Беларусь отстранили от участия в музыкальном конкурсе "Евровидение-2021", который должен пройти в Роттердаме во второй половине мая. Об отказе говорится в сообщении Европейского вещательного союза, распространённом 26 марта.
В первой песне группы "Галасы ЗМеста", которая называлась "Я научу тебя", европейские чиновники усмотрели политический подтекст. В обращении организаторов музыкального шоу к БТРК подчёркивалось, что композиция "ставит под сомнение неполитический характер конкурса".
"Я научу тебя плясать под дудочку… Я научу тебя ходить по струночке… Ты будешь всем доволен, рад всему… Тебе же лучше будет самому" – таков рефрен этой песни.
"Галасы ЗМеста" – молодой проект барановичских кавээнщиков. Фронтмен группы Дмитрий Бутаков по образованию военный переводчик. В студенчестве он выступал за команду КВН "Эскадрон гусар", затем вернулся домой, в Барановичи, где основал КВН-команду КЛЮЖ. "Галасы ЗМеста" появился осенью 2020 года как ответ на августовские события. Ансамбль исполняет язвительные песни о протестах, дворовых чатах, о Павле Латушко, Светлане Тихановской, Марии Колесниковой и политической ситуации в Беларуси. Это вызвало возмущение и насмешки в Сети.
Одновременно отмечалось и то, что не были ясны детали национального отбора участника "Евровидения-2021" от Беларуси. Не было ни телевизионной, ни интернет-трансляции, жителей в детали не посвящали.
Впоследствии Минск в согласованные сроки предложил новую песню той же группы. Песню про зайцев, которая, несмотря на аполитичность, также принята не была.
Букмекеры прогнозировали Беларуси 36-е место. Первое место они пророчат певице из Мальты Дестини Чукуньере, которая выступит с песней Je Me Casse.
Глава МИД РФ Сергей Лавров решение организаторов "Евровидения" не допустить Беларусь к участию в конкурсе назвал отвратительным. Об этом он заявил 1 апреля в интервью передаче "Большая игра" на Первом канале.
Иван Эйсмонт, председатель Белтелерадиокомпании, и вовсе считает, что Беларусь победила на "Евровидении":
"Решение о нашей дисквалификации – политически мотивировано, чего так не любит (мы-то знаем, что любит) Европейский союз. Мы состоим в ЕВС, в нем и будем, я думаю, состоять. На них просто надавили политики и хейтеры в социальных сетях. Кто это сделал? Посмотрите наш последний выпуск программы "Понятная политика". Белорусские невероятные и диаспора даже подготовили шаблоны комментариев для соцсетей международных организаций.
Группа "Галасы ЗМеста" вошла в историю, и, на мой взгляд, Беларусь выиграла это "Евровидение!"
Министр культуры Беларуси Анатолий Маркевич тоже не переживает. В сюжете телеканала ОНТ он прокомментировал решение организаторов "Евровидения" лишить Беларусь права на участие в конкурсе.
фестиваль "Славянский базар" – вот это настоящий конкурс
"Преодолеем мы данные трудности, несуразности, которые возникли. Потому что, на мой взгляд, особенно в последние годы конкурс "Евровидение" стал несколько подменять общечеловеческие понятия. Международный фестиваль "Славянский базар", который каждый год при поддержке руководства страны проводится в чудесном городе Витебске, – вот это настоящие конкурсы, вот это настоящее мастерство. И мы гордимся тем, что наша страна становится вот такой чудесной площадкой. А мы понимаем, наверное, что дело, может, не в песне, а дело в другом. Время расставит все на свои места", – заявил он в эфире телеканала ОНТ.
На сайте "Славянского базара" появилась афиша фестиваля, который пройдет в Витебске 14–19 июля. В программе перечислены несколько десятков иностранных и белорусских артистов, которые должны выступить, билеты уже в продаже. Белорусы завалили соцсети артистов просьбами не приезжать на "Славянский базар", чтобы не поддерживать режим. Уже несколько иностранных артистов заявили, что не будут участвовать в фестивале, а некоторые сказали, что не понимают, как их имя оказалось в программе, потому что они своего согласия на участие не давали.
Шоумен Михаил Галустян высказал свое недоумение в сторис инстаграма и заявил, что не планировал участвовать в фестивале. Выступать на провластном фестивале также отказался белорусский исполнитель Homie (он же Антон Табала). Не приедет на "Славянский базар" и украинская певица MARUV (Анна Корсун).
