Помощь в обмен на выборы. Что предлагают Польша и ЕС Беларуси

Цветы и бело-красно-белый национальный флаг Беларуси. Участники митинга в поддержку белорусских протестующих. Варшава, 9 сентября

По меньшей мере 1 миллиард евро для "новой Беларуси" – с таким предложением намерена выступить Польша на предстоящем саммите Европейского союза, который запланирован на 1–2 октября. Польское правительство назвало эту инициативу "планом Маршалла для Беларуси", по аналогии с помощью, которую Соединенные Штаты предоставили Европе после окончания Второй мировой войны.

Во время встречи лидеров европейских государств премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий от имени Вышеградской четверки (в которую, помимо самой Польши, входят Чехия, Словакия и Венгрия) представит план экономической помощи, которую ЕС мог бы оказать Беларуси в случае проведения там честных и демократических выборов. "План Маршалла" подразумевает создание так называемого фонда стабилизации Беларуси, которая сейчас охвачена массовыми протестами против режима Александра Лукашенко. Предполагается, что средства будут поступать из Европейского союза и Международного валютного фонда.

"Это предложение целого ряда в основном экономических мер, которые можно было бы предложить Беларуси в случае проведения там законных выборов. Это предложение помощи и своего рода дорожная карта для Беларуси, связанная с созданием фонда стабилизации и с использованием ряда других финансовых механизмов, детали которых представит премьер", – заявил глава канцелярии Матеуша Моравецкого Михал Дворчик.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий и оппозиционный кандидат в президенты Беларуси Светлана Тихановская во время ее поездки в Варшаву

Кому поможет Запад?

Протесты в Беларуси продолжаются уже седьмую неделю. Работники крупнейших предприятий страны объявляли забастовки, но под давлением режима были вынуждены отступить. То, что сейчас происходит на многих заводах и в различных учреждениях, можно охарактеризовать как итальянскую забастовку – работники только создают видимость деятельности. IT-компании, которые успешно развивались в Беларуси, капитулировали перед лицом репрессий против протестующих и ищут пути отъезда из страны – зачастую вполне успешно. Страна переживает политический кризис, но в скором времени может столкнуться и с экономическим бедствием.

В начале прошлой недели по итогам встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко стало известно, что Россия предоставит Беларуси кредит в размере 1,5 млрд долларов. Москва – основной кредитор Минска, белорусская экономика в основном завязана на Россию. Кремль вливает в Беларусь значительные средства в виде прямых или скрытых субсидий и дотаций. В разные годы от 11% до 27% ВВП Беларуси приходилось на дотации России. Кроме того, РФ – основной внешнеторговый партнер Беларуси. Наконец, один из важных источников дохода госбюджета Беларуси – торговля нефтепродуктами, которые она производит из российского сырья. Правда, благодаря так называемому налоговому маневру России этот бизнес стал куда менее выгодным для Минска.

Деньги из Евросоюза – это тоже деньги для обычного человека

Заместитель министра иностранных дел Польши Марцин Пшидач представил некоторые детали "плана Маршалла для Беларуси", подчеркнув, что правительством Польши были учтены эти особенности белорусской экономики.

"Деньги из Евросоюза – это тоже деньги для обычного человека: на инфраструктуру, на поддержку сектора малых и средних предприятий, энергетическую безопасность. Мы готовы разговаривать с Беларусью о поставках нефти и газа из других стран, о диверсификации. Польша покупает нефть не только у России, но и у других стран. Я бы сказал, что это комплексный план. Это не просто кредит, как то, что сейчас предоставляет Беларуси господин Путин, но системная поддержка реформ", – сказал замминистра в интервью телеканалу "Белсат".

"Предложение диктатору от ненавистной Польши"

Возникает вопрос: а в состоянии ли Евросоюз "потянуть" экономическую трансформацию Беларуси? Ведь ЕС сам еще не оправился от пандемии коронавируса, на устранение экономических последствий которой были выделены миллиарды евро.

По мнению польского экономиста Януша Вдзенчака, для Евросоюза это не должно стать проблемой. "ВВП Беларуси сравним с ВВП Мазовецкого воеводства Польши. Поэтому помощь в рамках "плана Маршалла для Беларуси" не обойдется Европейскому союзу больше, чем финансирование одного из польских воеводств", – отмечает экономист.

