В былые времена проигравший выборы американский политик вызывал более удачливого соперника на дуэль. Сегодня каждая из двух соперничающих сторон обвиняет другую в намерении учинить переворот в случае поражения.
Президент Трамп заявляет, что его соперник честно выиграть выборы не может.
Единственная причина, по какой мы можем проиграть, – это если выборы будут сфабрикованы.
Главный повод для недоверия – голосование по почте. Этой возможностью из-за коронавируса воспользовались десятки миллионов человек. Президент Трамп говорит, что демократы рассылают почтовые бюллетени людям, не имеющим права голоса, или помногу бюллетеней одному избирателю, или голосуют за покойников. Но и на участках, где уже идет раннее голосование, безобразий, по его сведениям, хватает: вбросы, карусели, уничтожение бюллетеней, поданных за Трампа. Как с этим бороться?
Следите за этим. Станьте наблюдателями, когда придете голосовать. Следите за всеми махинациями, воровством и грабежом, которые они творят. Потому что это важно.
Дональд Трамп повторил свой призыв на вторых президентских дебатах.
Я призываю своих сторонников идти на участки и очень внимательно наблюдать, потому что это произойдет. Я призываю их сделать это.
Его избирательный штаб объявил набор наблюдателей-волонтеров в "Армию за Трампа". Рекрутирует добровольцев и штаб Джо Байдена, одновременно обвиняя оппонентов в запугивании избирателей. Предполагается, что в республиканские волонтеры якобы записались или записываются члены военизированных организаций, которых особенно много в некоторых "фронтовых" штатах – тех, где идет особенно упорное соперничество, результат которого предвидеть трудно.
Пока, впрочем, никаких серьезных инцидентов, которые можно квалифицировать как запугивание, не произошло. Наиболее значительный случай имел место в Филадельфии, где сотрудники штаба Трампа снимали на видео избирателей, опускающих бюллетени заочного голосования в установленные на улицах урны – они утверждали, что эти люди бросали по несколько бюллетеней.
Смотри также Так кто президент? Политический триллер с непредсказуемым финаломНаблюдение за голосованием – деятельность вполне легитимная, но ограниченная законами. В каждом штате они свои. Практически везде, дабы ничто не мешало свободному волеизъявлению гражданина, вокруг участка устанавливается буферная зона – как правило, 50 футов, или чуть более 15 метров. Внутри буферной зоны запрещается всякая агитация, даже майки, кепки и значки с изображением кандидата или предвыборными слоганами. Наблюдатели должны пройти специальную регистрацию. Им не разрешается разговаривать с избирателями. Если они видят какой-то непорядок, они должны обратиться к сотруднику избирательной комиссии. В случае технического сбоя или, например, нехватки бюллетеней они могут потребовать продлить время работы участка, если на устранение неполадки понадобилось значительное время. В некоторых штатах наблюдателям запрещено фотографировать или снимать видео.
Так было далеко не всегда. Выборы первых десятилетий независимости мало напоминали нынешние. Тогда голосование вообще не было тайным. Активисты соперничающих партий просто стояли на улице со своей урной и пачкой бюллетеней, в которых значились имена только их кандидатов, и предлагали желающим взять и опустить бюллетень в щель. Часто для привлечения публики выставлялось дармовое угощение, прежде всего алкоголь, ведь голосовали тогда только белые мужчины.
В 1856 году в австралийских штатах Виктория и Южная Австралия впервые применили бюллетень, в котором были перечислены все кандидаты – ставить на нем галочки избиратель должен был тайно. В США "австралийский бюллетень", изданный официально властями штата, был впервые использован на президентских выборах 1880 года.
Предшествовавшие им выборы 1876 года вошли в историю как избирательный беспредел. На Юге, где доминировала Демократическая партия, перед ее активистами стояла задача не допустить к урнам бывших рабов. Запугивание черных избирателей, получивших право голоса в 1870 году, было поставлено на широкую ногу и не ограничено никакими законами. Этим целенаправленно занимались военизированные организации "Красные рубашки" и "Белая лига". Они имели статус ополчения соответствующего штата и входили в состав Национальной гвардии. Именно по причине массового запугивания избирателей спор по поводу итогов голосования принял самый затяжной в истории США характер.
Позднее южные штаты ввели имущественный и другие цензы, препятствующие волеизъявлению афроамериканцев. Последнее такое ограничение – ценз грамотности – было отменено лишь в 2006 году поправкой к Закону об избирательных правах, подписанной президентом Бушем.
Но запугивание избирателей (это уголовное преступление, карающееся штрафом, лишением свободы на срок до года или и тем и другим одновременно) не кануло в Лету, а приняло другие формы.
В 1981 году на губернаторских выборах в Нью-Джерси Национальный комитет Республиканской партии мобилизовал своих сторонников из числа полицейских, свободных от дежурства, на "защиту выборов от фальсификаций". В реальности в день выборов вооруженные мужчины патрулировали городские районы, населенные преимущественно сторонниками Демпартии, прежде всего афро- и латиноамериканцами. Кандидат республиканцев Том Кин выиграл тогда с преимуществом в 1797 из 2,3 миллиона поданных голосов.