Об этих новостях корреспондент Радио Свобода поговорила с белорусским музыкальным критиком и продюсером Сергеем Будкиным. Он руководит фондом Белорусской культурной солидарности, который оказывает помощь деятелям культуры, пострадавшим от режима. На его счету, например, исполнение "Реквиема" Моцарта в Красном костеле в Минске, посвященное убитому белорусскими силовиками Роману Бондаренко. Деньги от концерта были перечислены семье Романа.
Музыкальный обозреватель и организатор многочисленных музыкальных фестивалей Сергей Будкин, перед тем как уехать в Вильнюс, был ведущим передачи Belsat Music Live, через которую прошли более сотни талантливых белорусских музыкантов.
– Европейский вещательный союз отклонил заявку Беларуси на участие в "Евровидении", потому что, по мнению организаторов, песня группы "ГаласыЗместа" нарушает правила конкурса и может повредить его репутации. Насколько это решение, по-вашему, справедливо и что вы по этому поводу думаете?
хорошо, что это не было допущено, поскольку дискредитировало бы конкурс и стало бы оскорблением для его поклонников
– Безусловно, это решение полностью справедливо, поскольку тот продукт, который был предложен от нашей страны на "Евровидение", унижает Беларусь как нацию талантливых творческих людей, унижает сам конкурс (кто бы как к нему ни относился, а планка качества там высокая), он унижает и самих исполнителей, которые стали пешкой в этой игре, абсолютно не соответствуя уровню. Это просто любители, которые что-то там себе дома играют. Все это в сумме дает понимание – хорошо, что это не допущено, поскольку дискредитировало бы конкурс и стало бы оскорблением для его поклонников, – говорит Сергей Будкин.
– А что это за группа, откуда она взялась?
– Я обратил на нее внимание, когда меня внезапно пригласили в Купаловский театр, когда уже его оставила вся труппа, чтобы ей загрузить площадку (5 декабря 2020 года группа дала концерт в Купаловском театре. – Прим. РС). Это какая-то низкопробная сатира, мне, честно говоря, совсем неинтересно о них говорить, потому что они недостойны и секунды внимания слушателей. Просто их взяли как более лояльных. К сожалению или к счастью, других артистов просто не оказалось под рукой.
– Интересно, власти, когда заявляли эту группу, осознавали, что это заведомо непроходной материал, или все-таки на что-то рассчитывали?
– Я уже более 20 лет назад отчаялся увидеть какую-то логику в действиях белорусской власти, особенно что касается культурной сферы. Ее там просто нет. Вы хотите, чтобы я вам ответил, чем они руководствовались, когда платили за участие в конкурсе в уверенности, что с такой песней можно было выиграть? Это за границами добра и зла, творчества и всего, что имеет касательство к здравому смыслу.
– А как белорусы отнеслись к этой новости? Есть такие, кто, напротив, расстроился, что нас не будет на международной площадке?
Очень горевали на БТ, называли там меня тварью
– Она была размещена на канале "Евровидения" и за день набрала 40 000 дизлайков. Когда БТ убрали оттуда, по реакции той, что я видел, можно сказать – выдохнули, поскольку это действительно было стыдно. Однако, разумеется, в государственной прессе я видел другое мнение. Очень горевали на БТ, называли там меня тварью.
– Министр культуры Беларуси заявил, что "Евровидение в принципе не надо нам, а надо Славянский базар", но и с ним тоже не все гладко, артисты отказываются приезжать, несмотря на то что они анонсированы в афише. Особенно удивительно там видеть имя Вахтанга Кикабидзе.
Это просто русский корпоратив в белорусском городе
– Да, по тому, что сейчас происходит с гостями "Славянского базара", мы видим, что среди них есть настоящие личности, которые сочувствуют белорусам. Российские поп-исполнители обходятся государству дорого. Гонорар Киркорова когда-то был 118 тысяч евро. И стоит еще помнить, что эти деньги идут из налогов обычных белорусов.
– Для независимых белорусских музыкантов выступать на "Славянском базаре" зазорно. Всегда ли это так было? Из-за того, что это провластная площадка, или это связано с художественным уровнем платформы?
– В принципе, были времена, когда "Славянский базар" был отличным фестивалем, в его рамках проводился и рок-фестиваль, где выступали наши фолк-группы. И были альтернативные площадки, где независимые артисты тоже проявляли себя. С каждым годом все это закручивалось, и сейчас это просто русский корпоратив в белорусском городе.
