Упадет ли цена на нефть ниже нуля, есть ли предел роста доллара и что будет, если временные меры по борьбе с кризисом станут постоянными? Об этом в новом выпуске программы "Деньги на Свободе" с экономическим публицистом Максимом Блантом.
Пандемия продолжается. Меры, которые принимаются по всему миру для борьбы с ней, становятся все менее совместимыми с нормальным функционированием как отдельных национальных экономик, так и всей мировой экономики в целом. Китай оживает, но без внешнего спроса наверстать упущенное за два месяца простоя не получится. А спросу этому взяться неоткуда. Европейская экономика в карантинной коме.
Полная видеоверсия программы:
Паралич постепенно разбивает и главного потребителя мира – США. Страна по числу заболевших вышла на третье место после Китая и Италии и теперь полностью закрыта для иностранцев. Почти половина выявленных в США случаев заболевания приходится на Нью-Йорк, мировую финансовую столицу. Там в конце прошлой недели были введены жесткие карантинные меры.
Даже самые отъявленные оптимисты перестали заикаться о быстром восстановлении экономики
Даже самые отъявленные оптимисты перестали заикаться о быстром восстановлении мировой экономики во втором полугодии. Рецессия началась, и это уже не вероятность, а свершившийся факт. Вопрос уже в том, как долго она продлится, насколько глубокой и разрушительной окажется. Американское издание The New York Times утверждает, что в распоряжении редакции оказался 100-страничный план федерального правительства. Согласно документу, пандемия может продлиться 18 месяцев и дольше. Власти готовятся к возможному дефициту различных товаров и не исключают введения ряда чрезвычайных мер, вплоть до мобилизации частного сектора.
Пока про полтора года карантинных мероприятий где бы то ни было даже думать не хочется. Потому что и за гораздо меньшее время привычный нам мир окончательно перестанет существовать. На смену ему придет что-то вроде военного коммунизма с жесткой распределительной системой. Но пока этого не случилось, попытаемся понять, что сейчас происходит в России и чего ждать в обозримом будущем.
После обвала рубля всегда начинают расти цены
Главными новостями по-прежнему остаются падение цен на нефть до 25 долларов за баррель и рост курса доллара до 82 рублей, а евро – до 90. От цены барреля в Нью-Йорке до каждого российского кошелька буквально два шага. Вслед за нефтью обычно падает и рубль. А после обвала рубля всегда начинают расти цены. Сначала дорожают импортные товары – от автомобилей и гаджетов до продуктов и одежды. Потом, как правило, очень скоро, к ним подтягивается и "продукция отечественных производителей".
С нефтью пока все плохо. В результате резкого сокращения производства и транспортировки грузов (да и пассажиров тоже) спрос продолжает сокращаться. Предложение сокращать пока никто не собирается. И Россия, и Саудовская Аравия намерены наращивать добычу. Так что никаких рыночных предпосылок даже для стабилизации цен нет.
Худший вариант развития событий банка предполагает временное падение цен на нефть ниже нуля
Абсолютное большинство прогнозов предусматривает дальнейшее снижение цены. Цели все рисуют разные. Сбербанк, например, просчитал сценарий, исходя из 20 долларов за баррель и 100 рублей за доллар. После чего руководство банка радостно сообщило, что и при таких цифрах ему ничего не грозит. За вкладчиков госбанка можно порадоваться – одной головной болью меньше. Вот только 20 долларов за баррель – это лишь первая остановка. Если ценовая война продолжится, нефти по-прежнему будет больше, чем ее реально нужно. Так что, например, Citigroup строит базовый сценарий для второго квартала на средней цене барреля Brent в районе 17 долларов. Худший вариант развития событий банка предполагает временное падение цен на нефть ниже нуля из-за нехватки хранилищ.
Но есть и позитивный прогноз. Глава "Роснефти" Игорь Сечин считает, что баррель Brent может вырасти и до 60 долларов. Правда, не прямо сейчас, а ближе к концу года. И произойдет это после того, как американские сланцевые компании массово уйдут с рынка. В этой конструкции есть одна логическая неувязка. Даже если при 20 долларах американские сланцевые компании уйдут с рынка и законсервируют скважины, кто помешаем им вернуться, скажем, на 40 долларах. Вообще, слушая Сечина, возникает стойкое ощущение, что человек уселся играть в шахматы, забыв, что в этой игре ходят оба соперника.
Взять американские сланцевые компании. С рынка они, скорее всего, не уйдут. У представителей "Роснефти" достало ума с самого начала объявить главной целью нефтяной войны кровопускание целой отрасли американской экономики. И как бы российские чиновники ни пытались продвигать версию о том, что именно саудиты разорвали соглашение ОПЕК+, это уже никого не интересует. Тем более что Сечин продолжает рассуждать о том, как всем будет хорошо без американского сланца. Это дает США и формальный повод, и моральное право эту отрасль защищать. Ряд конгрессменов уже требуют от президента Трампа ввести эмбарго на закупки российской и арабской нефти, а против России ввести дополнительные санкции. Трамп обещал выбрать подходящее время, чтобы принять необходимые меры.
Кроме того, по информации The Wall Street Journal, Минэнерго США предлагает заключить альянс с Саудовской Аравией, который поможет стабилизировать цены. Так что цены на нефть, может, и остановятся и даже, вопреки рыночной ситуации, вырастут. Вот только Россия рискует либо потерять изрядную долю рынка, либо вообще превратиться в Иран с аналогом программы "нефть в обмен на продовольствие".
Все почему-то считали, что нефть остановится в районе 30–35 долларов
Что касается рубля, то тут тоже ситуация не определяется исключительно рыночными факторами. И резкое падение рубля после обвала нефти к 25 долларам за баррель говорит о том, что ни ЦБ, ни Минфин были просто не готовы к масштабу происходящего. Все почему-то считали, что нефть остановится в районе 30–35 долларов, а доллар выше 70–75 не двинется. Психологически эти уровни вполне приемлемы, люди их уже наблюдали.
Смотри также "К ноябрю станет очень плохо". Зачем Россия вышла из сделки с ОПЕК?Распродажа нефти и обвал ниже 25 долларов за баррель, после которого доллар взлетел выше 82 рублей, а европейская валюта дошла до 90, происходила в среду на американской сессии. Российский рынок был уже закрыт, и валюта дорожала на внебиржевой сессии. По моим ощущениям, это движение регулятор банально проворонил. Уже до этого ЦБ продавал валюту на рынке в рамках бюджетного правила. А в четверг он вышел на валютный рынок с более масштабными объемами. Началась продажа валюты из Фонда национального благосостояния в рамках сделки по продаже акций Сбербанка. В результате рубль отыграл часть потерь среды.
Под рукой всегда чрезвычайная ситуация с комендантским часом, военными патрулями
Пока на рынке повторяется сценарий 2008 года с "плавной девальвацией", которую Банк России может остановить в любой момент. Глубина падения нефти и масштаб проблем серьезней. Так что последствия тоже будут гораздо более неприятными, чем после 2008 года. Но курс выше "политического" уровня 100 рублей за доллар и даже за евро не пойдет. Да и нынешние максимумы, если и обновятся, то не очень сильно. В стране победившей финансовой стабильности это просто невозможно. Ресурсов у Банка России хватит. А если с нефтью будет совсем плохо, под рукой всегда чрезвычайная ситуация с комендантским часом, военными патрулями и прочими ограничениями, в том числе и в области валютного регулирования.
Другие темы новой программы "Деньги на Свободе" с Максимом Блантом:
- Деньги на жизнь. Кто поможет оставшимся на мели
- Деньги и государство. Откуда ждать помощи и какой