативного иудаизма посоветовал иудеям отказаться от рукопожатий и целования ритуальных объектов. ​Впервые в истории опустела площадь в Мекке, где расположена главная святыня ислама – Кааба.​ Рамзан Кадыров призвал чеченских мусульман соблюдать гигиену и не собираться толпами:

В первую очередь хочу призвать воздерживаться от участия в ничем не оправданных массовых мероприятиях, не посещать самим и не водить детей в места скопления людей, категорически отказаться от зарубежных поездок...

Нашему народу характерно соблюдение санитарных норм и порядка. Уверен, что и в этот непростой период времени будем об этом помнить.
Мусульманам предписано в день пять раз молиться, строго следить за своим здоровьем, особенно трепетно относиться к вопросам соблюдения норм гигиены, чистоты, порядка.

Заверяю, что руководством республики принимаются исчерпывающие меры контроля за ситуацией. Случаев заболевания коронавирусом в ЧР не установлено. Храни вас Всевышний Аллах!

Российским верующим Священный Синод тоже рекомендовал "неукоснительно соблюдать гигиенические меры", но ​в то же время массовые мероприятия РПЦ проводит как ни в чем не бывало, отмечают в Сети: в Казанском соборе Санкт-Петербурга до 17 марта выставлена для поклонения частица мощей Иоанна Предтечи.

Михаил Виноградов

Священный Синод считает важным последовательное и неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических мер профилактического характера на приходах и в монастырях, в том числе более широкое применение санитарных растворов для дезинфекции кивотов икон, к которым прикладываются верующие, использование одноразовых стаканчиков для запивки (c) официальный сайт Московского патриархата

Марина Пугачева

И одновременно привозят в Казанский собор мощи Иоанна Крестителя

В репортаже газеты "Фонтанка" не обошлось без колоритных деталей:

Сотни верующих в условиях пандемии выстроились к частице мощей пророка Иоанна Предтечи, которую привезли в Казанский собор Петербурга из Иерусалима. Следы поцелуев с сосуда тряпочкой стирает волонтер, но за всеми она не поспевает.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Верующие в Петербурге не боятся коронавируса

Дьякон Андрей Кураев уверен, что последствия этих "гастролей" не заставят себя ждать:

...Епархия проводит гастроли анатомического театра с Иерусалима: привезли "Частицу мощей Иоанна Предтечи". (Зачем? Со времен имп[ератора] Павла в городе наверняка и так есть мощи Предтечи). В то время, как весь мир отказывается от необязательных собраний, С[анкт-]п[етер]б[ургская] епархия выстраивает очередь.

А ведь Петербург - любимый город китайских туристов. Так что зараза там наверняка есть. Вот и остается ждать периода ее созревания.

Бьет она как раз по церковному контингенту - пожилым людям.

Так что если кто заразился именно сегодня - ясно станет в начале апреля. Но митрополит ни за что не ответит.

Очередь к привозной святыне протянется в ближайшее время и в столице: 14 марта в Москву привезут мироточивую икону Богородицы. Между тем отдельные группы верующих проявляют похвальную осторожность: в Липецке отказались от идеи проводить крестный ход после того, как в области обнаружили троих зараженных.

Марианна Максимовская

В Липецке отменили крестный ход против коронавируса из-за коронавируса - коротко все про нашу жизнь.

Украинские православные между тем подобный крестный ход успешно провели.

Ян Валетов

"В Виннице прошел крестный ход против коронавируса"
21 век. Заканчивается его первая четверть.
Я просто не нахожу слов.
Я понимаю, что этот крестный ход никому не повредит, если, конечно, вся эта толпа не бросится целовать оклад какой-нибудь целительной иконы. Но хочется дать совет...
Руки мойте чаще. Не идите в общественные места, если чувствуете себя больным и температурите. Прикрывайтесь, когда чихаете.
От поражения альвеол молитва не спасает, но, если судить по толпе, то об этом мало кто догадывается. Если среди этих людей было несколько зараженных, то можете представить себе количество инфицированных во время этой милой протестной прогулки.
Я понимаю, что среди ходоков мало приверженцев теории Дарвина, но естественный отбор никто не отменял.

Крестные ходы помогают, уверен автор телеграм-канала Сыны Монархии:

Интересно, что единственная страна, где нет ни одного заболевшего коронавирусом – Черногория.
Именно сейчас в Черногории уже несколько месяцев идут массовые многотысячные крёстные ходы и молебны из-за конфликта прозападного либерального правительства и Сербской Православной Церкви.
Совпадение?) не думаю!

