Киевский политехнический институт вскоре начнет реставрацию мозаики концептуального художника Федора Тетянича (1942-2007), размещенную на фасаде одного из учебных корпусов. Этой одной из немногих работ художника в общественном пространстве повезло больше, чем многим другим, исчезнувшим безвозвратно.
Сегодня не осталось ни одной из скульптур Тетянича – так называемых биотехносфер, своеобразных жилищ будущего. Несколько таких установили в 1980-х, но постепенно демонтировали – одну скульптуру "Биотехносфера" на автобусной остановке в селе Победа Киевской области якобы попросили убрать водители, потому что им казалось, будто они видят "остатки НЛО". За исключением картин и коллажей, не сохранилось очень много других работ – в основном потому, что сделаны они были из недолговечных материалов – коробок из-под вермишели или кефира, скорлупы от орехов, мусора, найденного на улице, домашней пыли. Почти не осталось фотографий многочисленных перформансов, и сегодня о многих из них удается узнать лишь по рассказам тех, кто был с художником лично знаком.
слово "фрипулья" художник использовал как псевдоним и как лозунг
Интерпретировать идеи Федора Тетянича тоже нелегко. Даже его близкие друзья затрудняются сказать, что означало, например, слово "фрипулья", которое художник использовал в самых разных ситуациях: как псевдоним, представляясь Фрипульей; как лозунг выкрикивал его, когда он шел в начале очередной организованной им костюмированной процессии; или как название – для созданной в 1993 году Академии чудотворчества "Фрипулья". Об этой академии рассказано в изданной посмертно книге, в которой собраны тексты, записки, документация осуществленных и неосуществленных акций художника, фотографии и рисунки. В этой составленной Тетяничем публикации на одной и той же странице академия называется по-разному. Кажется, автор и здесь не стремится к однозначности изложения. Он приводит цитату из статьи, якобы напечатанной в 1993 году в газете "Украина Молодая", об основании академии, но она уже называется здесь "Академией зрителей". "Новая организация протестует против серости в жизни и искусстве, против пессимизма, безразличия и грубости", – говорится в приведенной художником цитате. Можно вспомнить обэриутов, противоречивших в текстах самим себе, а можно интерпретировать такую пестрость значений, поговорив с теми, кто Тетянича знал: многие рассказывают, что даже к своим самым глубокомысленным идеям он относился несерьезно, хотя наблюдатели все воспринимали совсем наоборот.
"Он очень часто с юмором относился ко всем этим делам. Нам не надо было объяснять, мы все и так понимали. Если все играли в абсурд, то он играл, наверное, лучше всех", – вспоминает о Федоре Тетяниче книжный график Валентина Ульянова, которая училась вместе с художником, а потом много лет дружила с ним. И это, наверное, и есть ключ ко всему, что Тетянич делал: даже телевидение он воспринимал не как средство объяснить свои идеи, а как возможность показать очередной перформанс. В снятом о художнике Александром Дирдовским документальном фильме есть фрагмент интервью 1991 года, во время которого Тетянич на все вопросы журналиста отвечает либо скороговоркой-песней, либо абсурдным, даже несвязным повествованием, объясняя свою главную концепцию бессмертия бессмертностью "пепси-колы", или рассказывая о жабе, которая ему приснилась и которая является всем миром. Смотреть на это без смеха невозможно. Улыбаются и некоторые другие участники съемки. Журналист в итоге сдается и просит художника спеть. В своей книге Тетянич пишет о Фрипулье: "Но не верьте ему ни под каким предлогом".
Тетянич фантазировал, что люди будут жить не в квартирах, а в биотехносферах
"Считаю всю свою жизнь одним-единственным перформансом, в котором я на планете Земля и вообще в бесконечности выстраиваю своими произведениями и их распространением средствами массовой информации (в особенности телевидением) единую огромную инсталляцию "БИОТЕХНОСФЕРА ФРИПУЛЬЯ", – писал он. "Биотехносфера" – это придуманный Тетяничем аппарат, рассчитанный на одного или нескольких человек, внутри которого находится все, что нужно для жизни: кухня, рабочее место и так далее. Ее сферическая форма обусловлена возможностью перемещаться по кругу внутри биотехносферы, приближаясь к тому "модулю", который необходим для конкретного момента жизни. Тетянич фантазировал, что в будущем люди не будут жить в квартирах, а в таких вот биотехносферах, которые при помощи вертолета можно было бы переместить из одного места в другое – что позволяло бы, не покидая дома, путешествовать, например, из города в город или из страны в страну. Художник построил несколько таких биотехносфер, в том числе он предлагал эскиз, на котором изображены несколько из них, на конкурс, объявленный государством на монумент независимости в Киеве. После того, как из всех поданных на конкурс проектов был выбран нынешний, художник прокомментировал это так: "Надо ли было торопиться к десятилетию независимости, чтобы создавать такую помпезность? Вон и Маяковский к десятилетию советской власти написал поэму "Хорошо!" Оказалось – нехорошо".
