"Будто специально мешают людей спасать". Чиновники против пожарных

Бокс для осмотра техники в депо Маяк, Самарская область

Уже семь лет добровольная пожарная команда спасает людей от огня в сёлах и посёлках вокруг Новокуйбышевска в Самарской области. Всё это время мэрия города не может выделить деньги на ремонт пожарного депо. Добровольцы дежурят без отопления и света, за бензин платят сами, но продолжают работать.

В состав городского округа Новокуйбышевск, кроме самого города, входят пять посёлков, два села и ещё один жилой массив возле Самары. Иметь свою пожарную команду в селе удобно, она быстрее приезжает на вызов, чем пожарно-спасательные части из Новокуйбышевска.

В пожарном депо

– В 2012 году вышел федеральный закон №100 "О добровольной пожарной охране". Через год, уже в нашем регионе, – закон "О добровольной пожарной охране в Самарской области". Поэтому в 2013 году смогли зарегистрировать добровольную пожарную команду. В том же году городская мэрия дала помещения в населённом пункте Маяк и жилом массиве Гранный, – вспоминает начальник ДПК Самарской области Андрей Пожидаев.

Статус пожарного-добровольца в Самарской области есть у 140 человек. В смену на сутки выходят по трое: водитель, старший и пожарный. Дежурят не каждый день. Кто-то выходит два раза в месяц, кто-то сутки через трое или почаще.

Андрей Пожидаев

– Или доброволец идёт на своей работе в отпуск и чаще к нам приходит дежурить. А кто-то вахтовым методом работает: уехал на север, его два месяца нет, а вернулся и помогает, – рассказывает начальник команды.

Кроме дежурств у добровольцев есть основная работа: есть те, которые работают, например, в пожарной охране "Роснефти" или газоспасателем, много водителей, есть трактористы, фермеры, механики, таксисты.

– Вот у многих наших парней, кто в такси работает, в багажнике лежит боевая одежда. Он не на смене, но если случается пожар, приезжает на помощь, – говорит Пожидаев. – У нас есть группа в вайбере, мы туда быстро сообщаем, таксисты видят и на своих машинах приезжают помогать.

Они понимают, если случится пожар у них, соседей, родственников, кто будет помогать? Они сами

За дежурства в пожарной бригаде не идет стаж, не начисляются пенсионные баллы – это не работа. Нет и зарплаты, но местная администрация имеет право выделять стимулирующие выплаты. В Гранном, например, бюджет выделяет одну тысячу рублей на человека. За вычетом подоходного налога получается 870 рублей на руки за одно дежурство.

– Они местные: живут в том же Маяке или Гранном, – рассказывает о своих коллегах Андрей Пожидаев. – Они понимают, если случится пожар у них, соседей, родственников, кто будет помогать? Они сами. По сути, к самим себе приедут тушить пожар. А Маяку вообще страшно остаться без пожарного депо: на въезде железнодорожный переезд, машина пожарная из города встанет, будет поезд пропускать. А пожарное депо добровольцев – в самом населённом пункте.

Семь лет холода

Пожарное депо в Маяке – большая, но пустая территория. Слева от ворот на цепи сидит собака, справа стоит небольшой вагончик – единственное тёплое место. Само пожарное депо – это большой ангар с несколькими боксами. Стёкла выбиты, ворота дырявые, отопления и электричества нет.

У входа в ангар – несколько пожарных машин без колёс. Добровольцы покупали всю технику за свой счёт и ремонтируют тоже сами. "За семь лет работы администрация Новокуйбышевска ни разу не помогала пожарному депо в посёлке Маяк", – уточняет Пожидаев.

Депо в Маяке

На улице минус 12°C, внутри ангара на несколько градусов теплее. Тусклый свет – электричества нет, пожарные сами купили и развесили лампы на батарейках. Посреди огромного бокса – железная печка и гора дров, их заготавливают сами. Пожарная машина стоит рядом с печкой, чтобы не замерзала вода, тогда ее можно не сливать. Полтора года назад зимой в Маяке был трагический случай, когда пожарные из Новокуйбышевска ехали на вызов слишком долго, а добровольцы не смогли, так как из-за морозов слили воду.

Тогда в Маяке сгорел дом, пострадала женщина. Летом 2020 года её сын провёл собственный эксперимент, замерив расстояние и время от сгоревшего дома до пожарного депо добровольцев. Оказалось – один километр, три минуты в пути. От ближайшей к Маяку пожарно-спасательной части Новокуйбышевска – больше пяти километров.

Из общего ангара Андрей Пожидаев ведёт в "сушилку". Здесь печка поменьше. Её добровольцам подарили, а устанавливали сами. В этом боксе сушатся пожарные костюмы и "рукава" (шланги). Несмотря на пламя в печке, каждый выдох превращается в пар.