Закрытие церквей критикуется некоторыми священниками как вероотступничество.

Дьякон Свято-Архангело-Михайловского собора в Нью-Джерси Андрей Логвиненко:

Церковь не может жить без богослужений, без совершения Таинств, без Причастия. И вот в связи с эпидемией это все запрещают. Да, пока на несколько недель. Но где гарантия, что запрет не продлят? И должна ли Церковь повиноваться такому запрету? Ведь запрет на богослужение – это удар в самое сердце Церкви.

Это похлеще чем ПЦУ, угрозы переименования и даже конфискации храмов. В конце концов, Церковь жила и без Лавр, и без храмов. Отберут – будем как в апостольские времена «…преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца…» (Деян. 2, 46) то есть совершая Таинство Евхаристии, это ведь в связи с ПЦУ не запрещают. А в связи с коронавирусом – запрещают. Вот в Словакии Церковь уже заявила, что не подчинится и государственные власти сейчас раздумывают как Ее теперь наказать.

Но самые ожесточенные споры развернулись по поводу причастия. Многие священники, как выясняется, убеждены, что церемония массового вкушения святых даров с одной ложки не может привести к передаче инфекции от одного человека к другому. В частности, об этом официально заявил митрополит православной церкви Чехии и Словакии.

Владимир Поморцев

Коронавирусом нельзя заразиться через святое причастие, — считает митрополит чешских земель Растислав.

Официальное заявление митрополита Чешских земель и Словакии Растислава в связи с эпидемией коронавируса.

В связи с эпидемией, вызванной новым коронавирусом (инфекция Covid-19), и в ответ на требования государственных органов принять меры по предотвращению распространения вируса (предложение ограничить богослужения и изменить способ принятия причастия верующими) считаем правильным всем тем, кто опасается, что могли бы во время богослужений заразиться при целовании святых икон и принятии причастия из одной чаши, напомнить следующее: святое причастие никогда не было и никогда не будет причиной болезней или смерти, а наоборот является постоянным источником новой жизни во Христе, прощения грехов и исцеления души и тела.

Способ принятия святого причастия духовенством и верующими из одной чаши не будет меняться во время возможной пандемии, священники соответствующим образом объяснят верующим, что такой способ принятия святого причастия никогда не представлял и никогда не будет представлять никому никакой опасности.

Верующие, которые опасаются причащаться из одной чаши одной и той же ложечкой, должны попросить своих духовных отцов совета, как укрепить свою веру и продолжить свой рост в церковном сообществе.

Это же касается целования святых икон. Православные верующие имеют твердую и живую веру, что они находятся под защитной молитвы и благословения святых, изображенных на иконах, и не опасаются заболеть.

Позицию чешско-словацкого митрополита поддерживают и многие священники как в России, так и в Украине.

Ириней Иринеус

По поводу возможности заразиться через Причастие. Скажу очень просто, как дьякон, нас (дьконов) просто не было бы. Давно вымерли бы как мамонты.
За каждой литургией причащаются больные чем угодно люди. После каждого лжица погружается в Чашу. А оставшиеся Дары потребляет (съедает) дьякон.
У меня всё.

Александр Овчаренко

Я тут подсчитал некоторые данные, в связи с "рекомендациями" из-за эпидемии коронавируса в ряде стран не служить Литургию и причащать людей. Так вот:

Я уже более 20 лет (22 года) предстою у Престола Божия как священник и регулярно потребляю Святые Дары после причащения мирян. Т.е. каждое воскресенье и каждый день на служащей седмице, а так же в праздничные дни! Замечу, что я служу в одном храме все это время, а прихожан у нас более 300 человек, т.е. тех, кто причащаются регулярно на двух воскресных Литургиях.
Для удобства подсчета, я буду округлять и возьму 20 лет.
И так.
1.Берем 52 нед.в году(это значит 52 воскресенья, когда я служил каждое воскресенье раннюю Литургию) умножаем на 20 лет получаем 1040 раз
2.Берем эти же 52 нед.в году делим на 4 (я каждую четвертую неделю заступал на служащию) = 13 раз в год, умножаем на 6 дней недели(т.к. воскресенье мы уже подсчитали), получаем 78 дней и умножаем на 20 лет получаем 1560 раз.
Итого:
За 20 лет я потреблял Чашу 2600 раз.
Как известно, в храм приходят совершенно разные люди со многими заболеваниями. В среднем два раза в год в Запорожье случаются эпидемии гриппа и ОРЗ в целом. Ни разу после потребления Святых Даров я не заболел!
Я болел если или перемерз, или сидел на сквозняке, или включал кондиционер.
Святые Дары - духовный огонь, опаляющий не только грехи человеческие, поверьте мне наслово!
😉😊
#коронавирус

Рустем Адагамов

Епископ Православной церкви Украины, митрополит Димитрий (Рудюк) из Львова: «Коронавирусом во время причастия, когда верующие пьют вино из одной ложки, заразиться нельзя. Отказ от облизывания ложки — богохульство». В фейсбуке этому болвану аплодируют: «Чітка та глибоко аналізуюча позиція Архипастиря. Дякую Владико!»