Киевский литературный и арт-критик Инна Булкина в одной из статей, посвященной художнику, указывает на связь его искусства с анархистскими идеями биокосмизма. Это было направление в начале 1920-х годов, подчеркивающее свободу личности и творчества – не только на планете Земля, но и в космосе, и всей Вселенной, на которую, как верили биокосмисты, человек может свою деятельность распространять. Идеи биокосмистов были почерпнуты из книг философа-футуролога Николая Федорова, мечтавшего о воскрешении людей и верившего в возможность объединения людей с целью направлять развитие на Земле. Биокосмисты тоже говорили о бессмертии и возможности изменить реальность так, что это позволит изменить будущее. О бессмертии и безграничности Тетянич тоже говорил постоянно. Вот, например, что он писал об этом: "Инопланетяне их не принимают, они спешат на встречу с бесконечностью, то есть со мной, я – бесконечность – бесконечность я". Художник видел бесконечность и в фотографиях: "Живя, мы превращаемся в фотоотпечатки, в свет бесконечности".
В его авторской книге можно найти документацию акции "Конец конца света". Тетянич рассказывает, как нарисовал картину "Конец света" и разломал ее на куски, которые случайно были сложены на бумагу, вытащенную из стопки рядом с его столом: это оказался плакат, на котором были напечатаны флаги стран мира. Очевидно, что и в понятие "случайность" он вкладывал определенный смысл, впрочем, это можно отследить и в других его акциях или перформансах.
В книге описана и, видимо, так и не реализованная автором выставка, на которой зрителям показывались бы не картины, а обычная земля. В этом своем размышлении художник пошел еще дальше – он пишет, что поставил себе задачу определить, как много земли можно приклеить к холсту, чтобы рисовать на нем, и понял, что лучше приклеить холст к планете. По словам Тетянича, после этого Земля прекратила свое движение в космосе, так как была зафиксирована актом приклеивания, и теперь он призывает всех рассматривать нашу планету как недвижимую точку отсчета.
Но многие знали Федора Тетянича именно благодаря его уличным перформансам: в историю украинского искусства он вошел как первый перформансист. О многих таких акциях сегодня можно узнать только благодаря рассказам.
он изображал демоническую личность со страшной бородой и грозным голосом
– Встречались мы совсем нерегулярно, все происходило случайно. Помню, однажды я шел по Андреевскому спуску в день города, и там посреди улицы сидел Тетянич в груде металлолома. И пока он ходил куда-то перекусить – я его заменил, – рассказывает украинский композитор и мультиинструменталист Данило Перцов. – Вел он себя по-разному. На публике изображал демоническую личность со страшной бородой и грозным голосом, а в обычном общении мы просто могли говорить. Я помню, как-то мы с моим другом, скрипачом, поехали к нему в село Княжичи. Это было Рождество, и мы устроили импровизированную процессию с музыкой. А наутро он заходит в дом с караваем и за каждый кусочек хлеба просит колядку.
– То есть в перформансы Тетянич вовлекал совершенно разных людей, знакомых, которые в этот момент рядом с ним были?
– В принципе, да. Тех, которые были этому рады. Он любому мог найти место, чтобы он стал частью этого действа, умел заинтересовать, объяснить. Ведь это не была ерунда, всем было весело и интересно.
– Это не воспринималось участниками как художественный перформанс, а скорее как приятное времяпрепровождение, или я неправильно поняла ваши слова?
– По-разному. Видимо, каждый видел в этом то, что хотел увидеть. Для кого-то это было искусство, для кого-то – праздник клоунады, для кого-то – картина образа жизни. Все это было представлено. Но вообще у Тетянича присутствовала серьезность отношения к тому, что он делал, он говорил о себе как о художнике.
– Рассказывал ли он вам о своих взглядах, о том, что означает слово "фрипулья", например?
