Арбитражный суд Красноярского края обязал дочернее предприятие "Норникеля" выплатить 146 миллиардов рублей компенсации за вред, нанесённый природе разливом топлива в Норильске 29 мая прошлого года. Это максимальная компенсация в истории российской судебной практики, в компании ущерб оценивают в семь раз ниже.
Экологическая катастрофа в Норильске произошла 29 мая 2020 года. На теплоэлектростанции ТЭЦ-3 произошёл разлив из хранилища более чем 21 тысячи тонн дизельного топлива. Оно попало в близлежащие реки и частично в озеро Пясино. По официальной версии, причиной случившегося стала разгерметизация резервуара из-за проседания свай фундамента.
Катастрофа стала одной из крупнейших в истории заполярной Арктики, сравнимой по масштабу с крупнейшей аварией в 1989 году в Арктике. Экологи предупреждают о возможных долгосрочных последствиях произошедшего.
Рассчитанная Росприроднадзором сумма компенсации – почти 2 миллиарда долларов – беспрецедентна в российской истории. Исключение – оценка ущерба природе от проекта разработки нефтегазовых месторождений "Сахалин-2"в 2006 году. Она предварительно составляла до 50 миллиардов долларов. Эти претензии были отозваны после того, как долю в предприятии у иностранных инвесторов со значительной скидкой купил государственный "Газпром".
"Норникель" в суде оценивал ущерб в 21 миллиард рублей. В компании обосновывают эту оценку неправильной методикой расчёта со стороны государства и неверной оценкой масштабов случившегося. В частности, указывалось, что при ликвидации катастрофы удалось собрать больше половины разлившегося топлива.
- Комиссия Ростехнадзора в ходе расследования причин аварии выявила дефекты при строительстве и эксплуатации повреждённого объекта, а также некачественный контроль за состоянием сооружения и нарушения при проведении экспертизы промышленной безопасности, напоминает Сибирь.Реалии.
- Кроме того, в октябре 2020-го Красноярский краевой суд приговорил бывшего главу Норильска Рината Ахметчина к шести месяцам исправительных работ с удержанием 15 процентов заработной платы. Чиновник признан виновным в халатности из-за утечки топлива. По версии следствия, он знал об утечке, но не предпринял вовремя необходимых мер для её ликвидации.