А мы тут недавно ужасались на иранцев, которые там у себя в мечети ворота лижут. Дикарями называли.

Настоятель Данилова монастыря в Москве Петр Мещеринов уверен, что изменить сложившийся порядок причастия невозможно:

Не очень я понимаю невероятного объёма и напряжения баталии про заражение через причащение. У нас что, коронавирус уже свирепствует?

Если вставлять свои пять копеек: сейчас церковный чин устроен так, что раздельное причащение каждого человека невозможно. Опыт (мой) свидетельствует о том, что через Чашу священники и диакона (во всяком случае) ничем не заражаются (во время эпидемий гриппа и проч.). История с отдельными лжицами на большом приходе мне представляется технически невозможной (на маленьких приходах, в больничных храмах это осуществимо).

Какой тут может быть выход? Или причащаться, или не причащаться, только и всего. Сейчас все совершенно свободны, и каждый в свою меру веры выбирает для себя образ действия. А сеять панику — последнее дело.

Эту позицию критикует библеист Андрей Десницкий:

Защитники тезиса "через причастие нельзя ничем заразиться" являют миру удивительное сочетание упрямства и магического мышления.

- Вот у нас дьякон потреблял дары после туберкулезников и не заразился - Ну да, опасность заражения не значит, что заражается каждый и всегда, но что миновало молодого здорового дьякона, легко может не миновать ослабленного пожилого человека или ребенка.

- Дары есть плоть и кровь Господни, как же они могут передавать заразу - Чистая схоластика, ведь во всех остальных отношениях они не теряют свойств вина и хлеба, почему должны потерять его в этом?

- Приведите примеры, чтобы кто-то заразился - Так медицинская статистика вещь конкретная и требовательная, у нас ее просто в этом отношении нет, значит, ничего не можем утверждать, нужны эксперименты и притом массовые, вы же сами на них первые не пойдете.

- В правилах святых отец... - В них вообще ничего нет о вирусах, бактериях, иммунитете и прочем, давайте тогда отменим всю современную медицину аки языческое мудрование.

- А ты просто веруй и не рассуждай! - Ага, приехали.

Ну то есть "мы так привыкли и потому все и всегда должны делать и думать как мы". Ну прямо как у Терешковой: нечего тут мудрить, давайте как при Брежневе жить, я так привыкла.
Я не утверждаю, что заразиться можно. Я утверждаю, что гипотеза "зараза может передаваться через причастие" выглядит вполне разумно и пока не опровергнута. И я утверждаю, что цена ее неразумного отвержения может быть очень высока - это человеческие жизни.
Так вот, если расстаться с "синдромом вахтера" и задуматься о том, как обезопасить людей от возможной опасности, можно найти разные варианты. Самый простой, который практиковался в древности и который остается у католиков - священник окунает частицу Тела в Кровь и вкладывает ее в уста верующего, может быть даже - некими особыми щипчиками. Чашу не целовать, платом губы не вытирать, а подставлять его на случай, если кто-то обронит частицу.
Нарушает каноны, вредит благочестию? Не вижу, как.
Ну и прочее многое можно пересмотреть: не обязательно всё целовать всем подряд, приветствовать святыни можно разными способами, или даже обозначать поцелуй.

Вопрос в одном: человек для субботы или суббота для человека. Мне сдается, Учитель на него уже ответил. Не помните, как?

Для многих верующих идея, что Святые Дары могут стать причиной заражения, действительно близка к святотатству.

Андрей Осипов

Бред. Через Лжицу нельзя заразиться. Иначе какая же это вера в Причастие? А от совместной молитвы с больными - вполне можно заразиться.

Антон Воеводин

Тут еще очень важный момент десакрализации. То что не может защитить меня от вируса (а напротив может служить переносчиком) может ли защитить меня от сатаны? Является ли сакральным то, что полностью вписывается в физику этого мира? Для многих ответ на этот вопрос сильно подвязан на веру в сакральное и в Бога как таковую

Катерина Богуцкая

Допускаю, что как-то неправильно понимала ситуацию ранее, но я жила с мыслью, что через причастие невозможно заразиться чем бы то ни было. Я слышала это всегда от всех батюшек, на самых разных приходах. Теперь в голове некий каламбур. Ведь если Дары- самое святое, что может быть, могут передавать вирусы и болезни, то это как-то ставит под сомнение святость самого Причастия и, соответственно, его необходимость.