сферы должны были цепляться на вертолет, и можно переместиться в любую точку Земли
– Рассказывал, конечно. Это все было немного путанно и довольно трудно было свести воедино. Он много говорил о бесконечности. И писал об этом в своих коротких стихотворениях. А мне всегда казалось, что это говорилось и в шутку. Его занимал вопрос о том, какой должна быть будущая культура. И он проектировал жилища людей будущего в виде шара, называл их "биотехносферами". Это пространство, которое рассчитано на одного человека: вот он сидит на табуретке, поворачивается – работает на компьютере, повернулся – вот у него кухня, вот у него станок, мольберт. То есть все, что человеку нужно для жизнедеятельности, находится в пределах этого места. А все остальное – за пределами этого сооружения. Эти сферы должны были цепляться на вертолет, и таким образом можно переместиться в любую точку Земли, подключиться там к коммуникациям. Получалось, что человек как бы и на природе, и при этом остается в своей культуре. Это была утопия, которую Тетянич пытался воплотить в жизнь.
У него были мечты о будущих городах, которые состоят не из коробок, как сейчас панельные многоквартирные дома, а из сфер, которые могли бы между собой соединяться при надобности. Это были отдельные индивидуальные пространства, а вся основная жизнь человека должна была происходить на природе. Идея была в том, что человек не привязан к городу, а может свободно перемещаться в любое нужное или интересное ему место, не покидая пределов своего жилища. Это был утопический проект. Видения будущего. Однажды, когда в Союзе художников, членом которого он был, происходили очередные перевыборы, там были ссоры, какие-то скандалы, а он вышел и стал рассказывать, что вот он предлагает послать художников в разные села для того, чтобы они там пропагандировали искусство.
Изобретая оригинальней, чем у соседа,
Друг другу ни в чем не уступая, ни вторя,
Крестьяне полюбили скос, граблей, вил,
Роботов складывать
С различных инструментов и прочего
Инвентаря
Один сложил машину-шар
Простую, но не дуру,
Превращающуюся то в одежду, то в мебель,
то в архитектуру.
– Участвовали ли вы в хеппенингах, которые он устраивал дома и в своей мастерской?
процесс уборки для Тетянича был чем-то сродни живописи
– Его мастерская – это была каморка под крышей. Там почти никто не бывал, потому что основная часть перформансов происходила на улице. А в квартире у него были блестящие тряпки в качестве ковров, он там регулярно производил уборку, причем то, что он заметал на бумажку, фиксировал лаком и складывал в стопки – были целые пачки таких листков. У него была идея тотального искусства, что любое действие человека имеет эстетический смысл. И это было в какой-то степени решением проблемы труда: любая трудовая деятельность может быть расценена как эстетическое действие. Например, строитель одновременно и сооружает некий объект, а сам процесс постройки – это своеобразный танец, звуки, которые при этом всем звучат, – это музыка. Поэтому процесс уборки для Тетянича был чем-то сродни живописи. Просто вместо кисточки был веник, а мусор сметался не на совок, а на бумагу. Но, насколько я знаю, это нигде не выставлялось и было выброшено.
– Что еще свидетельствовало о понимании жизни как искусства?
– Он вообще любой предмет стремился превратить в нечто эстетическое. Это была его попытка вдохнуть жизнь в бытовые предметы. Он носился со всяким мусором, металлоломом. Например, с мусорки притаскивал разбитые телевизоры, и они интересовали его не как источник наживы, а как исключительно эстетические объекты. Насколько я помню, идея состояла в том, что человек создал множество сущностей благодаря цивилизации, с которыми он не дружит. Это не просто мусор, а куча богов, духов, существ, каждое из которых имеет душу. Из-за того, что их так много, а сам человек относится к жизни наплевательски и прагматично, он не успевает это осознать. Поэтому эти существа живут в мусорнике, а мусорник – это, получается, подлинный современный пантеон. Поэтому из старых кроссовок, консервных банок, старых пластинок, крышек и другого мусора он делал маски, божков, они висели на стенах его мастерской. Это были невидимые боги мусорника, созданные человеком. У меня есть такая его работа, сделанная из коробки вермишели, а внутри – модель дома его матери.
– А во что превращались телевизоры или металлолом?
– Телевизоры были частью его инсталляций. В дни города он свозил на Андреевский спуск немыслимую куча разного старья, металлолома, кое-что нанизывал на веревку и таскал с грохотом вверх-вниз по улице. А то, что он извлекал звук из этих железяк, – он как бы позволял им говорить, заявлять о себе, взывать к людям.
