"Могут и похоронить": кинотеатры борются за выживание

С середины ноября в Москве ограничено посещение театров, кинотеатров и концертов: не более 25 процентов зрителей. Это ниже себестоимости сеанса, жалуются представители киноиндустрии. Под большим ударом – камерные кинотеатры с маленькими кинозалами. Корреспондент Радио Свобода поговорил с основателем "Мира искусства" – одного из московских художественных кинотеатров.

Малый кинотеатр

Он словно специально скрыт от случайных прохожих – в стареньком длинном двухэтажном здании из красного кирпича в глубине двора на Долгоруковской улице. Вечерний сеанс – "Солярис" Андрея Тарковского, премьера которого состоялась почти полвека назад. К "Миру искусства" будто тайком, по темному двору пробираются зрители, в основном молодые люди.

Небольшое фойе, никакого попкорна, постеры старых фильмов, зал на 49 человек. Билеты – по старинке, только офлайн. "Мир искусства" почти 20 лет чередует на цифровом проекторе киноклассику, в том числе немые фильмы, и авторские картины. Сеанс "Соляриса" – последний перед новым ограничением московских властей: с 13 ноября не более 25 процентов зрителей на сеансе. Для "Мира искусства" математика убийственная: максимум 12 проданных билетов.

"Мир искусства" – первый цифровой кинотеатр на постсоветском пространстве, напоминает его основатель, кинорежиссер Сергей Тютин. Работу начали в декабре 2001 года символично, с картины Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея".

"Мир искусства" с тех пор – творческое объединение со своими кинофестивалем и киношколой. Хотя оно дублирует название художественного объединения конца XIX века, "Мир искусства" XXI века – о будущем, но его нет без прошлого, уверен Сергей Тютин:

– Для нас важны не столько технологические изменения, сколько возможность показывать альтернативный контент, фильмы, которые нельзя увидеть в других кинотеатрах, и мы с самого начала стали показывать фильмы по искусству, классику мирового кино, немое кино, анимацию.

– Не теряется ли атмосфера старых кинотеатров с таким Дзига-звуком пленки в проекторе, очень подходящим для ретроспектив?

– Это главное противоречие: где прошлое и где будущее, за что надо держаться, за что нет. Мы бы с удовольствием показывали фильмы на плёнке, и понятно, что аналоговая культура утрачена. Если сравнивать сегодняшний цифровой показ с широкоформатным кино, которое снимали на 70-миллиметровой пленке, то, конечно, это понижающая селекция. Но бал правит рынок. Очень долго сопротивлялась индустрия: остальные кинотеатры стали массово переходить на цифру после 2007 года. А уж совсем активно – благодаря фильму "Аватар" в 2009 году в 3D-формате. Это была почти насильная цифровизация. Мы и не сопротивлялись, но ещё семь лет продлолжала работать машина по производству фильмов по старой технологии.

– Но в то же самое время у вас в основном шли, да и идут ретроспективы...

– Да, и не только для нашей аудитории. В Париже с 2015 года проходит фестиваль российского кино с лучшими фильмами нашего фестиваля "Арт-кино". Параллельно там попросили "Мосфильм" показывать оцифрованную классику в 4К, и французские зрители сошли с ума абсолютно от наших картин!

– От каких, например?

Большая часть наших зрителей – думающая молодежь

– Принцип был жанровый: первый фестиваль – "Когда русские смеются", второй – "Когда русские любят", потом – "Когда русские мечтают", затем – "Когда русские поют". Соответственно, первый фестиваль посвятили комедии, показывали фильма Рязанова, Гайдая и так далее. Я сам лично смотрел "Карнавальную ночь" на экране в 4К, и это что-то совершенно волшебное, с телевизором даже рядом не стояло!

– Зритель "Мира искусства" – кто он? Кто приходит на сеансы, на ваши лекции?

