Дональд Трамп не оставляет попыток отменить результаты президентских выборов с помощью процессуальных приемов. Тем временем на Капитолийском холме полным ходом идет сооружение трибун для инаугурации Джо Байдена, который должен быть приведен к присяге в качестве 46-го президента США 20 января 2021 года.
"Неважно, как проголосовали, – важно, как подсчитали". Этот приписываемый Сталину афоризм опубликовала на днях социологическая служба Ramussen Reports, призывая вице-президента Майка Пенса воспользоваться своей конституционной обязанностью, чтобы изменить итоги выборов в пользу Дональда Трампа.
6 января 2021 года вице-президент Майк Пенс получит запечатанные сертификаты с результатами голосования президентских выборщиков.
В этот момент судьба президентства окажется в его руках. Ничто не мешает Пенсу в силу полномочий (полных и окончательных), которыми он наделен как глава Сената, отказаться вскрывать конверты и считать голоса из шести спорных штатов.
Если это сертификаты, удостоверяющие голоса лжевыборщиков, назначенных с помощью фальсификации (во что верит более 70 процентов республиканцев), зачем вскрывать конверты и считать их? Если голоса, поданные от семи спорных штатов, будут засчитаны как ноль, президент Трамп получит 232 голоса, Джо Байден – 222.
Нетрудно заметить разночтение: в начале этого сообщения речь идет о шести спорных штатах, в конце – о семи. Но не будем придираться – видимо, автор этой идеи сильно торопился. План Rasmussen – еще не самый экстравагантный. У отставного генерала, бывшего советника Трампа по национальной безопасности Майкла Флинна, осужденного за лжесвидетельство, но помилованного президентом, предложение куда радикальнее.
Президент должен иметь план на любой возможный случай, потому что мы не можем пустить на самотек неприкосновенность наших выборов. Это совершенно неприемлемо. Нет на свете такого сценария, чтобы мы как нация продолжали с этим жить дальше. Он может немедленно отдать приказ конфисковать все эти машины для голосования по всей стране. Он может также, если пожелает, разместить войска в спорных штатах и провести выборы заново в каждом из этих штатов. Ничего беспрецедентного в этом нет. О военном положении говорят так, как будто у нас его никогда не было. Военное положение вводилось 64 раза.
Даже не 64, а 68, но никогда – в подобных обстоятельствах. Чаще всего его объявляли в своих штатах губернаторы по причинам, не имеющим ничего общего с выборами.
Официальное утверждение итогов президентских выборов состоится 6 января. В этот день Конгресс соберется на совместное заседание обеих палат. В соответствии с 12-й поправкой к Конституции США вице-президент как глава Сената вскроет полученные от властей каждого штата конверты с заверенными результатами голосования выборщиков и огласит их, после чего будет проведен подсчет голосов. Именно это сделал в январе 2001 года вице-президент Альберт Гор, проигравший выборы Джорджу Бушу-младшему, в январе 2017-го – тогдашний вице-президент Джо Байден, объявивший победителем Дональда Трампа. Об этом сам Байден недавно напомнил.
Четыре года назад моей обязанностью как вице-президента Соединенных Штатов было объявить итоги голосования коллегии выборщиков на совместной сессии Конгресса. Выборщики проголосовали за избрание Дональда Трампа. Я исполнил свою обязанность. И я удовлетворен, но не удивлен тем, что ряд моих бывших коллег-республиканцев в Сенате уже признали результаты голосования коллегии выборщиков. Я благодарю их. Я убежден, что мы можем сообща работать по многим вопросам на благо нации. Это наш долг перед народом, нашей Конституцией и нашей историей.
На теоретическую возможность для вице-президента не оглашать полные результаты выборов и указывает Rasmussen. Но одной возможности мало. Конгрессмен-республиканец от Техаса Луи Гомерт намерен через суд обязать вице-президента принять такое решение. Вместе с выборщиками-республиканцами Аризоны он вчинил иск Майку Пенсу в техасском федеральном окружном суде. Ссылаясь на 12-ю поправку, Гомерт утверждает, что вице-президент обладает исключительным правом признать голосование в спорных штатах недействительным, и требует от него сделать именно это.
