На московскую школу пожаловались в МВД из-за урока "Давайте жить дружно!", который был посвящен Международному дню толерантности. Общественная уполномоченная по защите семьи Ольга Баранец увидела на фотографиях с этого урока административное правонарушение – "пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних" – и потребовала привлечь к ответственности школу.
16 ноября, в Международный день толерантности, у пятиклассников школы №962 в Отрадном прошло занятие, где детям было предложено нарисовать рисунки на тему толерантности. Как пишет издание "Московский комсомолец", на уроке учитель рассказывала детям о правилах толерантного поведения и о том, что необходимо уважать мнение других. На следующий день на сайте школы появилась новость об этом уроке с фотографиями. Вскоре общественная уполномоченная по защите семьи Ольга Баранец отправила в МВД заявление о привлечении школы к административной ответственности, указав в том числе ссылку на эту новость как подтверждение правонарушения.
"На уроке детям давались обязательные задания нарисовать ЛГБТ-символику в знак толерантности и уважения к представителям нетрадиционной ориентации […] Как усматривается из фотографий, на доске учителем демонстрировались цвета флага ЛГБТ, объяснялось их значение, на рисунках детей содержится одна и та же надпись: "Не надо оценивать людей, надо их ценить", присутствуют цвета флага ЛГБТ", – говорится в заявлении общественной уполномоченной.
На фотографиях, которые приложены к заявлению, учитель показывает на доске цветик-семицветик (с восемью лепестками), а дети демонстрируют свои рисунки: подавляющее большинство учеников нарисовали земной шар, кто-то изобразил красное сердце с крыльями и подписью "Не надо оценивать людей, надо ценить их", кто-то цветок с разноцветными лепестками. На одном из рисунков было изображено сердце, окрашенное шестью цветами радуги, без голубого (флаг ЛГБТ состоит из шести цветов радуги).
Радио Свобода связалось с руководителем пресс-службы общественной уполномоченной по защите семьи Сергеем Павловским, чтобы узнать, на чем основываются утверждения о действиях учителя на уроке.
– В заявлении говорится, что на уроках детям давались обязательные задания – нарисовать ЛГБТ-символику в знак толерантности и уважения к представителям нетрадиционной ориентации. Откуда стало известно, что такое задание было дано учителем?
– Эта информация находится на сайте школы, дети рисовали соответствующую символику на уроке. Дети рисуют на уроке то задание, которое им дает учитель.
Кто вел урок, какие задания были даны, что было написано в плане на проведение урока, как учитель это задание выполнил
– На указанной странице на сайте школы есть буквально один абзац, и там не говорится вообще ни слова про ЛГБТ.
– Ну, они же не будут говорить на сайте, что давали задание рисовать ЛГБТ-символику. Это видно из фотографий, которые размещены на сайте школы. Если вы внимательно посмотрите, там дети показывают рисунки, которые они нарисовали на уроке. Там шестицветное сердечко. Там не радуга, вы не путайте, пожалуйста, там радуги нет. У радуги семь цветов. А вот у ЛГБТ-символики – шесть. Поэтому они не радугу рисовали, а ЛГБТ-символику. И какое отношение сердечко шестицветное имеет к понятию толерантности? Никакого. То есть это в чистом виде ЛГБТ-пропаганда. Поэтому мы и просим полицию проверить, кто там кому давал какие задания. Кто вел урок, какие задания были даны, что было написано в плане на проведение урока, как учитель это задание выполнил, отклонился ли от программы, это была его личная инициатива или это было в программе, кто эту программу написал, кто ее утвердил. Пускай полиция это все проверит.
– Еще в заявлении говорится, что на уроке объяснялось значение цветов флага ЛГБТ. Это тоже откуда-то с сайта школы информация?
– Это вот должна полиция выяснить, еще раз говорю. Должна выяснить полиция, что конкретно давалось на уроке. Кто вел урок, фамилия, имя, отчество учителя, какой у него был план на урок, изучить этот план, программу, что должна была учитель говорить и что она фактически говорила. Опросить родителей, детей, завуча и выяснить, что конкретно на уроке имело место. Потому что из той информации, которая размещена на официальном сайте школы, где есть фотографии, следует, что в отношении детей на уроке было совершено административное правонарушение – пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений. Они рисовали ЛГБТ-символику в общеобразовательной государственной школе.
Родители учеников утверждают, что никаких разговор про ЛГБТ на уроке не было:
"Урок проходил в классе моей дочери, – рассказала "МК" мама пятиклассницы Наталья. – Ребенок сказал, что учитель говорила о том, что нужно уважать других людей и не ссориться. Про геев и лесбиянок никакого разговора не было. По итогам занятия ребят попросили нарисовать любые рисунки на тему толерантности. Конкретно радугу, тем более ЛГБТ, детей никто рисовать не заставлял, но некоторые картинки были в радужных цветах. Как кому-то в голову пришло так перевернуть всю эту ситуацию!"
Ребенок вернулся домой довольный, улыбающийся, рассказывал про интересный урок
Это подтверждает мать другого ученика, который был на уроке. Евгения рассказала "Газете.Ru", что классный час был направлен на борьбу со злостью и агрессией, а тема толерантности поднималась в контексте трепетного отношения друг к другу в тяжелое время пандемии.