Это шанс для Лукашенко выйти из конфликта со своим народом, сохранив лицо, хотя он его уже потерял

Другой вопрос, готова ли Беларусь принять помощь от Запада – врага в глазах сторонников режима Лукашенко. По мнению главного редактора ведущего польского издания Rzeczposplita Богуслава Хработы, "план Маршалла для Беларуси" – это шанс для Александра Лукашенко выйти из конфликта со своим народом, сохранив лицо, "хотя он его уже потерял".

"Лукашенко – не кто иной, как брат-близнец Каддафи, Асада, Чаушеску и всех остальных диктаторов. И все же не исключено, что Европа сделает ему предложение, причем оно поступит от ненавистной ему Польши. Это его шанс столкнуться с тенью своей былой популярности, убедить мир в том, что его страна и народ все еще в нем нуждаются", – пишет главный редактор польской газеты.

При этом Богуслав Хработа отмечает, что Лукашенко может проигнорировать это предложение, поскольку надеется на кредит от России. Однако журналист уверен, что в Кремле победит сухой расчет и Москве будет выгоднее позволить Брюсселю спасти Минск от банкротства.

Александр Лукашенко и Владимир Путин на переговорах в Сочи 14 сентября

Солидарны с Беларусью

Польша поддерживает Беларусь не только на политическом уровне. Во многих крупных городах страны многократно проходили акции в знак солидарности с белорусским народом. Польские спортсмены, актеры театра и кино записывали видеообращения в поддержку белорусских протестующих.

Особенно активны в эти дни белорусы, живущие в Польше. Молодежь, которая уехала из страны, переживающей период застоя, почувствовала, что может что-то изменить.

Белорус Александр Лапко переехал в Польшу 4 года назад, чтобы продолжить здесь обучение. Сейчас он присоединился в качестве волонтера к Центру белорусской солидарности. Это платформа, объединяющая несколько организаций и инициатив, которые помогают белорусам, пострадавшим от режима Лукашенко. Александр отмечает, что если раньше поляки не особо интересовались тем, что происходит в Беларуси, то сейчас это тема номер один:

– До августа этого года в польском обществе было крайне ограниченное представление о том, что происходит в Беларуси. Есть новости о Польше, Европе, США, а то, что на восток от их границы – это terra incognita. В Польше есть телеканал "Белсат", но его целевая аудитория – не польские, а белорусские зрители. Другие СМИ очень редко упоминали Беларусь, кроме чрезвычайных новостей. Однако то, что случилось 9–11 августа этого года, сильно изменило новостную повестку. Многие издания неделями писали о Беларуси. И журналисты, и СМИ выражали солидарность. К примеру, Gazeta Wyborcza на время изменила свой логотип: на нем изображен польский бело-красный флаг, а его поменяли на белорусский бело-красно-белый. Когда в Варшаву приехала Светлана Тихановская, газета Fakt опубликовала обложку с приветствием и выражением поддержки по-белорусски. Из СМИ поляки начали узнавать о том, что сейчас происходит в Беларуси, и интересоваться, почему это произошло. Это же не однодневный процесс, это не взрыв, всё постепенно к этому шло. Возник разрыв между властью и народом, они на разных полюсах. Сейчас польское общество в той степени, в которой стоит ожидать, поддерживает белорусский народ и проявляет солидарность, – говорит Александр Лапко.

Возник разрыв между властью и народом, они на разных полюсах

В этом году Польша отмечала 40-летие создания независимого профсоюза "Солидарность", сыгравшего в 80-х годах решающую роль в падении коммунистического режима. В августе 1980 года коммунистические власти пошли на уступки бастующим предприятиям и подписали так называемые августовские соглашения, которые позволили легализовать независимые профсоюзы. Эти события вошли в историю страны как "польский август". Польские СМИ окрестили события в соседней стране "белорусским августом", выражая надежду, что финал протестов будет таким же, как когда-то в Польше.

Автор – корреспондент русской службы Польского радио, специально для Радио Свобода