Мы продолжаем питать надежду на то, что найдется федеральный судья, понимающий, что мошенничество, укравшее результаты этих выборов, означает конец нашей республики. Этот иск обеспечит признание вице-президентом только легитимных и законных выборщиков.
В подтверждение исключительного права вице-президента проигнорировать волеизъявление целых штатов Rasmussen ссылается на пример Томаса Джефферсона, который после выборов 1800 года будто бы засчитал в свою пользу голоса выборщиков от Джорджии, несмотря на то что протокол их голосования был оформлен с грубыми нарушениями. Статью на эту тему еще в марте 2004 года опубликовали два профессора-правоведа – Брюс Аккерман из Йельского университета и Дэвид Фонтана из Университета имени Джорджа Вашингтона.
Впрочем, сторонники Трампа упрощают ситуацию. На тех выборах к финишу пришли пять кандидатов, в том числе действующий президент Джон Адамс, вице-президент Томас Джефферсон и бывший сенатор Аарон Бэрр. 11 февраля 1801 года Джефферсон как глава Сената вел совместное заседание палат, посвященное окончательному подсчету голосов выборщиков. При вскрытии конверта от Джорджии счетчики – эти обязанности исполняют специально назначенные два сенатора и два конгрессмена – обратили внимание председательствующего на то, что в протоколе имеются "кое-какие погрешности" против установленной формы (Аккерман и Фонтана, видевшие документ своими глазами, утверждают, что погрешности вопиющие), и передали бумагу Джеферсону. Но тот ничтоже сумняшеся признал голоса выборщиков из Джорджии легитимными. В итоге Джефферсон и Бэрр вышли в лидеры и набрали по 73 выборщика. Однако для избрания президентом необходимо получить больше половины голосов в коллегии выборщиков, которых тогда было 276 человек.
Смотри также Долгое прощание. Владимир Абаринов – об уходе Дональда ТрампаВ результате президента избирала нижняя палата Конгресса из двух финалистов – Джефферсона и Бэрра. Конгрессменам понадобилось 36 туров голосования, чтобы назвать наконец имя следующего президента: Джефферсон победил. Аккерман и Фонтана утверждают, что, если бы Джефферсон признал голоса из Джорджии недействительными, Конгресс выбирал бы не из двух кандидатов, а из пяти, интрига усложнилась бы и президентом мог бы стать бывший посол США во Франции генерал Чарльз Пинкни. Однако при всем уважении к профессорам и к политическому гению Джефферсона, все же трудно предположить, что он, признавая выборщиков от Джорджии, рассчитал дальнейшие события, как шахматную партию, на 36 ходов вперед.
Почему понадобились попытки через суд заставить Майка Пенса аннулировать итоги выборов в нескольких штатах? Вице-президент, тоже баллотировавшийся на второй срок, пока не занял однозначную позицию в споре Трампа с Байденом. Он, разумеется, заявлял, что надо добиваться честного подсчета, но ни разу не сказал, что победил Трамп. Кто бы что ни говорил, но Пенс – человек системы и не готов ее разрушать.
Поскольку на вице-президента, как и на суд, надежда слабая, разработан запасной план. Отправляясь перед Рождеством во Флориду на отдых, президент Трамп записал видеообращение к стране.
Мои дорогие американцы! Сегодня я хочу объяснить вам, почему я полон решимости использовать любую имеющуюся в наличии судебную и конституционную возможность для того, чтобы пресечь кражу президентских выборов. Одна из самых главных моих обязанностей как президента – защитить неприкосновенность вашего священного права голосовать. В этом году, пользуясь вирусом как предлогом, должностные лица ключевых штатов, принадлежащие к Демократической партии, нарушили законы своих штатов, чтобы сделать возможным, поощрить и осуществить мошенничество в масштабах, невиданных никогда прежде в истории нашей страны.
