Роды и вынужденная изоляция: онлайн-выставка о материнстве

Работа Анастасии Георгиевской

“Рождение ребенка в теле художника – это особая история. После родов для женщин социальная активность торжественно завершается. Все внимание переключается на ребенка. Происходит серьезное внутреннее противоречие, потому что терять выставочные возможности не хочется”, – рассказывает художница Анастасия Георгиевская. Она одна из авторов онлайн-выставки Submarines, посвященной художественному осмыслению темы материнства.

Cамоизоляция напоминает то, что переживает женщина с ребенком


Название выставки соотносит образ матери и подводной лодки. ”Мы – художницы, ставшие мамами, ушли на дно не полностью. Мы продолжаем творить, просто не так активно, как раньше. Периодически мы даже появляемся на поверхности, устраивая выставки своих работ”, – объясняет Анастасия Георгиевская.

Анастасия Георгиевская

По ее словам, тотальная самоизоляция, в которой в связи с пандемией оказалось общество, напоминает то, что переживает женщина с ребенком. “Ты вынуждена находиться в закрытом пространстве, при этом тебе все так же хочется встречаться с друзьями и работать”, – говорит художница. Так как возможности уделять все свободное время творчеству, когда ты становишься мамой, нет, социальная активность переносится в интернет-пространство. То же самое произошло и во время пандемии.

Самоизоляция мало что изменила в восприятии материнства, отмечает Георгиевская. Ее сын долгое время не ходил в детский сад, потому что она постоянно путешествовала, жила на Шри-Ланке, в Черногории, в России. “Потом был развод, и я понимала, что ребенок еще не готов. Я находилась с ним 24 часа в сутки семь дней в неделю. Это было сложно, потому что постоянно пребываешь в состоянии отдачи”, – вспоминает художница. Сейчас ее сыну уже шесть лет, и общение стало более комфортным для обоих.

Мы можем прожить детство второй раз, если эмоционально включены в наших детей

Идея выставки формировалась в течение нескольких лет. Когда у художницы появился ребенок, она начала вспоминать себя в том возрасте, в котором ее сын находился, и анализировать эти моменты. Сначала она делала зарисовки и отпечатки на необычной бумаге. Потом решила собрать все работы в единый проект, чтобы через него изучить тему родительской памяти.

Георгиевская по образованию психолог, поэтому для нее привычны работы на стыке психологии и искусства. Так появился проект “Второе детство”. “Он получился наиболее честным, потому что я очень остро его переживала и переживаю до сих пор, – рассказывает художница, – Основной посыл проекта – мы можем прожить детство второй раз, если эмоционально включены в наших детей”.

Проект родился несколько лет назад, когда Георгиевская поехала в родную Пермь. Там ребенком занималась мама, поэтому у художницы появилось много свободного времени. Так родилась первая инсталляция в подъезде дома, где прошло детство Георгиевской. “Это было очень важной символической точкой, потому что подъезд в советское время был продолжением дома. На выставку пришли не только мои друзья, но и соседи, которые были зрителями моей первой выставки около 30 лет назад. Тогда я прикрепила свои картины пластилином к стенам того самого подъезда. Было трогательно”, – рассказывает Георгиевская.

Работа Анастасии Георгиевской из серии "Второе детство"

Идея объединиться с другими художницами, размышляющими о материнстве, возникла осенью 2019 года. С Мариной Скепнер они познакомились в арт-резиденции четыре года назад. С Мариной Бартош были соседями в Королеве. Работы Бартош на тему материнства Георгиевская впервые увидела на выставке, которую они организовали летом 2019 года во дворе своего дома в Королеве. “Экспозиция была посвящена морским темам, теме детства и психологии. Тогда я увидела графические работы Марины, которые меня сильно тронули”, – вспоминает художница.

Эта серия работ будет представлена на выставке. Работы художниц разделены по тематическим рубрикам: “Моя память”, “Мой пазл”, Мой соавтор” и “Мой ребенок”. Каждая посвящена разным аспектам материнства. Таким образом, авторы хотели показать образ матери глазами ребенка или самой матери, образ матери-художницы, а также заговорить о связи материнства и социума. Каждая рубрика будет открываться на сайте раз в неделю.

Я заметила, как дочка дорисовывает мои работы, и решила это использовать

“В своих работах я бы хотела обратить внимание на глубоководность внутренних процессов своего материнства. Проявляется она в поэтических метафорах и символизме используемых образов”, – отмечает Марина Бартош. По ее словам, главное, что объединяет все образы материнства, представленные на выставке, – это любовь к ребенку и рефлексия на тему детства.

Размышления на тему детства – естественное явление, когда ты постоянно находишься наедине с ребенком, считает Марина Скепнер. “Я старалась извлекать пользу из вынужденной социальной изоляции и создавала различные серии работ. Был проект, когда я каждый день рисовала дочку или вела художественный дневник. Потом ребенок подрос. Я заметила, как дочка стремится дорисовать мои незаконченные работы, и попыталась это использовать. Так родилась наша совместная серия работ”, – рассказывает Скепнер.

Работа Марины Скепнер, посвященная теме материнства

Самоизоляция помогла ей лучше узнать ребенка. “Раньше дочка проводила все время в садике. Какие-то сферы жизни у нас никак не пересекались. Сейчас мы стали ближе”, – уверена художница.