– У нас изначально не было возможности рекламировать себя, поэтому все шло через "сарафанное радио". Пользовались электронной рассылкой с репертуаром. Постепенно сложилось достаточно большое сообщество, которое любит этот кинотеатр. И мы в основном работаем со студенчеством Москвы, с выпускниками, то есть большая часть наших зрителей – думающая молодежь.

– Как это получилось? Не берём в расчет студентов, например, ВГИКа или других творческих направлений, но на сеансе, допустим, "Соляриса" у вас большая часть зрителей – молодые люди. Почему их вдруг привлекло кино, снятое режиссером, который умер ещё до их рождения?

– Когда вы идете в Третьяковскую галерею и смотрите картины XIX века, и они вас тоже вне зависимости от возраста привлекают, это понятно и логично. Люди, которые снимали картины из репертуара "Мира искусства", создали вечные ценности, которые от времени не зависят. Фильм, который выходит в прокат и живёт две недели, после чего умирает, – это фильм-однодневка, а фильм, который сделан как произведение искусства – живёт и может жить очень долго. Мы периодически показываем и немые фильмы, которые, казалось бы, уж совсем непонятны должны быть современному зрителю – картины Макса Линдера и так далее. Но это вызывает очень живой отклик – та энергетика, которая подчас отсутствует в современных фильмах. Потом зритель входит во вкус. Но самое интересное, что для меня было неожиданностью, – молодые люди потом хотят сами снимать хорошие фильмы. Появился запрос от зрителей, мы открыли киношколу "Артерия кино", курсы в сторону режиссерской профессии, кинодраматургии. И обязательно к этому добавляем блок по истории кино: если ты понимаешь, откуда что взялось, то понимаешь, что будет завтра. Очень часто, встречаясь с какой-то работой современного режиссера, мы удивляемся находке, растиражированной 150 раз, а придуманной 70 лет назад совершенно другим человеком! Но нам кажется, что это что-то новенькое. Мы и показываем ретроспективы, заодно демонстрируя, как творчески растёт личность режиссера.

Кинорежиссер Сергей Тютин

– У вас поэтому тот же Тарковский идет в хронологическом порядке в репертуаре на неделю?

Энергетика, которая подчас отсутствует в современных фильмах, вызывает очень живой отклик

– Да, как проходит и неделя Данелии, неделя Эйзенштейна, неделя Шахназарова или неделя Дзиги Вертова. Это даёт представление о развитии режиссера. Временами это сложно делать: у каждого режиссера есть некоторые хиты, на которые люди хотят ходить, а какие-то картины не так известны, поэтому приходит меньше зрителей. Но мы все равно продолжаем их показывать.

– Есть ли условный топ-5 фильмов, наиболее посещаемых у вас, или топ-5 режиссёров?

Тут удивительные вещи. Например, есть фильм "Завороженный" Альфреда Хичкока, где играет Михаил Чехов, декорации делал Сальвадор Дали, в главных ролях Ингрид Бергман с Грегори Пеком, то есть суперзвезды, и все это посвящено психоанализу Фрейда. Когда я написал, какие люди там участвуют, – он вдруг стал хитом, хотя это фильм 1945 года. По режиссёрам Тарковский возглавляет хит-парад. Джармуша очень любят, Феллини, Хичкока. Из современного – победителей основных фестивалей. "Паразиты" с их "Оскарами" и главным призом Канн и вся ретроспектива этого режиссёра, которую в других местах не показывают. И тут интересный сейчас феномен южнокорейского кино. Вот "Олдбой" пользуется популярностью, например, уже 20 лет. В Южной Корее существует целенаправленная политика, чтобы захватить мировые кинорынки. И в США южнокорейское кино смотрит почти вся молодежь. У нас это иногда вдогонку происходит: пока не дадут "Оскара", не все будут в курсе, что это хорошо.

У вас окупаются "Паразиты", которых после "Оскара" показали многие кинотеатры Москвы?

Рынок бездонный, просто у зрителя нет опыта

– "Паразиты" прокатывала независимая компания "ПРОвзгляд", они активно занимаются южнокорейским кино. Мы с ними сотрудничаем, пошли в каком-то смысле навстречу, поскольку у нас очень дорогая аренда и мы не можем легко работать по схеме обычного кинотеатра. Есть такие имиджевые проекты, где мы скорее доплачиваем, чем зарабатываем. Хотя вот недавно заново были выпущены фильмы Тарковского в большой прокат, и оказалось, что это приносит деньги, но никто об этом не знал, а мы об этом говорили все эти годы. Или, например, "Летят журавли" прекрасно смотрятся сегодня.

– Относительно недавно ретроспективы в Москве стали часто устраивать и другие кинотеатры. Это сказалось на "Мире искусства"?

– Да мы только рады этому! Я считаю, что рынок бездонный, просто у зрителя нет опыта. К примеру, если вы не видели широкоформатное кино, естественно, вам покажется, что 2К – это волшебство невероятное, потому что вы не знаете другого, не слышали, не видели. Вот мы показывали, например, Данелию, Абдрашитова, думали, никто не пойдёт, кому это надо? Первый раз показывали – действительно никто не пришёл. Второй раз – потянулись. У нас, с одной стороны, избыток информации, а с другой недостаток ориентиров, на что обращать внимание в этом огромном массиве всего на свете.

– То есть проблема выбора.

– Чем больше выбора – тем меньше шансов, что ты сделаешь его правильно. Наша аудитория благодарна именно за то, что мы помогаем этот выбор сделать.

Спасение утопающих

– Как пережили первую волну пандемии?

Надо просто показывать другой репертуар, и такая возможность есть

– Вообще у нас первый квартал был такой хороший, такой живой, но тут пришла пандемия. Практически это была история про банкротство. Но мы вошли всё-таки в список пострадавших отраслей, нам в московском Департаменте имущества предложили аренду на это время не считать. Только за счёт этого мы не рухнули. 1 августа открылись, и спасибо нашим зрителям, которые вернулись, и как-то было у нас благополучнее, чем в коммерческих кинотеатрах. Потому что коммерческие кинотеатры завязаны на то, что им дадут голливудский блокбастер. Если голливудский блокбастер не дадут (а Голливуд тоже трясёт), то, соответственно, они вымирают. На самом деле надо просто показывать другой репертуар, и такая возможность есть. Мы входим в Ассоциацию владельцев кинотеатров, у нас на днях была встреча с коллегами из разных регионов. У кого-то волшебный сентябрь, когда люди уже вернулись из отпусков. Но в большей степени, конечно, посещаемость упала. С октября началось... Очень смешно, когда в кинотеатре сидят 15 человек и оказывается, что это очень опасное место. С учётом вентиляции, рециркуляторов, масок кинозал гораздо опаснее, чем метрополитен, например, ну или, там, троллейбус, где люди едут в час пик, дыша друг на друга... Сначала было ограничение в половину зала плюс шахматная рассадка. Расходы-то остались 100 процентов, а доходы – 50 процентов. А что сейчас будет с 25 процентами – вообще загадка. И это связано с выживаемостью культурных учреждений, не только нас, но и государственных организаций. Муниципальные кинотеатры вообще не работают практически.

– Ваш зал рассчитан на 49 мест, то есть сейчас 12 зрителей максимум в зале. Это заведомо работа в убыток?

– Ну, убыток был и при 25 зрителях. Естественно, мы беспокоимся о здоровье наших зрителей и не хотим, чтобы кто-то заболел, поэтому все меры предосторожности принимаем, но вот эти решения нас ставят в сложное положение.

– Были по этому поводу переговоры с московскими властями? Сначала для баров и ресторанов, например, ввели QR-кодовую систему в качестве компромисса…

Умрут все художественные кинотеатры России – ну, статистическая погрешность

– Переговоры продолжаются на всех уровнях, поскольку никто не хочет умирать. Есть решение предварительное: помогут частично компенсировать убытки кинотеатральной сети, но пока всё это на бумаге. И в этой системе, как только ты не являешься таким же, как все, компенсация будет минимальной. Если у тебя тысячеместный зал, а люди плохо ходят в кино, например по 200 человек на сеанс, – ты понимаешь, что ограничение 25 процентов не смертельно. А когда ты всего 15 человек можешь пригласить – это уже смертельно. Получается, что маленькие умирают первыми. Это не учитывается, такая статистическая погрешность. Умрут все художественные кинотеатры России – ну, статистическая погрешность. А посчитали-то вроде бы правильно. Когда тебя закрыли, то вроде бы очевидно, что нужна поддержка. А если просто ограничили – значит, и помогать не надо. Поэтому могут и похоронить. А когда делают, например, отсрочку по налогам – понятно, что сейчас сложнее, чем потом, но платить-то их всё равно придется.

– Есть мнение, что у небольших художественных кинотеатров ситуация лучше, чем у крупных сетевиков, которые крутят условный и явно провалившийся в пандемию "Довод" Кристофера Нолана. А у вас вроде как прикормленная аудитория, которая и так пришла бы смотреть Хичкока. Насколько это соответствует действительности?

Жить надо именно так – создавая свое комьюнити, показывая свой эксклюзивный контент

– Сама жизнь показывает, что разнообразие форм чего бы то ни было больше способствует выживанию. Мы всегда были сторонниками того, чтобы все кинотеатры были со своим лицом, как театры: мы же не перепутаем "Ленком" с Таганкой. А если бы везде были одни Таганки, это как? Культурное единообразие ни к чему хорошему не приводит. И сейчас самое время экспериментов с контентом. Огромный кусок культуры, очень креативный, очень интересный, не попадает в кинотеатры, потому что логика такая: заходит голливудский блокбастер, мы его расписываем на 15 залов, он нам собирает столько-то денег. Но если, к примеру, вся поддержка отечественного кинематографа по сумме равна бюджету одного голливудского фильма – какая может быть конкуренция? Плюс все упирается в рекламные бюджеты: кинотеатрам проще показывать то, что им приносят уже разрекламированное. А когда это прекращается – сразу непонятно, как жить дальше. А жить надо именно так – создавая свое комьюнити, показывая свой эксклюзивный контент. Потому что когда у вас через дорогу такой же кинотеатр на 13 залов – сложно зрителю что-то такое предложить, чтобы он не пошел к конкуренту. Сейчас кинотеатры вынужденно объединились в определенное комьюнити, именно это дает надежду, что получится преодолеть все эти сложности и как-то вернуться, – надеется кинорежиссёр и основатель художественного кинотеатра "Мир искусства" Сергей Тютин.

"Кинотеатры закрываются уже сейчас, – говорит советник президента Владимир Мединский, бывший министр культуры. – Мы это видим. Им тяжело". По словам чиновника, 25 процентов это средняя заполняемость кинотеатра: "Если бы у нас каждый фильм получал 25 процентов в среднем, было бы очень неплохо. Конечно, в топовые дни, вечера и в праздники это сильно бьет по кинобизнесу".

Средняя посещаемость в 25 процентов – это когда пустые утренние сеансы компенсируются заполняемостью в те самые вечера и праздники, сетуют владельцы кинотеатров. По крайней мере, так было до ограничений. На их фоне ещё большие убытки ожидают и владельцы торговых центров, в которых есть кинотеатры: из-за падения посещаемости падает и поток посетителей ТЦ, следовательно, покупательской активности, сообщили РБК в Российском совете торговых центров.

В Москве по указу мэра ограничения для кинозалов актуальны до 15 января, то есть и в новогодние праздники. Московские киносети, пишет "Коммерсант", надеялись на традиционную сверхприбыль в этот период, но теперь опасаются переноса крупных премьер прокатчиками на более благоприятное для похода в кинотеатр время.