Вера Пандова

Я думаю, человек который причащается не должен боятся умереть , а сама смерть ему должна казаться меньшим злом, чем боязнь заразиться через такое Таинство

Аргументов за причащение с одной ложки у верующих находится множество, и, как правило, образцово антинаучных. Одни считают церковное вино антисептиком, убивающим вирусы, или даже убеждены, что вирусы "не выживают во рту", другим кажется, что на ложке "не осядет" нужное количество заразы, третьи и вовсе ратуют за то, чтобы делить с общиной все, в том числе и ее болезни.

Зоя Чистикова

Вирус - это не бактерия. Он не передается через ротовую полость. Он передается через слизистые носа и глаз. В ротовой полости кислотно-щелочная среда такая, что он не выживает. Не только этот, любой. Кроме того, причастие - это Христос под видом вина, ну по поводу Христа говорить нечего, но вино - это антисептик, в нем кислота и спирт, что для вируса есть невыживаемая среда. То так, а лишь бы поговорить.

Елизавета Мария Сеньчукова

Лжица, если эпидемий нет, вообще практически безопасна. Там не такое количество вещества, это как гомеопатия.

Анна Лебедева

Но причастие - не столько личное дело, сколько дело общины, а таким образом получается, что вы не хотите иметь с общиной ничего общего.

Но есть и те, кто сомневается в безопасности этой церемонии.

Анна Свиридова

А кто вёл или ведёт статистику заражения на проходах? Ну никто ведь? Я вам скажу из своего опыта 25 лет, я конечно не могу утверждать, что это строго после причастия, конечно ходила и в другие места, но всё-таки.....ну с одной ложки несколько десятков, так некоторые ее еще и облизывает ее, потом тебе губы вытрут одним концом и поцелуешь чашу и икону, которую уже целовали до тебя. Слушайте, ну почему вы не хотите посмотреть в микроскоп, ну давайте, ну мы же не в средних веках...ну делать нужно что-то с этим...ну поймите ,Бога ради!

Позиция "если я заражусь и умру, значит, так хотел Бог" тоже вызывает критику.

Мария Батова

В общем, я сама причащаюсь в любых условиях и много лет причащалась, например, после толпы заключённых, когда мы несли тюремное служение. Я никогда не думаю о том, могу ли я заразиться через Причастие. Но бывало, что подхватывала вирус в церкви без всякого причастия, например, после одного соборования.

И упаси меня Бог от двух вещей: упрекать тех, кто боится заразиться во время эпидемии - и хвастаться тем, как я "ничего не боюсь". Я могу причащаться в начале, в конце, это ничего не меняет, ну, так получилось.

А вот зато я вслух по-честному называю дураками тех, кто сейчас бахвалится, что "даже если там смерть от вируса, то как христианин может бояться смерти? Ведь там Христос! Если и смерть, то с Ним!"

Дураки. Своей смерти не бойтесь сколько хотите. А других, будьте любезны, берегите, чтобы они не умерли из-за вас. Даже мысленно. Жонглеры чужими жизнями. Теоретики. Не в цирке.

А хотите "умирать со Христом" - идите работать волонтерами в хоспис, или в организацию против пыток, посмотрите на смерть поближе. Может, щёлкнет что.

Большая группа верующих все же призывает разработать схему церемонии, при которой прихожане смогут соблюдать элементарные нормы гигиены.

Кирилл Говорун

Поскольку спрашивают, отвечаю.

Да, вирус может передаваться через чашу. Думать иначе — это докетическое отношение к Дарам. Всякий приступающий к чаше должен это четко осознавать и принимать решение: приступать или не приступать, — исходя из этого понимания. Обманывать людей и себя, ссылаясь на веру и обещая, что ничего не будет, богословски неверно, а также безответственно и может даже преступно.

Я, например, прекрасно это осознаю и, тем не менее, потребляю Дары после всех.
Но при этом в нашем храме в алтаре мы даже целование мира перед Символом веры перевели в бесконтактный режим и только кланяемся друг другу.

Какая может быть альтернатива тому, чтобы не причащаться вообще? Можно, например, раздавать Дары каждому в руки — как это у нас принято с диаконами. Это не устраняет совершенно, но минимизирует риск заражения. Кстати, католики у нас здесь перешли от практики класть облатку каждому в рот к практике класть ее в руки.

