Избранный президент США Джо Байден объявил о том, что назначит Джен Псаки пресс-секретарем Белого дома. Вместе с ней на главные должности в службе по связям с общественностью будущей американской администрации назначены женщины. Это назначение вызвало в России гораздо больше внимания, чем в Соединенных Штатах.
Объявляя о назначении Джен Псаки пресс-секретарем Белого дома, Джо Байден подчеркнул, что одна из главных обязанностей президента – "прямо и честно общаться с американцами". И он рассчитывает на то, что Джен Псаки поможет ему в этом. Сама Псаки написала в твиттере, что видит свою задачу в "восстановлении доверия американцев" и разъяснении политики администрации Байдена – Харрис.
В окружении Джо Байдена говорят, что его решение назначить Джен Псаки пресс-секретарем было вызвано прежде всего желанием видеть на одной из самых заметных в администрации должностей проверенного в деле профессионала. Первой заметной должностью 42-летней Псаки была должность заместителя пресс-секретаря избирательного штаба Джона Керри, который был кандидатом в президенты от Демократической партии в 2004 году. Она была пресс-секретарем избирательного штаба Барака Обамы в 2008 году, а затем в течение двух президентских сроков Обамы медленно двигалась по служебной лестнице от заместителя пресс-секретаря президента до пресс-секретаря Госдепартамента и главы службы Белого дома по связям с общественностью. Как пишет издание Politico, у Джен Псаки репутация человека, обладающего авторитетом, способностью ладить с прессой и опытом в вопросах, касающихся внешней политики и безопасности страны. Иными словами, назначение Псаки хорошо вписывается в обещание избранного президента Байдена вернуть "нормальность в Белый дом".
Если в Вашингтоне это назначение было вполне рутинным событием, не вызвавшим заметных комментариев, то в Москве, как пишет англоязычный сайт RT, "глаза полезли на лоб", поскольку пресс-секретарем Белого дома станет "склонная к ляпам критик России". В статье под драматичным заголовком, опубликованной в понедельник, RT приводит лишь один пример того, что издание называет "провалом" Псаки: ее оговорку о том, что природный газ поступает в Россию из Европы через Украину, которую пресс-секретарь тут же поправляет. Публикация иллюстрируется фотографией, на которой Джен Псаки изображена в шапке-ушанке с кокардой советского военнослужащего в компании Марии Захаровой, Сергея Лаврова и Джона Керри. Снимок сделан в Париже в начале 2014 года во время встречи двух министров.
Смотри также "Америка вернулась". Джо Байден представил команду по внешней политикеДжен Псаки стала объектом повышенного внимания в Москве давно. В 2014 году во время аннексии Крыма Россией Джен Псаки, в то время пресс-секретарь Госдепартамента и в силу должности – один из самых заметных американских критиков Кремля, стала любимым объектом атак прокремлевской прессы, пытавшейся поймать ее на слове, подчеркнуть оговорки, передернуть смысл сказанного, а то и уличить в невежестве. Например, в неспособности с ходу объяснить журналистам, что такое "избирательная карусель". Это словосочетание содержалось в одном из ее заявлении о референдуме на востоке Украины, подготовленном экспертами незадолго перед пресс-брифингом.
Реакция правительственных медиа в России на выбор пресс-секретаря американского президента прежде всего свидетельствует о ситуации в России, отмечают собеседники Радио Свобода.
– Она выполняла свои обязанности вполне компетентно, – говорит бывший корреспондент "Файнэншл Тайм" в Москве Дэвид Саттер, – хотя в глазах россиян, возможно, создалась другая картина. Взять хотя бы эту фотографию Псаки в шапке-ушанке с эмблемой советской армии, использованную в тексте RT. Без сомнения, она делала в силу своей должности заявления, которые звучат, с точки зрения Кремля, провокационно. Но, объективно говоря, в своих атаках на нее они попросту давали выход негодованию в отношении Соединенных Штатов, пытались компенсировать свои обиды, вымещая злобу на женщине, представлявшей США. Кремль, по сути, не может ничего сделать, чтобы уязвить Соединенные Штаты, и они сосредоточились на пресс-секретаре Госдепартамента и президента. Конечно, такое поведение недостойно руководства крупной державы, но это стиль поведения российской власти в президентство Путина. Однако я думаю, что в России и Кремле не должны забывать, что после прихода Джо Байдена в Белый дом она будет говорить от имени президента, а не от своего имени, и атаки на нее будут рассматриваться как атаки на президента США, и им лучше удержаться от этого соблазна. В любом случае, повышенное внимание к особе пресс-секретаря не имеет никаких оснований. Американская внешняя политика вырабатывается не пресс-секретарем, это процесс, в который вовлечены многие эксперты, министерства и советники президента. В конце концов, их атаки на пресс-секретаря никак не отражаются на этой политике, – говорит Дэвид Саттер.
Как предсказывает Эрик Ширяев, научный сотрудник Университета имени Джорджа Мэйсона в Вирджинии, Кремлю, скорее всего, нужно готовиться к жестким заявлениям из Белого дома после прихода туда Джо Бадена:
– Безусловно, санкции с России не будут сняты. А зачем их снимать? Что можно получить от России? Санкции, которые применяются против России и Китая, используются как рычаг для того, чтобы добиться изменений в их политике, которые не произойдут. Поэтому санкции сохранятся, и показаться слабым – это самое последнее дело для администрации Байдена. Абсурдно ожидать, что Байден, придя к власти, захочет протянуть руку Путину и скажет: мы все прощаем, Крым ваш и вообще давайте жить дружно. Будет критика в отношении России. Не будем забывать, что Байден назвал в свое время Путина разбойником, поэтому жесткий курс будет продолжаться.
В том, что касается критики со стороны России, особенно, сродни той, объектом которой стала Джен Псаки, то на нее мало кто обращает в США внимание, считает Эрик Ширяев:
– Я думаю, что в списке забот Псаки это занимает восемнадцатое или девятнадцатое место сегодня.
"В российском сегменте интернета публичная персона Псаки получила свою собственную жизнь, – писало издание Global Voices еще в 2014 году, – [...] "Псаки" стала стигматизированным обобщением всего того, что россиянам не нравится во внешней политике США. И российская Псаки-мания лишь продолжает расти".