Печка, которая подогревает воду в пожарной машине

В небольшом боксе для осмотра и ремонта автомобилей отопления нет совсем. Этим летом добровольцам подарили "буржуйку", они планируют поставить её сюда, но теплее вряд ли станет – ворота сплошь дырявые. Сейчас они завешаны тентом, чтобы "хоть поменьше дуло". При этом за зданием, метрах в тридцати, стоит местная котельная.

– Администрации Новокуйбышевска ничего глобального делать не надо. Вот котельная, вот пожарное депо. Проведи трубу, мы сами батареи внутри здания приварим, среди добровольцев есть сварщики, – говорит Андрей Пожидаев.

"Сушилка" в Маяке

За несколько дней до нашей встречи добровольные пожарные записали видеообращение к губернатору Самарской области Дмитрию Азарову. Они попросили повлиять на мэра Новокуйбышевска Сергея Маркова, чтобы он наконец протянул отопление к пожарному депо. Потом в депо приезжал руководитель департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области Юрий Иванов и дал поручение администрации Новокуйбышевска "решить проблемы с отоплением помещений". Однако пока ничего не поменялось. По словам Пожидаева, это был не первый "втык", который получает администрация Новокуйбышевска от правительства за семь лет. При этом подразделение в Маяке включено в расписание выездов на тушение пожаров, которое утвердил лично глава Новокуйбышевска.

Сломали нос и логику

От котельной возле Маяка едем в Гранный – второе депо, которое добровольцы получили в 2013 году. В дороге Андрей Пожидаев пересказывает эту историю:

– Нас привезли в Гранный показывать здание под депо. Рядом был городок со строительным рынком, где работали мигранты. Стояли их домики, теплицы, огороды. С профессиональной точки зрения соседство было неудобное, часто въезд в депо перегораживали, но терпимо.

Старое пожарное депо в Гранном

Тем не менее, условия для работы были отличные: электричество, бокс для машины с длинными батареями для сушки рукавов и спецодежды, бокс с комнатой отдыха и кухней, отдельная душевая с горячей и холодной водой. В соседнем здании – котельная, коммуникации которой подключены к депо.

Ещё год ребята так и дежурили: целый день в небольшом ангаре с машиной, дышали выхлопными газами, по очереди спали в машине

Хуже стало в 2016 году, когда администрация Новокуйбышевска перестала оплачивать коммунальные услуги, исключив эту статью расходов из субсидии. Добровольцы продолжали дежурить, а долги за свет, который успели отключить, гасили из своего кармана. В том же году сделали документы на здание – из трех боксов пожарным передали только один.

– На комнату отдыха, душ и туалет документов не было. Нас оттуда выселили, – объясняет Пожидаев. – Ещё год ребята так и дежурили: целый день в небольшом ангаре с машиной, дышали выхлопными газами, по очереди спали в машине. Работали в усечённой форме: на 2016–2018 годы нас исключили из расписания выездов на тушение пожаров по Гранному. Вызывали только на большие пожары, так как туда отовсюду отправляют машины. А все частные дома в Гранном остались без нашей защиты.

Освободившиеся боксы администрация продала ООО "Скарабей" (копия договора продажи есть в распоряжении Радио Свобода). Основная деятельность компании – торговля стройматериалами. Пожарное депо переделали и открыли здесь строительный рынок.

Пока добровольцы ютились в ангаре, в Гранном дотла сгорел жилой дом. Добровольцев не вызывали, а машина из города ехала слишком долго.

Пожары в частном секторе участились, и администрация начала сбор денег на строительство нового депо в Гранном за 10 миллионов рублей. С физических и юридических лиц просили "не менее 7% от общей суммы работ". В ответ на это в начале 2018 года жительница Гранного, потерявшая в пожаре дом, записала обращение к президенту и губернатору. Она просила повлиять на администрацию Новокуйбышевска, чтобы мэрия профинансировала работу ДПК и вернула пожарным помещения.

Они продали такое большое помещение за 341 тысячу рублей в рассрочку на пять лет. А потом начали строительство нового депо за 10 миллионов рублей

Это видеообращение стоило Андрею Пожидаеву сломанного носа – он помогал делать запись, и после этого на него напали представители рынка. Он не любит вспоминать об инциденте и комментирует его сухо: "Мне делали операцию под общим наркозом. На нападавших завели уголовное дело".

Пожидаев признаётся, что видеообращение погорельцев наделало много шума. Администрация была вынуждена ответить на запросы добровольных пожарных о продаже депо в Гранном.

– Оказалось, что они продали такое большое помещение со всеми коммуникациями и котельной по соседству за 341 тысячу рублей в рассрочку на пять лет. А потом начали строительство нового депо за 10 миллионов рублей. Логики в действиях администрации просто нет, – комментирует доброволец.

Новое депо в Гранном

По ходу подготовки к строительству сумма возросла до 13,1 миллиона рублей. К концу 2018-го новое пожарное депо уже построили, но ещё два года не могли ввести его в эксплуатацию. За это время рыночники продали помещения старого пожарного депо в Гранном. А покупатель сам вышел на добровольцев и перепродал им депо за 1,5 миллиона рублей.