В августе – октябре 1984 года в Даллесе, штат Орегон, наблюдалась вспышка острой кишечной инфекции. В общей сложности отравился 751 человек. Возбудитель был установлен быстро – сальмонелла, источник тоже – буфеты самообслуживания. Санитарные власти грешили на плохую гигиену закусочных. Но когда к расследованию подключилось ФБР и другие силовые ведомства, след привел к группе последователей индийского вероучителя Бхагвана Шри Раджниша, он же впоследствии Ошо. Ранее они уже получили политический контроль над крохотным городом Антелоп (население 50 человек), переименовали его в Раджниш и вступили в острый конфликт с местными жителями. Теперь они рассчитывали вывести из строя значительную часть электората города (население которого в 2010 году насчитывало 13 620) и таким образом провести в суд графства своих кандидатов. Для этого они заразили сальмонеллой соус, который употребляли посетители закусочных.
Вожаки скрылись за границей, но были арестованы и экстрадированы. Виновные получили от трех до 20 лет лишения свободы. Раджниш был выслан из США. Отравление в Даллесе остается крупнейшим актом биотерроризма на территории Америки и уникальным примером вмешательства в избирательный процесс.
В ноябре 2000 года во Флориде случился так называемый "бунт братьев Брукс". Выборы тогда затянулись. В четырех флоридских графствах избирательный бюллетень оказался непонятного избирателям дизайна – так называемый "бюллетень-бабочка", в котором голосующий должен был пробивать отверстия специальным дыроколом. Избиратели путались, не понимали, какой кружок для прокалывания к какому кандидату относится, пожилым гражданам не хватало сил пробить плотную бумагу насквозь. Члены избирательных комиссий спорили друг с другом и не могли решить, засчитывать ли голос и, если засчитывать, то за какого кандидата.
22 ноября сторонники кандидата республиканцев Джорджа Буша – младшего устроили бурную демонстрацию на улицах Майами, а затем ворвались в помещение, где члены комиссии корпели над бюллетенями. "Братья Брукс" – старейшая американская компания-производитель деловых костюмов высокого класса. Именно в ее продукцию были одеты многие протестующие, среди которых оказались и функционеры Республиканской партии. Полиции пришлось наводить порядок и обеспечивать безопасность комиссии.
Утром в день всеобщих выборов 2008 года, когда кандидатом демократов в президенты был Барак Обама, филадельфийские избиратели увидели при входе на один из избирательных участков двух афроамериканцев в полувоенной форме. Один из них размахивал полицейской дубинкой и выкрикивал оскорбления в адрес белых избирателей. Вскоре на место происшествия прибыл полицейский патруль. Он задержал того, что с дубинкой, а у второго оказалось удостоверение наблюдателя, и его оставили в покое. Оба были членами Партии новых черных пантер. Судопроизводство по делу затянулось. В конце концов Минюст США прекратил дело в отношении партии, а затем и всех прочих участников инцидента, за исключением угрожавшего избирателям дубинкой. Его имя – Кинг Самир Шабазз. После долгих проволочек ему было запрещено приближаться к избирательным участкам с оружием ближе чем на сто футов. Юристы администрации Обамы пришли к выводу, что происшествие "раздуто" и недотягивает до квалификации "запугивание избирателей".
Уже через несколько дней ситуация 20-летней давности может повториться, на этот раз в гораздо большем масштабе. Избирательные комиссии просто не успеют сосчитать все бюллетени, присланные по почте, в ночь после выборов. Обе соперничающие стороны готовятся оспаривать в судах результаты голосования в каждом штате и чуть ли не в каждом округе. Каждая сторона говорит, что опасается вспышки насилия.
В Кеноше, штат Висконсин, где уличные бесчинства начались в августе после того, как полиция застрелила 29-летнего афроамериканца Джейкоба Блейка, стоило только объявить в фейсбуке набор в "Гвардию Кеноши" – и за несколько минут в нее записалось 4000 человек. У радикальных сторонников Байдена – свой подробный план действий на тот случай, "если Трамп попытается заявить о своей фальсифицированной победе". "Что в этом случае мы способны сделать? Говоря кратко – сопротивляться. Сопротивление в данном контексте означает нечто большее, чем символические акции".
Обычно такая риторика словами и заканчивается, пар уходит в свисток. Однако согласно недавнему опросу социологической службы YouGov, только 53 процента избирателей верят в то, что выборы будут честными, и только половина опрошенных считает, что американцы согласятся с итогом выборов, кто бы ни был избран. Наконец, почти 56 процентов уверены, что после выборов страну ждет эскалация насилия. Не верят в это всего 11 процентов граждан.
Но самые тревожные данные опубликовала недавно группа политологов, изучавших отношение американцев к насильственным действиям на политической почве. Они утверждают, что из приверженцев обеих главных политических партий каждый третий сегодня в той или иной мере оправдывает насилие в политических целях.
Локдаун, ограничения в социальном общении, маски и спор вокруг них, десятки тысяч умерших от COVID-19 в год выборов не добавляют терпения, которое нужно в момент, когда все идет не по привычной процедуре.