Космическая экспансия Трампа: разработка ресурсов Луны и флаг США на Марсе

Президент США все чаще говорит о планах освоения Луны и полета к Марсу. Россия в ответ заявляет, что он "пытается захватить космос", пока весь мир борется с коронавирусом.

В июле прошлого года президент Трамп принимал в Белом доме по случаю 50-летия высадки американцев на Луне членов экипажа корабля "Аполлон-11", совершившего ту экспедицию, – Майкла Коллинза и Базза Олдрина, – и директора Национального агентства по аэронавтике и исследованию космоса Джима Брайденстайна.

Президент заявил:

– Мы в настоящее время арендуем ракеты у России и других стран, чтобы запускать людей. Мы ценим отношения с Россией в целом, но мы будем делать ракеты сами. Для меня космос имеет важное оборонное значение. Вы, может быть, скажете: "и наступательное", но я считаю, прежде всего оборонное. Речь идет не только о полете к Луне и к Марсу, потому что мы не знаем, что мы найдем на Марсе, но путешествие, конечно, будет очень интересное. Чтобы добраться до Марса, надо, говорят, сесть на Луну. А можно долететь без посадки на Луне? Есть такая возможность?

Майкл Коллинз ответил утвердительно. Но президенту все-таки больше понравилась идея с пересадкой на Луне:

– Сколько времени лететь до Марса?

– Лететь туда около семи месяцев. Проблема в том, что Земля и Марс оказываются на одной стороне от Солнца раз в 26 месяцев. Так что мы должны готовиться к тому, что на Марсе придется провести долгое время.

– А вдруг вы пропустите момент? Тогда беда? Вы, небось, не захотели бы оказаться на таком корабле?

Директор космического агентства Джим Брайденстайн, дававший пояснения президенту, рассказал, что освоение Луны может иметь экономическое значение:

– Прямой полет на Марс сопряжен с массой трудностей. Нам потребуются ресурсы другого мира, чтобы жить и работать в космосе продолжительное время. На Луне имеются сотни миллионов тонн водяного льда, мы его там обнаружили в 2009 году. Лед обеспечивает жизнедеятельность. Это воздух для дыхания, это вода для питья. Это также ракетное топливо, водород и кислород – то же самое топливо, на котором летают космические шаттлы. Так что это все доступно. И, господин президент, существует рынок, есть коммерсанты, заинтересованные в освоении ресурсов, необходимых для их собственного пребывания на Луне.

Видимо, именно в тот момент Дональду Трампу и запала мысль о коммерческом использовании ресурсов Луны. Он говорил о том, что Луна должна стать стартовой площадкой полета на Марс, в послании Конгрессу "О положении страны" 4 февраля и повторял в своих предвыборных речах – например, 20 февраля в Южной Каролине.

– Мы достигнем новых прорывов в науке и медицине, найдем новые способы лечения детского рака, инфекционных заболеваний, положим конец эпидемии СПИДа. Мы первыми высадим на Луну женщину и станем первой страной в мире, которая водрузит свой флаг на Марсе. Нужно сначала сесть на Луну, чтобы потом лететь на Марс.

Подготовка экспедиции на Луну и создания там базы для полета на Марс ведется в рамках программы "Артемида", в которой участвуют американские частные компании, Европейское космическое агентство, Япония и Австралия. Высадка на Луну была запланирована на 2024 год – с таким расчетом, чтобы это произошло еще в президентство Трампа, если он будет переизбран. Однако при утверждении бюджетной заявки в нижней палате Конгресса "Артемида" столкнулась с определенными трудностями. Демократы, располагающие большинством в палате, перенесли прилунение на 2028 год и предписали агентству сосредоточиться не на освоении Луны, а на полете к Марсу.

Вашингтон не признает международное соглашение, в котором сказано, что исследование и использование Луны считается достоянием всего человечества. Оно было принято в декабре 1979 года большинством голосов на Генеральной ассамблее ООН и не имеет обязательной силы. В ноябре 2015 года Конгресс принял закон, разрешающий американским компаниям и отдельным гражданам разрабатывать природные ресурсы Луны и других небесных тел. Указ президента, подписанный 6 апреля, логически продолжает эту линию.

"Американцы должны иметь право вести коммерческое исследование, добычу и использование ресурсов в космическом пространстве в соответствии с применимым законодательством", – сказано в тексте указа. Документ подчеркивает, что цель политики США в этой области – "стимулировать международную поддержку добычи и использования ресурсов в космосе".

И хотя ничего принципиально нового в указе нет, он навлек на себя критику со стороны Москвы. "Попытки экспроприации космического пространства и агрессивные планы по фактическому захвату территорий других планет едва ли настраивают страны на плодотворное сотрудничество, – заявил заместитель гендиректора Роскосмоса Сергей Савельев. – В истории уже были примеры, когда одна страна решила начать захватывать территории в своих интересах – все помнят, что из этого вышло".

Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев сказал, что Россия найдет достойный ответ на демарш президента США, который "пытается захватить космос", пока весь мир борется с коронавирусом.

Министерство иностранных дел России в своем комментарии тоже отметило неуместность указа в разгар пандемии и указало Вашингтону, что "космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежат национальному присвоению каким бы то ни было образом".

Эксперты подтверждают наличие на Луне воды и теоретическую возможность получения водорода для использования его в качестве ракетного топлива. Но до промышленной разработки лунных недр еще очень далеко.