Ситуация в Беларуси представляет собой сейчас что-то среднее между военным положением и гражданской войной, ночные кадры с улиц Минска и других городов страны всё больше напоминают хронику боевых действий. Минувшими вечером и ночью в столице и других городах проходили стычки между протестующими и силовиками. Официально подтверждена смерть одного из протестующих.
Первоначально противники Александра Лукашенко планировали выйти в Минске снова к стеле Победы на проспекте Победителей, на то самое место, где произошли основные события в день президентских выборов 9 августа. Однако уже в середине дня стало ясно, что подразделения силовых служб перекрывают все доступы к стеле, все станции метро в центре города были закрыты, и примерно в шесть часов вечера в оппозиционных телеграмм-каналах появилось сообщение об изменении плана: "Собираемся у ближайших станций метро и наибольших площадей поблизости с вашим домом. Ровно в 20.00 начинаем движение группами в центр города".
Смотри также Беларусь: пятидесятый день мирных протестов против узурпатора
Так и происходило. Начиная с восьми часов в разных микрорайонах Минска стали собираться люди и группами по несколько сотен человек двигаться в сторону центра. В этот момент около стелы Победы ОМОНовцы нападали на любую компанию, в которой оказывалось более 10–20 человек. При этом некоторых сразу сбивали с ног. Более того, проверяли сумочки у женщин и рюкзаки у прохожих, у многих забирали и просматривали мобильные телефоны.
Широкое распространение получило видео (им поделился в твиттере российский оппозиционный политик Алексей Навальный), когда ОМОНовцы выскакивают из автобуса к компании молодых людей – там было человек 10, они сразу сцепили руки, чтобы не отдавать своих соратников. Омоновцы просто стали жестоко дубинками бить людей до того момента, пока те не стали падать или разбегаться.
Одновременно силовики стали атаковать колонны, из микрорайонов направилявшиеся в центр Минска. Поскольку нередко в этих колоннах сторонники акция протеста только начинали собираться и их было не слишком много, то силовикам удавалось их разгонять или задерживать.
Однако ближе к 10–11 часам вечера в разных районах города протестующим удалось собрать довольно крупные силы, и они стали сопротивляться силовикам. Как минимум в нескольких точках граждане перекрыли улицы и строили баррикады. Всего в Минске, по мнению наюлюдателей, в акциях сопротивления принимали участие десятки тысяч человек, намного больше, чем в первую ночь после выборов.
Смотри также "Сбитого закидали гранатами". Очевидец – о столкновениях в МинскеВ отличие от 9 августа, когда применение резиновых пуль и светошумовых гранат стало шоком для Беларуси, во время событий минувшей ночи это стало уже обычным явлением. Силовики начинали стрелять фактически сразу же после своего появления на месте событий.
Выстрелом резиновой пули ранена корреспондент газеты "Наша нива" – при этом, как утверждают очевидцы, стреляли намеренно именно в журналистку. Вечером главный редактор этого популярного издания Егор Мартинович успел послать эсэмэску "SOS", позже стало известно, что его задержали. Всего к 11 августа задержано около 10 журналистов.
В районе проспекта Пушкина, где проходили наиболее жёсткие столкновения, выстрелы звучали не только на проспекте, но и во дворах, где омоновцы догоняли протестующих. Стреляли даже по окнам. Журналистка телеканала "Белсат" Екатерина Андреева укрылась в одной из квартир и вела оттуда репортаж, лёжа на полу.
Именно в том районе была зафиксирована первая официально подтверждённая смерть. Как утверждает МВД, участник протестной акции собирался бросить взрывное вещество в сторону милиции, и оно взорвалось у него в руках. Однако далеко не все верят в официальную версию, учитывая, что светошумовые гранаты уже не раз попадали в протестующих и наносили тяжёлые ранения. Многие считают, что мужчина погиб именно в результате попадания такой гранаты.
Смотри также Нарушение эмбарго? Чешские гранаты против белорусских протестующихНа улице Сурганова силовики использовали довольно подлую тактику – люди, перекрывшие улицу, пропустили машины скорой помощи. Но из их окон выбросили пакеты со слезоточивым газом. Протестующие разбежались, однако через некоторое время, после того как газ рассеялся, снова вернулись к баррикадам. Около двух часов ночи силовики штурмовали эти баррикады, используя автозаки и водомёты. В одном месте демонстранты бросали "коктейли Молотова" в ОМОН, в другом стреляли в ряды милиции фейерверками.
Протесты проходят во всех крупных городах Беларуси, с разным успехом. Где-то силовикам удаётся разогнать протестующих, а там, где численное превосходство и решительность оказывалось на стороне противников власти, силовики ведут себя более осторожно.
Протесты в Беларуси являются стихийными, не имеют руководителей и очевидных лидеров. Находясь на улице, я наблюдал, как участники акций обмениваются информацией (в Беларуси уже два дня отключен интернет), советуются, на месте решают, куда идти и что делать.
Утром 11 августа стало известно, что кандидат в президенты Светлана Тихановская уехала в Литву. 10 августа Тихановская вместе с представителями единого штаба отправилась в ЦИК с жалобой на нарушения во время выборов. Жалоба зарегистрирована, сообщил по окончании встречи адвокат Виктора Бабарико Максим Знак. Тихановская, которая, согласно данным ЦИК, получила около 10 процентов голосов, заявила, что она победила на президентских выборах.
Тихановская и ее соратники вошли в ЦИК около 16 часов. Через три часа Максим Знак и его соратники покинули ЦИК. По его словам, "представители госорганов" проводят беседу с Тихановской, на которой больше никто не присутствует. Тихановская после выхода из ЦИКа сказала журналистам только одну фразу: "Я приняла решение" и больше не отвечала на звонки. Утром министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс сообщил в твиттере, что Тихановская в Литве.
Днем 11 августа было опубликовано видеообращение Светланы Тихановской.
Тем временем в телеграм-каналах появились призывы сегодня начать в стране всеобщую забастовку, а вечером снова выходить на улицы.