– Как реагировали на это зрители?
– Его считали городским сумасшедшим. И такое определение ему, на самом деле, было удобно, он его не чурался, не пытался опровергнуть. Наоборот, он наслаждался этим статусом, потому что этот статус дает определенную свободу.
– Во время этих перформансов он специально одевался, надевал пестрые ткани, прозрачную фольгу, в это тоже вкладывался определенный смысл?
– Он был как будто императором бесконечности. Головные уборы были стилизованы под гетманские. Я так понимаю, что это было связано с его реальным телом: он был низкого роста, с огромной бородищей, с очень выразительным взглядом. Он играл и со своим ростом: делал сам себе обувь – котурны на высоких платформах.
– А зачем он собирал деньги для поездки на Марс?
– Это была скорее шутка. Поскольку у него не было средств к существованию, он мог собирать пожертвования. Когда он ездил в Москву, где у него была выставка, он со шляпой пошел к зрителям. Помню, была и банка с воткнутой бумажкой пожертвовать на поездку к морю на машине.
– На вас Федор Тетянич как-то повлиял? Многие из тех, кто общался с ним, говорят о том, что он оказывал на людей огромное влияние.
в его перформансах мог участвовать любой дворник, любой рабочий, любой строитель
– Непонятно, как это можно наследовать. Я ведь и сам часто говорил, что Тетятнич – это мой первый учитель. Но когда я спрашиваю себя, чему он меня научил или чему мог научить, трудно представить себе или даже сказать. Возможно, отношению к искусству. Возможно, интегральности, что искусство – это не башня из слоновой кости, не элитарный мир, а демократичный – таким и был Тетянич. Ведь в его перформансах мог участвовать кто угодно. Любой дворник, любой рабочий, любой строитель, любая доярка. Если они правильно его поймут, конечно. Он со всеми говорил, – говорит киевский композитор Данило Перцов.
Живущий в Праге музыкант Тарас Волощук вспоминает о нескольких акциях, которые он провел вместе с художником Федором Тетяничем:
– Наше общение было довольно коротким, это были 1991–92 годы. Тогда произошло несколько ярких историй. Первая наша встреча – когда я пришел к нему в мастерскую. Там было несколько комнат, они были все заставлены картинами, фольгой. Тетянич попросил меня помочь ему подготовиться к следующей выставке, потому что к нему должны были прийти друзья. Он организовывал в небольших комнатах проходы, коридоры, которые оформлял для того, чтобы посетители шли по лабиринту и могли посмотреть картины. Мы все это пространство буквально создали: ставили рамы, стойки, делали проходы, лабиринты. Тетянич очень часто использовал яркие разноцветные ткани. У него их был большой запас, и невероятные запасы фольги. Притом что в то время это был большой дефицит, но Тетянич нещадно тратил фольгу на оформление художественного пространства – как он его видел. И он часто, кстати, одевался в цветные ткани, цеплял к одежде фольгу и шелестел ей, говоря, что это музыка.
фрипулья включала в себя бесконечность всего мира
Тогда, в первый вечер нашего общения, он мне рассказал о фрипулье. Это была для него очень важная категория, и связано это было с тем, что в детстве он болел, некоторое время провел в инвалидной коляске, всю жизнь хромал, и во время болезни ему открылась реальность фрипульи, то есть фрипулья – это, по его словам, была категория, которая включает в себя бесконечность всего мира, всей нашей Вселенной, всех идей в каждой точке пространства. Я думаю, для него это было невероятно живое понятие: однажды мы шли с ним по улице, и он увидел очень красивый рисунок на асфальте, там лежали какие-то ветки, листья, только что прошел дождь, и какая-то часть асфальта высохла. Мы поднялись на горку, и он говорит: "А теперь посмотри с высоты. На что это похоже?" Это была буквально живопись природы, абстрактное человеческое лицо. Для него, очевидно, был очень важен принцип случайности, но случайности, за которыми стояли бы какие-то символы, какие-то реальности, которые открывает нам Вселенная с каких-то других сторон. Он во всем искал творческое начало. Даже не искал, а скорее был в контакте с этим всем процессом, так как он был художник. Я думаю, это было связано с болезнью, которую он перенес в детстве. Когда он поправился, видимо, для него каждый миг, который он жил, был не просто временем, что вот я сейчас работаю, а потом отдыхаю, он превратил всю жизнь в перманентное творчество.