Ксения Лученко

Выход из-за печки: я всю свою церковную жизнь старалась встать в очередь к причастию пораньше, чтоб вот поближе к детям, чтоб передо мной не вся толпа с этой ложки. Понятно, что это никакого эффекта бы не имело, чисто психологически. Запивка ещё (какое дурацкое слово, кстати). В таких софринских золочёных мини-чарочках. Или в обычных чашках, где попроще. Я чарочку всегда за ручку брала левой рукой, чтоб пить хотя бы с того краю, с которого меньше пили. Киоты в жирных пятнах... А как же, "к празднику" же надо приложиться.
Вот, кстати, именно так навык "не думать" и вырабатывается. "А вы не думайте, делайте, как положено, маловеры, никто ещё в храме не умер".
Таки я мечтаю, что теперь у нас будут одноразовые стаканчики для воды и запивки, какие-нибудь экологичные, одноразовые же лжицы (можно сжигать картонные или деревянные, а кто-то на днях предложил делать из хлеба, сразу с просфорой получается). Вместо целования Чаши, Ей можно поклониться, что делать с платом и нужен ли он - вопрос. Но тоже, конечно, одним куском ткани столько ртов...
В притворах повесить дозаторы с дезинфицирующими жидкостями: перекрестился, вошёл, руки обработал - пошёл дальше. Перед иконами в киотах положить антибактериальные салфетки - протёр перед собой стекло, приложился, перекрестился. Кстати, и дозаторы, и коробочки могут быть красивыми - вот и "Софрино" своего не упустит.
И не на время эпидемии коронавируса, а насовсем. Просто потому, что практика причащения сложилась в те времена, когда про вирусы ничего ещё не знали, и мегаполисов не было. А теперь это вопрос этикета, хорошего тона. Просто апдейта практик, а никак не сути веры.
В заявлении Синода, кстати, каким бы корявым оно ни было, не написано, как тут многие утверждают в фейсбучных баталиях, что "через Святые Дары нельзя заразиться". Это богословски неверно, и превращает христианство в какую-то магическую пародию, при этом комичны аргументы с совершенно позитивистскими требованиями "докажите экспериментально, что от причастия можно заразиться". Комиссия по чудесам )

На одноразовые деревянные ложечки для причастия уже перешла Финская православная церковь. Она же рекомендовала прихожанам больше не целовать иконы, кресты, чаши и руки священников – вместо этого достаточно, например, поклониться.

К здравомыслию призывает дьякон Андрей Кураев:

Если бы епископом был я, то в своем вирусном послании я бы напомнил людям,

- что все субботы для человека, а не человек для типикона
- что искушать Бога требованием непременного чуда и защиты есть прелесть и грех
- что нельзя выставлять напоказ свою "крепкую веру" и "безбоязненность"
- что геройствовать отважно лучше по другим поводам, спасая других людей, а не умножая угрозу для них и для себя
- что нельзя идти по пути неопротестантских сектантов, которые похваляются тем, что змеи их не кусают
- что лучше сохранить себя максимально здоровым для помощи заболевшим
- воздержание от посещения служб в эти дни считать подвигом ради ближнего, а не слабостью, ибо это отказ от того, чего хотелось бы ради того, что дОлжно.
- что Промысл Божий призывает нас к келейным молитвам, особенно уместным во дни Великого Поста
- что нет греха в том, чтобы исполнить рекомендации гражданских и санитарных властей и на время воздержаться от посещения многолюдных служб
- что если сложившиеся обстоятельства породят в вас тоску по Причастию и храму, это будет хороший плод данного Поста.
- что в Чаше, конечно, Кровь Христова, но это не гарантирует Чашу от попадания туда еще и чего-то другого (хоть мухи, хоть вируса: см. Известие Учительное а также историю рипиды и покровцов)
- что все целования (в том числе рук иерархов) запрещаются

Конечно, я запретил бы в этом сезоне проводить новомодные массовые соборования, то есть многочасовые собрания и так не очень здоровых пожилых полураздетых людей, стоящих плотными рядами в закрытом и непроветриваемом помещении.
А воскресные Богослужения хорошо было бы вообще вынести за стены храмов на открытый воздух - благо, уже идет тепло.
На храмовом полу приказал бы начертить клеточки размером полтора на полтора метра и пояснил бы, что в каждом квадрате к любую минуту может находиться лишь один человек.
Ну, а после этого уже можно было бы перейти к мелочам типа протирания икон или одноразовых ложечек.