"Ребенок вернулся домой довольный, улыбающийся, рассказывал про интересный урок. Никаких упоминаний о меньшинствах я не слышала, хотя уверена, сын бы поделился и этим, если бы слышал", – передает слова Евгении "Газета.Ru".
Директор школы №962 Лариса Полякова рассказала "МК", что в рамках классного часа ученики познакомились с правилами общения и подготовили выставку творческих работ, в которых отразили свои эмоциональные впечатления в рисунках, раскрасив их цветами радуги.
"Радуга является символом международного движения за мир, и никакого скрытого подтекста в мероприятии, информации от учителя и детских рисунках нет", – объяснила Полякова.
У педагогов есть право информировать несовершеннолетних о существовании разных сексуальных ориентаций и гендерных идентичностей – с учетом возраста детей, отмечает правовой советник ЛГБТ-группы "Выход" Макс Оленичев. В 2014 году Конституционный суд постановил, что педагоги, психологи и медицинские специалисты могут это делать. Оленичев считает, что нет никаких юридических оснований привлекать к ответственности директора школы в данной ситуации.
"В данном случае я не вижу как юрист никаких признаков пропаганды, потому что дети выразили, как они видят толерантность. Эта статья [о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних] вошла в Административный кодекс в 2013 году, и за это время не привлекали ни одного педагога к административной ответственности за то, что он рассказывал на уроках какую-либо информацию про ЛГБТ", – говорит Оленичев.
На сторону школы встали Президентский совет по правам человека (СПЧ) и некоторые заслуженные учителя России.
"У нас, к сожалению, качество законодательства стало в последнее время таким, что появилось очень много норм, очень много запретов, которые содержат чрезвычайно расплывчатую терминологию, и совершенно непонятно, что скрывается за такими терминами, как, в частности, гей-пропаганда, – говорит член СПЧ и глава "Комитета против пыток" Игорь Каляпин. – То есть каждый понимает это в меру своей испорченности. При этом появились граждане, и их достаточно много, у которых воспалилось чувство патриотизма, любви к традиционным ценностям и так далее, и они сочиняют всякие такие несуразные доносы. Они считают, например, что если хоть в какой-то форме обсуждать с детьми вопросы, связанные с существованием в нашей реальности людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, то это гей-пропаганда. Исходя из этой же логики, одну девушку [Юлию Цветкову] у нас в восточной части страны привлекли к уголовной ответственности за то, что она какие-то рисунки у себя в соцсетях размещала с иллюстрациями женского тела, достаточно схематичными, насколько я видел. Исходя из этого, у нас кого-то привлекают к ответственности за фотографии с фашистской символикой независимо от того, как человек к этому относится.
Иначе как паранойей я это назвать не могу, видят во всем какие-то происки вражеских сил
Иначе как паранойей я это назвать не могу, то есть они видят во всем какие-то происки страшных вражеских сил, каких-то шпионов, иностранных агентов. И при этом считают, что лучший способ борьбы со всем негативом, тем, что они не понимают, тем, что их пугает, – просто об этом молчать. Вот если мы будем молчать о СПИДе, например, то он сам собой исчезнет. Если мы не будем говорить о том, что у нас пандемия коронавируса, и с ней, к сожалению, пока не удается справиться, – оно само собой "засохнет и отвалится". Они считают, что с любой проблемой нужно бороться именно так – перестать о ней говорить. А какие-то явления, в том числе так называемые нетрадиционные сексуальные отношения, они считают проблемой. Об этом говорить нельзя, и детям, видимо, до 18 лет, никак не раньше, ничего об этом знать просто не надо. Я даже не знаю, нужно ли это комментировать, но это больные люди, которые пишут доносы.
А в правоохранительных органах у нас сидят люди зачастую очень напуганные, которые очень боятся оказаться не в тренде, и они начинают всерьез эти заявления проверять, дела возбуждать, кого-то даже к ответственности умудряются привлечь. И в результате получаются такие, я бы сказал, анекдоты, но на самом деле очень несмешные для кого-то".
Подобные ситуации создают в школах нервную атмосферу и порождают страх у учителей и администрации сделать что-то лишнее, считает председатель профсоюза "Альянс учителей" Даниил Кен:
"Боятся рисунка, боятся радуги – каких-то очевидно безопасных и безобидных вещей. Я сам много лет проработал в школе и чувствовал, когда такие вещи происходят. Школа начинает подавлять учеников, потому что боится, что детский рисунок создаст проблемы учителям и администрации. Появляются запретные темы для обсуждения.
Это приводит к тому, что школа начинает, даже проводя День толерантности, думать, как бы это сделать поаккуратнее, как бы не коснуться какой-то темы, особенно такой щекотливой, как сексуальные меньшинства. Если ученик ходит с цветными волосами, то это просто цветные волосы или он принадлежит к меньшинствам?
Если эта история все же дойдет до того, что будут пытаться наказать или наложить дисциплинарные взыскания на администрацию школы или на учителя, который вел урок, то профсоюз "Альянс учителей" предлагает юридическую защиту".