– Вы говорили, что провели несколько совместных перформансов…
– Вторая ситуация была довольно смешная. В то время я работал в Киевском камерном оркестре под управлением Романа Исааковича Кофмана, была репетиция, и со скрипачкой Ольгой Колпаковой мы вышли на получасовой перерыв прогуляться на горку, которая находится за филармонией. Когда мы поднялись наверх, то увидели Тетянича, и он тут же деловито достал ключи и говорит: "Идемте со мной". Мы спустились в какой-то довольно большой подвал. Это был, оказывается, резервуар, который построили немцы во время войны, чтобы, как он нам рассказывал, обеспечивать водой Крещатик и центральную часть Киева. Там было очень много всяких театральных декораций. Был там и латунный обруч, на который была насажена голова быка, вырезанная из поролона и раскрашенная разными красками. Тетянич тут же достал серебристо-розовую ткань и из нее сделал хвост. Эту голову я надел на себя, хвост мы прикрепили к обручу, а Ольга с Тетяничем спрятались под этот хвост. Так мы спонтанно решили, что успеем показать быка перед началом репетиции, но мы просчитались на несколько секунд. Когда оркестр начал играть, я открыл дверь и мы с мычанием стали бегать вокруг оркестра. Было довольно весело, хотя, я думаю, ребята так и не поняли юмора… Но в то время филармония была в ужасном состоянии – весь паркет был снят, тогда был ремонт, и мы репетировали при плюс 10 градусах.
Он выглядел как инопланетянин
Еще один перформанс состоялся через несколько месяцев и тоже случайно. Я шел с репетиции и снова встретил Тетянича, он меня сразу взял под руку и говорит: "Идем, Тарас, будем делать акцию. У меня сегодня перформанс наверху перед входом в метро "Арсенальная". Я говорю: "Хорошо". Он говорит: "Хочешь поиграть?!" – "Да, конечно!" Я, конечно, имел смутное представление о том, что будет происходить, но подсознательно, кажется, сделал правильный выбор – выбрал тему из скрипичного концерта Сибелиуса. Тетянич при этом ходил в довольно импозантном костюме, многие элементы которого были сделаны из разноцветной фольги – она была наклеена на рукава, на спину, на грудь. Он выглядел как инопланетянин. При этом он читал свои тексты о фрипулье. Он решил посвятить эту акцию рабочим, у которых закончилась смена на заводе "Арсенал", и они шли к метро через небольшую площадь. Я их встречал со скрипкой, а после меня они попадали к Тетяничу, который им объяснял, что такое фрипулья.
– Что он при этом делал? Как себя вел?
– В его поведении было много театрального. Когда он контактировал с теми рабочими или мастерами, которые шли с завода "Арсенал", он подходил к ним и сначала очень вежливо здоровался. Он сразу вступал с человеком в диалог и провоцировал его на реакцию, на участие в происходящем, чтобы человек раскрылся.
– Какие это вызывало реакции?
– По-разному. Я помню, было несколько людей, которые действительно вступили с ним в какой-то творческий контакт и не просто стояли без движения, а повторяли его движения.
– Он пытался взаимодействовать с людьми, чтобы они тоже стали частью перформанса?
– Да. И он каждому давал совершенно свободное пространство. Если человек просто проходил – он проходил. Иногда он к кому-то мог подойти и совершить какой-то поклон, нацепить на человека, например, полтора метра какой-нибудь цветной ткани. Человек был в шоке: "Я совершенно по-другому выгляжу, как какой-нибудь король в мантии".
Свободен я, Биотехносемья,
одевшая меня,
Мои оптимальные жизненные ритмы
высчитывает, об опасностях
предупреждает,
посредством меня руководит всей
Вселенной
для умножения возможностей
человеческих
подобных себе рождает.
– Документации никакой не осталось, это были абсолютно спонтанные акции?
– У Тетянича это проходило практически каждый день. Иногда он уезжал к себе в деревню в Княжичи под Киевом и там проводил какое-то время, наверное, чтобы собраться с силами. Но когда он был в Киеве, он, мне кажется, был активен 24 часа в сутки. Для него не было разницы между выставкой, или подготовкой к выставке, или встречами с друзьями. Он всегда наполнял смыслом общение между людьми. Он вдохновлял меня всегда на то, чтобы я как можно сильнее раскрылся в творческом аспекте: как музыкант или как участник перформанса. Это был человек, который невероятным образом провоцировал на творчество.