– Мне непонятно, почему администрация сразу не продала помещения нам за 1,5 миллиона рублей. Они бы хоть заработали, и не пришлось бы строить новое депо за 13 миллионов, – удивляется Пожидаев.

Сейчас добровольцы постепенно перестраивают депо обратно. Им приходится платить за отопление, газ и электричество. Новое пожарное депо в Гранном, которое открыли в феврале 2020-го, проработало полгода, и выделенные на него деньги закончились. Дело в том, что отопление в нем было сделано электрическое, и счета за месяц приходили на 130–150 тысяч рублей. При этом в новом депо протекла крыша. Вода затапливала смотровые ямы, и перед проверкой пожарных машин воду приходилось вычерпывать. Вдобавок перегорела подмоченная проводка.

"Нигде больше не мешают добровольцам"

На 2020 год "финансовая поддержка" ДПК от администрации Новокуйбышевска составила 1,2 миллиона рублей. По словам Пожидаева, деньги закончились в два раза быстрее.

– Мы потратили выданные мэрией деньги на оплату коммуналки. Из-за долгов нам отключили электричество. Два месяца мы дежурили без света. Но этой ситуацией всерьёз озаботились в руководстве области, и появились какие-то таинственные добрые люди, которые оплатили долги. Двадцать человек заплатили по пять тысяч рублей. Деньги пришли не на расчётный счёт как пожертвования, а они как-то узнали наш лицевой счёт и оплатили напрямую в электрокомпанию, – рассказывает Андрей Пожидаев.

За семь лет существования добровольных пожарных администрация Новокуйбышевска приняла много странных финансовых решений

От таинственной помощи на лицевом счёте нового пожарного депо осталась переплата в 30 тысяч рублей, и по расчётам Пожидаева, в новом депо этого хватило бы на несколько дней дежурства. Поэтому добровольцы в сентябре вернулись в старое помещение.

– Здесь 150 тысяч за коммуналку выходит в год, а в новом – в месяц, – говорит пожарный. – Новое депо мы используем как холодный ангар для спецтехники. За семь лет существования добровольных пожарных администрация Новокуйбышевска приняла много странных финансовых решений с новым депо и не сделала очевидного – не помогла депо в Маяке.

Условия работы в депо Маяк

Администрация Новокуйбышевска заявляет, что поддерживает добровольных пожарных регулярно и достаточно: "В 2013 г. – 200 тыс. руб., в 2014 – 750 тыс. руб., в 2015 – 1500 тыс. руб., в 2016 – 2019 по 610 тыс. руб., в 2020 г. – 1,2 млн руб. Из областного бюджета в 2020 году выделено 3,3 млн руб.". На видеообращение добровольных пожарных по поводу депо в Маяке без отопления и электричества администрация Новокуйбышевска тоже нашла что ответить: при получении депо руководитель ДПК обещал, что "самостоятельно доведёт его до требуемых норм для осуществления деятельности пожарной дружины".

Дайте металл, мы сами восстановим ворота

– Мы и сейчас готовы самостоятельно ремонтировать, только дайте нам материал. Дайте металл, мы сами восстановим ворота, – отвечает Пожидаев на комментарий мэрии Новокуйбышевска.

Руководитель команды добровольцев пояснил, что из 610 тысяч, предусмотренных в 2019 году, ДПК получило только 357 тысяч.

– На эти деньги закупили "рукава", стволы, боёвки. В 2016–2018 годах всю сумму невозможно было взять. Изменили условия субсидий, и компенсировали работу частично. А в 2020 году все деньги ушли на коммуналку в новом депо. 3,3 миллиона рублей из областного бюджета пошли на развитие центра пожарного добровольчества, объединяющего несколько районов и городов региона, – рассказывает Пожидаев. – Принимаем молодых ребят, готовим к армии, чтобы они смогли служить в войсках МЧС. Также к нам приезжают стажёры. Мы берём их с собой на вызовы, они проходят практику и могут быть добровольными пожарными у себя в посёлках. Вот на развитие этого центра область, а не Новокуйбышевск, и выделила деньги. Благодаря этим деньгам обеспечивается пожарная безопасность в Гранном и других населённых пунктах вокруг Новокуйбышевска.

Андрей Пожидаев сотрудничает со многими ДПК в России и за границей. На 2021-й договорились, что в Новокуйбышевск приедут иностранные добровольные пожарные для обмена опытом. И, по словам Пожидаева, ни в одном ДПК даже Самарской области не мешают добровольцам.

– Дают пусть старенькие, но всё же депо с отоплением и электричеством. Пусть старенькую, но всё же технику. А тут всё есть. Ещё и одно депо мы за свой счёт содержим. Но как будто специально мешают людей спасать, – говорит он.