На президентских выборах в Беларуси власти активно распределяют роли для альтернативных кандидатов. Одних отправляют за решётку, других не допускают к регистрации, третьим, наоборот, даже приписывают подписи – лишь бы они участвовали.
Для регистрации кандидатом в президенты инициативная группа претендента должна набрать 100 тысяч подписей. Команда Виктора Бабарико сдала в избирательные комиссии 365 тысяч подписей, Валерия Цепкало – 160 тысяч. Однако 29 июня, в последний день заседания районных комиссий, со всей страны поступала информация о массовом признании недействительными подписей, собранных за Бабарико и Цепкало. Порой после проверки подписей, собранных в одном районе города, не учитывали всю пачку – до тысячи подписей за претендента.
В результате ЦИК заявила, что претендент Цепкало не собрал необходимых 100 тысяч подписей и, соответственно, не будет зарегистрирован кандидатом. У Цепкало отбраковали 62 процента подписей, у Виктора Бабарико – 55 процентов, в то время как у других кандидатов – от 3 до 5 процентов, а то и меньше.
Впервые за всю историю далеко не демократических президентских выборов в Беларуси власти пошли на такую откровенную и даже нарочито явную манипуляцию. Никогда ещё не было, чтобы претендент, который очевидно собрал 100 тысяч подписей, не был зарегистрирован кандидатом в президенты.
А чтобы было ещё смешнее, власти просто добавили подписей тем кандидатам, которых они не против видеть в избирательных бюллетенях.
Судя по данным ЦИК, после проверок у троих претендентов оказалось подписей больше, чем они сдали в комиссии. Например, Анна Канопацкая говорила, что сдала в комиссии 110 тысяч подписей. В данных ЦИК же отмечено, что после всех проверок у Канопацкой осталось 146 588 действительных подписей. Андрей Дмитриев сдал 107 тысяч, после проверок у него обнаружилась 106 841 подпись. Сергей Черечень сдал в комиссию 106 тысяч подписей, ЦИК отчиталась, что у него после проверок – 143 109. При этом команда Черечня подтвердила журналистам, что сдала именно 106 тысяч, больше у них нет.
В ЦИК говорят, что такого быть не может – мол это значит, что претенденты в президенты сдали больше подписей, чем назвали журналистам.
Политическая целесообразность заменила законодательство
– К тем цифрам, которые называли журналистам Канопацкая, Черечень и Дмитриев, Центральная комиссия отношения не имеет. Это говорили претенденты на этапе сбора подписей, вполне возможно, что они подписи еще сдавали дополнительно. Те цифры, которые указаны на сайте ЦИК, получены после проверки. То, что заявляли претенденты, – тут надо смотреть дату, когда они это говорили, – сообщил журналистам заместитель заведующего отделом правовой, аналитической и методической работы ЦИК Иван Толкач.
– Эти манипуляции демонстративны, – считает политолог Валерий Карбалевич. – Руководство государства показывает обществу, что никакие законы, правила, понятия порядочности уже не действуют. Избирательные комиссии, как и ЦИК, ничего не решают. Политическая целесообразность заменила законодательство.
Бывший руководитель Парка высоких технологий Валерий Цепкало заявил, что намерен требовать в областных избирательных комиссиях акты отбраковки собранных в его поддержку подписей – но никто не верит, что в белорусской системе возможно добиться справедливости. Очевидно, что политическое решение о нерегистрации этого претендента уже принято. На своей пресс-конференции 1 июля Цепкало отметил странности выбраковки подписей и с иронией высказался о действиях Лукашенко, с учётом его огромной "общественной поддержки":
Он должен просто идти с открытым забралом, делать полностью прозрачным процесс выборов
– При таком количестве подписей, при такой общественной поддержке, я, честно говоря, совершенно не понимаю, почему можно вообще бояться кого-то – снимать с дистанции слабых конкурентов, которые набирают какие-то несчастные 100 тысяч. Человек, который имеет такую колоссальную поддержку, он на самом деле, с моей точки зрения, ничего не должен бояться. Он должен просто идти с открытым забралом, делать полностью прозрачным процесс выборов, полностью прозрачным процесс подсчета собранных голосов. Имея такую колоссальную общественную поддержку, имея такой колоссальный госаппарат, имея доступ к СМИ фактически эксклюзивный. На самом деле, человек действительно ничего не должен бояться и идти, как в спорте, с открытым забралом честно в бой, – заявил он.
Выключая из кампании Цепкало, Лукашенко тем самым избавляется от третьего из своих самых опасных конкурентов. Блогера Сергея Тихановского, руководителя инициативной группы Светланы Тихановской и еще девять человек задержали 29 мая в Гродно во время пикета по сбору подписей. Этому предшествовал инцидент, в результате которого около Тихановского картинно упал милиционер. Очевидцы событий назвали это провокацией, но МВД заявило, что задержанные применили насилие в отношении сотрудников милиции. Против Тихановского возбудили уголовное дело, правозащитники уже признали его политическим заключённым.
Пожалуй, самый популярный претендент, банкир Виктор Бабарико, бывший руководитель "Белгазпромбанка", сейчас тоже находится за решёткой. Ему предъявлены обвинения, однако даже его адвокаты не имеют право их озвучить. За решёткой находится и сын Бабарико и десятки его коллег по банку и членов его избирательной кампании. Задержаны и многие из самых известных и популярных белорусских блогеров, некоторым из них предъявлено обвинение в организации массовых беспорядков.
Смотри также Главного конкурента Лукашенко держат в КГБ. К нему не пускают адвокатовВпрочем, сам Александр Лукашенко во время выступления перед активом Минской области фактически обосновал необходимость репрессивных действий и признался, что именно он дал такое указание:
Расшатывается обстановка внутри страны, идет наступление на действующую власть
– Главное, ведь не понимают люди, что идет спокойное расшатывание обстановки. Если бы мы тогда некоторых не отрезвили, сегодня бы бушевал и Солигорск. Все начинается постепенно, мы это знаем. Расшатывается обстановка внутри страны, доводится до белого каления, идет наступление на действующую власть, происходит слом власти, хорошо, если кто-то садится в кресло власти пробелорусский – да ладно уже с этим Майданом. Через Майдан, беспорядки, волокита – вплоть до обращения к иностранному государству. Или вы это исключаете? А я – нет. Я думать должен по максимуму. Почему? Потому что я не знаю, какие действия они предпримут. Да, я дал сигнал с Тихановским. Я что-то не так делал? Я переживал за свою страну, за которую я пока еще отвечаю. И буду отвечать всегда – в любом качестве, – сказал Лукашенко.
Смотри также Выборы в Беларуси: Лукашенко избавляется от конкурентов– Лукашенко, похоже, решил на этих выборах не мудрить. Сложные конструкции, которые строили в своих прогнозах на кампанию аналитики, грозят окончательно рассыпаться. Аналитики оказались слишком большими эстетами. А у меня крутится в голове диалог из "Брильянтовой руки": "Лелик, но это же неэстетично!" – "Зато дешево, надежно и практично".
Да, на трибунах вождь эмоционален и эксцентричен, но в принципе власть разбирается с врагами в этой электоральной кампании хладнокровно, методично и, увы, эффективно. Сначала выключили блогера Сергея Тихановского, потому что уличные протесты представляются главной опасностью. Потом взялись за быстро раскрутившегося и очевидно обладавшего ресурсами Виктора Бабарико, – пишет политический обозреватель Александр Класковский.