Люди, хорошо знающие Дональда Трампа, предполагали, что он, скорее всего, не вернется в Вашингтон до истечения срока своих полномочий, чтобы не присутствовать на инаугурации Джо Байдена. Но президент и тут удивил всех своей непредсказуемостью. Он пообещал в твиттере вернуться в столицу 6 января.
Увидимся в Вашингтоне 6 января. Не пропустите. Информация последует!
6 января – дата окончательного официального подсчета голосов выборщиков Конгрессом. Событие, обычно считавшееся чисто церемониальным, приобретает для Дональда Трампа и его сторонников судьбоносное значение.
В законодательстве США имеется закон 1887 года, который гласит: если хотя бы один член нижней палаты и один сенатор оспаривают легитимность голосования в каком-либо штате, совместное заседание следует прервать и каждой палате провести в течение двух часов обсуждение этого возражения. В январе 2017 года председательствующего Джо Байдена 11 раз прерывали однопартийцы, заявлявшие о нелегитимности выборов в том или ином штате.
СЕНАТОР-РЕСПУБЛИКАНЕЦ РОЙ БЛАНТ: Г-н президент, сертификат голосования выборщиков от Алабамы выглядит надлежащим по форме и подлинным. Вследствие этого Дональд Джей Трамп, проживающий в штате Нью-Йорк, получает девять голосов на выборах президента, а Майкл Пенс, проживающий в штате Индиана, – девять голосов, поданных за вице-президента.
ДЖО БАЙДЕН: С какой целью встал с места джентльмен из Массачусетса?
КОНГРЕССМЕН ДЖИМ МАКГОВЕРН (ДЕМОКРАТ ОТ МАССАЧУСЕТСА): Г-н председатель, я возражаю против сертификата штата Алабама на том основании, что голоса выборщиков не были поданы при известных обстоятельствах, а выборщики не были законно утверждены, особенно учитывая факт подтвержденных незаконных действий государства Россия и широко распространенных нарушений Закона об избирательных правах, вследствие чего тысячи избирателей штата Алабама были незаконно лишены права голоса.
ДЖО БАЙДЕН: Статья 563 Кодекса законов Соединенных Штатов требует, чтобы всякое возражение было представлено в письменном виде и подписано как членами Палаты представителей, так и сенатором. Это возражение имеется в письменной форме, оно подписано не только членом Палаты представителей, но и сенатором?
ДЖИМ МАКГОВЕРН: Возражение в письменной форме подписано членом Палаты представителей, но пока не подписано членом Сената Соединенных Штатов.
ДЖО БАЙДЕН: В этом случае возражение не может быть принято.
Все остальные попытки закончились с тем же результатом: в верхней палате не нашлось ни одного сенатора, готового поддержать претензию. На этот раз ситуация иная: "Пора сенаторам-республиканцам выйти на борьбу за президентство, как делали бы демократы, если бы они на самом деле выиграли. Доказательства неоспоримы! Массовые вбросы почтовых бюллетеней поздно вечером в спорных штатах, запихивание бюллетеней в урны (зафиксированное видеокамерами), избиратели, проголосовавшие дважды, избиратели-покойники..." – заявляет президент Трамп.
Ни одно из этих утверждений не прошло проверку в судах, однако это не останавливает лояльных Трампу членов Конгресса. О своей готовности оспорить 6 января итоги выборов заявили несколько членов нижней палаты и по меньшей мере один сенатор из числа избранных в этом году – Томми Табервилл, республиканец от Алабамы.
– Вы собираетесь бороться, чтобы получить правильный результат на этих выборах?
– Мы собираемся бороться изо всех сил.
– Что вы можете сделать 6 января?
– Дайте срок. Сами увидите, что произойдет. Вы читали, что происходит в нижней палате. Мы собираемся сделать то же самое в Сенате.
И все же это иллюзорный план. Согласно тому же закону 1887 года, возражение должно быть принято обеими палатами. Если одна из них отклонит претензию, она останется без удовлетворения. Понятно, что нижняя палата, в которой большинство принадлежит демократам, проголосует против отмены результатов голосования.