Почём баррель и доллар? Владимир Голышев – об импорте и замещении

На встрече с инвесторами Владимир Путин с трудом сдерживал улыбку. Можно было подумать, что он не знает, почём нынче баррель и доллар. Оказалось, что знает и эти цифры его… радуют: "Есть все шансы для того, чтобы ключевые отрасли производства Российской Федерации вышли из этой ситуации значительно более окрепшими и готовыми к дальнейшей очень серьезной конкурентной борьбе". Эти путинские слова могли показаться пустой бравадой, попыткой подсластить пилюлю: мол, опять принесли кошельки россиян в угоду в жертву большой политике и лично Игорю Ивановичу Сечину! Доколе! И так далее.


И я так подумал, но быстро остыл. Потому что родился в Сочи. А для сочинца нет ничего важнее курортного сезона, который вот-вот начнётся. У нас. А в Турции его уже официально перенесли на конец апреля. И, по оценкам экспертов туристической отрасли, продажи туров на этом направлении в России упали в среднем в 4 раза. В турецкой туриндустрии началась жирная чёрная полоса, которую обеспечили три фактора: антироссийские настроения из-за Идлиба, коронавирус и "лёгкий" рубль. А сочинцам и крымчанам впору откупоривать шампанское. В прошлом году в Турции отдохнули 7 миллионов россиян. Этим летом многие из них предпочтут отечественные пляжи.

С войной у полководца Путин всё в порядке – ружья начистили, карты начертили, строевую песню выучили. А что у него с миром?

Наблюдательные телезрители давно заметили, что в преддверии курортного сезона всегда сталкиваются два потока апокалипсических новостей: про ужасы Турции и про ужасы Сочи и других российских курортов. В Турции туристов травят токсичными напитками, а туристок насилуют циничные аниматоры. Сочи же вот-вот будет разрушен страшным землетрясением, и вообще там прямо из земли сочится страшно вредный газ радон. Понятное дело, все эти ужасы – заказные. Так туроператоры воевали между собой. Побеждали всегда турецкие. В конце концов, по соотношению цена/качество до последнего времени Сочи действительно не мог составить конкуренции Анталии. Не говоря уже про запущенный украинский Крым! И вот российские курорты сорвали джекпот! И это только Турция. А сколько россиян в этом году не поедут в Европу, в Таиланд, на Бали и пр.? Год за годом миллиарды и миллиарды рублей менялись на доллары и евро, чтобы никогда не вернуться в Россию. И вот этот канал перекрыт, а 2020 год имеет все шансы стать годом рождения действительно массового внутреннего туризма. Это настолько огромная бочка мёда, что слёзы всех разорившихся туроператоров ложку дёгтя никак не заполнят…

Смотри также Экономика вечного Путина


Возьмём ещё что-нибудь простое и понятное. Например, зерно, по экспорту которого Россия выбилась в лидеры. Не успел рубль как следует просесть, а во Франции уже бьют в набат: "лёгкий" рубль даёт возможность России вытеснить французское зерно с рынка Египта! Минсельхоз США вынужден пересмотреть прогноз на российский зерновой экспорт. А в Новороссийском порту отгрузка зерна по сравнению с 2019 годом удвоилась. Даже самый поверхностный мониторинг покажет, что похожая ситуация практически со всем остальным российским экспортом. "Лёгкий" рубль позволяет его значительно нарастить, а это новые рабочие места и дополнительные налоговые поступления в госбюджет, которые позволят покрыть часть издержек от "лёгкой" нефти. То есть уже сейчас мы можем констатировать: с войной у полководца Путин всё в порядке – ружья начистили, карты начертили, строевую песню выучили. А что у него с миром? Ведь снижение курса рубля означает неизбежный рост цен, который ударит по карману каждого россиянина.

На самом деле, это момент истины для того самого импортозамещения, о котором столько трубили федеральные каналы. Потому что сила удара по нашим кошелькам прямо пропорциональна тому, насколько импортозамещение – фикция. Первые новости обнадёживают – основные компании-ретейлеры сообщают: их поставщики отпускные цены пока не повысили. А в "Ашане" подчеркнули, что в их ассортименте импортные товары составляют только 20%, и те в основном непродовольственные.

Мы настолько привыкли, что любые колебания курса рубля немедленно отражаются на ценниках в магазинах, что в хладнокровие ретейлеров трудно поверить. Я бы и не поверил, если бы сам не ходил в их магазины за покупками. То есть в сельском хозяйстве и пищевой промышленности импортозамещение не фикция. В остальном действует простое правило: чем больше импортных компонентов в товаре, тем он дороже, чем больше импортных товаров в твоей потребительской корзине, тем больше рублей придётся за неё выложить. Хорошего в этом, конечно, мало. Но кому сейчас легко?

Владимир Голышев – публицист и драматург

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода