В армию за Навального. Военкоматы наказывают активистов оппозиции

Никита Ильин

Иван Ильин, старший брат сотрудника штаба Навального в Кургане Никиты Ильина, семь лет назад погиб во время срочной службы в армии. По версии военных, Иван совершил суицид, потому что “не справился с тяготами службы”. В соответствии с законом родные братья людей, погибших в связи с исполнением обязанностей военной службы, освобождаются от призыва в армию. 13 апреля 2017 года Никита Ильин решением призывной комиссии Кургана получил на руки военный билет.

11 декабря этого года Никите пришло письмо от военного комиссариата Курганской области. "При проверке воинской части, в которой проходил военную службу по призыву ваш брат, вскрылись факты нарушений по оформлению извещения о его гибели. Поступивший документ с военной прокуратуры Читинского гарнизона свидетельствуют о том, что ваш брат покончил жизнь самоубийством. Смерть наступила в период прохождения военной службы при обстоятельствах, не связанных с исполнением служебных обязанностей", – это цитата из письма. В письме также утверждалось, что освобождение Никиты от призыва на военную службу принято необоснованно и подлежит отмене, и содержалось требование прийти на заседание призывной комиссии 10 декабря. Радио Свобода поговорило об этой ситуации с родителями Ивана и Никиты, юристами и правозащитниками.

Иван Ильин собирался быть офицером, он готовился к поступлению в Курганский пограничный институт ФСБ России. Из-за плохого зрения Иван не поступил в это учебное заведение и пошел учиться на юридический факультет в Курганский государственный университет. По словам отца Ивана и Никиты Анатолия Ильина, через год старший сын попытался перейти на исторический факультет, но там не оказалось вакантных мест. Ивана забрали в армию. Первые полгода Иван служил в одной из войсковых частей Омской области. В мае родителям Ивана в Курганском пограничном институте вручили благодарственное письмо от начальника военного комиссариата Курганской области. В письме Ивана называют человеком, обладающим “хорошей морально-нравственной и физической закалкой, трудолюбием и примерной дисциплиной”. Мать Ивана и Никиты Татьяна Ильина рассказала Радио Свобода, что старшему сыну в армии нравилось: "Когда сын служил в Омской области, он во время разговоров по телефону был в нормальном настроении, ни на что не жаловался". Летом Ивана перевели в войсковую часть 11387 в Читу в должности командира отделения технического обслуживания. В июле 2013 года Татьяна и Анатолий получили извещение, что Иван погиб из-за открытой черепно-мозговой травмы. Вот что удалось узнать семье Ивана о его гибели.

Смотри также "Насилие осталось". Как Министерство обороны "победило" дедовщину

Через несколько дней после перевода в Читу Ивана отправили в служебную командировку в часть 34411 города Петровск-Забайкальский для выполнения такелажных работ. В первую ночь после прибытия в часть Иван Ильин порезал предплечье своей руки, после этого он был отправлен в Петровско-Забайкальскую ЦРБ, там Ивану зашили руку и велели вернуться на службу. По дороге из медицинского кабинета к выходу из больницы Иван выбил раму окна и выпрыгнул с четвертого этажа. Такую версию гибели Ивана военные предоставили его родителям. У Анатолия и Татьяны она вызвала большие сомнения.

Иван Ильин

“Иван никогда не страдал от депрессий и не говорил о суицидальных настроениях. Более того, он считал суицид глупым поступком. Первая версия причин самоубийства, которую выдвинули военные, – разрыв с девушкой. Но у Ивана были хорошие отношения с девушкой, она ему писала и ждала его из армии. У сына не было проблем в семье: мы любили Ивана и всегда его поддерживали”, – рассказал Радио Свобода Анатолий Ильин. Родители считают, что Ивана убили или довели до суицида.

Иван никогда не страдал от депрессий и не говорил о суицидальных настроениях

“Почему сын прекрасно справлялся с “тяготами службы” в Омске и ни на что не жаловался, а в Чите через несколько дней после прибытия покончил с собой? Почему Ивана после после того, как он порезал руку с целью совершения суицида, если такая цель у сына на самом деле была, не оставили в больнице хотя бы на несколько дней? Как он мог в присутствии сопровождающих, которые были в трех метрах от него, выбить раму закрытого окна и выпрыгнуть? По нашему мнению, Ивана могли убить или довести до самоубийства какими-то ужасными действиями. У Ивана на голове были травмы, несовместимые с жизнью. Иван был жизнерадостным, правильным, ответственным мальчиком с повышенным чувством справедливости. Мне сложно даже предположить, как он должен был страдать, чтобы решиться на самоубийство. В больнице медсестра спросила сына: “Тебя дембеля доводят?" Сын ответил: “И они тоже”. Медсестра об этом рассказала следователю после гибели Ивана. Но сыну не предоставили психологической помощи, не связались с семьей, даже не дали успокаивающие препараты и не отправили спать до утра в палату больницы", – сказала Татьяна Ильина.

Ответов на большинство своих вопросы родители так и не нашли. Сослуживцы не сообщали никаких подробностей, в проведении независимой экспертизы тела Ивана родителям было отказано. Татьяна и Анатолий рассказали Радио Свобода, что военные до погребения постоянно находились рядом с гробом, где лежало тело сына.

Письмо от военного комиссариата Курганской области, полученное Никитой Ильиным 11 декабря

По факту гибели Ивана Ильина было возбуждено уголовное дело, но вскоре закрыто по причине отсутствия состава преступления. Следствие настаивало, что Иван совершил суицид из-за социально-психологической дезадаптации, наступившей вследствие внутреннего психологического конфликта. Факты неуставных отношений и доведения Ивана Ильина до самоубийства следствие не установило. Родителей погибшего солдата так и не признали потерпевшими. Юристы благотворительного фонда “Право матери" несколько лет пытались обжаловать закрытие уголовного дела и результаты проверки в различных инстанциях.

“Согласно материалам, Иван Ильин прибыл в новую войсковую часть, откуда очень быстро с сопровождающими его военнослужащими попал в больницу с якобы самостоятельно перерезанными венами. Там обработали раны и отдали сопровождающим, отправив обратно в часть. У меня эта ситуация, как и у родителей, вызвала вопросы. То есть первый очевидный вопрос, если верить официальной версии: что в части происходит? Кто так давил на парня, который прекрасно служил в предыдущей части и там ничего себе не резал? Далее вопиющее нарушение, которое бросается в глаза: если в больницу привезли человека, якобы пытавшегося совершить суицид, персонал медицинского учреждения не может зашить ему раны и отправить обратно. Медработники должны оставить такого человека в больнице, провести курс реабилитации, показать психологу, психиатру и предотвратить возможность доведения попытки до завершения. Но врачей больницы ничто не смутило, и они сразу отправили Ивана обратно. Третий момент, который вызывает вопросы: по объяснениям военнослужащих, сопровождавших его, Ильин, выходя из отделения, якобы тут же выпрыгнул в окно, расположенное в лестничном проеме между этажами. Мы обжаловали неполноту проверки по факту гибели военнослужащего, потребовали провести проверку и возбудить уголовное дело против медиков ГУЗ “Петровск-Забайкальская ЦРБ” – так как они не оказали медпомощь в полном объёме, чем спровоцировали, по нашему мнению, гибель человека. Также мы просили проверить показания сопровождающих. Ответ по доследственной проверке – "самоубийство", якобы "не вынес тягот военной службы". Еще раз подчеркнем, что в первой воинской части все "тяготы" военной службы Иван прекрасно переносил", – сказала Радио Свобода председатель правления фонда “Право матери” Вероника Марченко. Она также подчеркнула, что с точки зрения закона призывник Иван Ильин погиб по дороге от места лечения обратно в часть, а значит, при исполнении обязанностей военной службы.

Извещение о гибели Ивана Ильина

Юрист организации “Солдатские матери Санкт-Петербурга” Александр Горбачев подтвердил, что по закону военнослужащий считается исполняющим служебные обязанности во время нахождения на лечении, а также на пути к месту лечения и обратно. Юрист никогда не слышал, чтобы освобождение от армии близкого родственника погибшего военного отменяли из-за того, что причиной его смерти был суицид.

Решение отменить освобождение Никиты от военной службы в связи с некими новыми обстоятельствами дела Татьяна и Анатолий Ильины считают неправомерным и абсурдным.

Я ничем не могу объяснить решение сделать сына призывником вопреки нормам закона, кроме мести Никите за его политическую позицию

“В извещение о гибели Ивана черным по белому написано, что его смерть связана с исполнением служебных обязанностей при прохождении военной службы. Я ничем не могу объяснить решение сделать младшего сына призывником вопреки нормам закона, кроме мести Никите за его политическую позицию", – сказал Анатолий Ильин.

“У меня армия отобрала одного сына, теперь она хочет отобрать второго”, – добавила Татьяна Ильина.

Благодарственное письмо родителям Ивана Ильина

Первый разговор Радио Свобода с родителями Ивана и Никиты был в понедельник. Сегодня Анатолий и Татьяна связались с Радио Свобода и рассказали, что, по словам председателя правления Курганского фонда “Право матери” Екатерины Пестеревой, военный билет у Никиты забирать передумали.

“Вроде бы Никите в понедельник отправили письмо с информацией, что он по-прежнему освобожден от службы в армии. Но сын письмо пока не получил. Какая там формулировка я не знаю: то ли ошибка, то ли недоразумение”, – сказал Анатолий Ильин.

“Молодого человека пригласили на комиссию, он не пошел. Разобрались, письмо отправили и никаких вопросов нет. Если бы Никита пришел на комиссию, то ему бы сказали, какие к нему претензии и есть ли они вообще. Может быть, они хотели посмотреть, как выдавался военный билет, всех ведь не упомнишь. Разобрались на комиссии, посмотрели документы и все оставили без изменений”, – рассказала Екатерина Пестерева Радио Свобода.

В военном комиссариате Курганской области Радио Свобода не стали комментировать ситуацию.

Никита Ильин уверен, что на него с помощью армии пытаются оказывать политическое давление.

“Не так давно участковый на улице пытался вручить мне повестку в военкомат, несмотря на то что у меня военный билет на руках. Даже если мое право на освобождение от армии сохранится, никаких сведений об этом от военного комиссариата у меня сейчас нет – ситуация стала большим стрессом для родителей, а они и так многое пережили ”, – сказал Никита Ильин.

В 2017 году Никита стал волонтером штаба Навального в Кургане. Он выходил на митинги против коррупции, стоял в пикетах, раздавал листовки. Три года назад Никита, тогда студент первого курса экономического факультета Курганского государственного университета, рассказал Радио Свобода, как замректора по безопасности угрожал ему судимостью за листовку Навального, найденную в здании вуза. Вскоре Никита ушел из университета и начал работать в штабе Навального smm-менеджером. В этом году военный комиссариат Курганской области начал проявлять интерес к сторонникам Навального. На координатора штаба Навального в Кургане Алексея Шварца возбудили уголовное дело за уклонение от службы в армии. “ Я осенью приходил вместе с Никитой Ильиным в военный комиссариат Курганской области, чтобы перевестись в городской военкомат из сельского по месту постоянной регистрации. Сотрудник военного комиссариата в Кургане Вячеслав Очиров ударил меня, попытался выхватить у Никиты мобильный телефон и выгнал нас из здания. Видеоролик о нашем недавнем визите в военный комиссариат выложен на сайте штаба, но меня все равно подозревают в уклонении от службы в армии. Насильно в армию были отправлены сотрудник ФБК Руслан Шаведдинов, IT-специалист ФБК Артем Ионов. В июле "украли" в армию пресс-секретаря “Альянса учителей” Ивана Коновалова. Ионов рассказывал, что во время службы у него обострилась астма, после ухудшения состояния здоровья активиста хотели комиссовать, но потом передумали. Власть давно использует службу в армии как инструмент репрессий по отношению к сторонникам Навального. В случае с Никитой они перешли все границы – ради репрессий они уже и могилы оскверняют”, – сказал Радио Свобода Алексей Шварц.

“В общем, перефразируя известную русскую поговорку, власти нечего на Навального пенять, когда такое кривое следствие доводит родственников погибших солдат до отчаяния. Чем большему количеству матерей, отцов, вдов, братьев и сестер вы сообщаете про якобы "самоубийства" их близких, чем сильнее "отмазываете" виновных от правосудия, тем больше людей в штабе у Навального", – уверена Вероника Марченко.