– А кого бы вы от Беларуси отправили на "Евровидение", если бы была такая возможность?
– Качественных исполнителей очень много. Безусловно, это дуэт VAL, который должен был поехать на "Евровидение" в прошлом году, когда конкурс был перенесен. Они справедливо прошли отбор, но контракт с ними был аннулирован потому, что они вышли на марши (артисты дуэта VAL Лера Грибусова и Влад Фрайман 1 апреля 2021 года зарегистрировали отношения. – Прим. РС). Это Naviband, отличная группа, но она уже ездила (группа NaviBand представляла Беларусь на конкурсе песни "Евровидение-2017". – Прим. РС). Это Shuma, такая электронная фолк-музыка (в начале 2018-го коллектив попал в финал отбора на "Евровидение" от Беларуси. – Прим. РС). Это Nizkiz (рок-группа, исполняющая песни на русском и белорусском языках, создана в 2008 году в Могилёве. – Прим. РС), это Маргарита Левчук, теперешняя звезда белорусского YouTube. Этот список я бы мог продолжать и продолжать, потому что талантливых артистов в Беларуси очень много.
– Чем занимается сейчас ваш "Белорусский фонд культурной солидарности"?
Мы призываем подождать, пока Беларусь станет свободной
– Мы как раз запустили программу StopBTRC, чтобы исключить Белтелерадиокомпанию из Европейского вещательного союза. И первым пунктом было исключить Белорусское телевидение. Это нам удалось, и это была долгая незаметная обычному потребителю работа. Мы вместе с офисами Светланы Тихановской и Павла Латушко долго переписывались с европейскими функционерами, руководством Европейского вещательного союза, руководителями разных телерадиокомпаний Европы, журналистами, и в этом решении ЕВС безусловно есть наша заслуга. Мы стремимся продолжить эту кампанию, чтобы белорусские независимые артисты все-таки поехали на "Евровидение" в этом году. Возможно, не как участники конкурса, просто мы хотим, чтобы Беларусь была представлена нормальными артистами, даже если они не станут претендовать на призовые места. Ну и, безусловно, у нас остается цель лишить БТ в принципе права участвовать в ЕВС. И сейчас стартует кампания, посвященная ХFactor, это британское шоу талантов, которое БТ получило право проводить в Беларуси в прошлом году. Из-за коронавируса оно было перенесено, и вот сейчас мы призываем не участвовать в нем также и подождать, пока Беларусь станет свободной.
Смотри также "Восхищаюсь нашим народом". Повесть о белорусской смелости– А что изменилось на белорусской музыкальной сцене с начала протестов?
– Во-первых, концертная жизнь практически остановилась. И из-за коронавируса, и из-за того, что большая часть белорусских музыкантов поддержали протесты. Они перешли на концерты во дворах, районах, многие из них прошли через аресты, штрафы, давление и репрессии. А некоторым просто не дают играть. Например, группа "Разбитое сердце пацана". Ребята в полном составе со своего концерта были доставлены в камеру на Окрестина, решили временно эмигрировать из Беларуси, потому что им трижды отказали в получении гастрольной лицензии. Также сейчас не может функционировать группа "Стары Ольса", это одна из самых знаменитых белорусских команд, солиста задержали, он вынужден был бежать за границу ("Стары Ольса" – группа средневековой белорусской музыки, которая стремится реконструировать музыкальные традиции ВКЛ и восстановить звучание многих забытых инструментов. Дмитрий Сосновский, лидер группы, был задержан 13 ноября в цепи памяти убитого белорусскими силовиками Романа Бондаренко. – Прим. РС).
– Но в целом это прорыв?
– Всплеск нашей музыкальной активности впечатлил даже Артемия Троицкого, он сказал, что нигде такого не наблюдал. Количество вышедших композиций песен, посвященных протестам, около 600. Песни эти не доходят до массового зрителя по понятной причине – каналов связи немного. Сейчас культурный контент не присутствует даже в независимых СМИ, потому что не до жиру, быть бы живу. Но то, что очень много всего создано (оно дойдет до нас через некоторое время), свидетельствует о том, что белорусов не сломать и талант их не закопать.
– Насколько уровень узнавания белорусских музыкантов повысился в России или Украине? Какие белорусские исполнители на слуху в соседних странах?
– Думаю, не ошибусь, если назову группу Nizkiz, которые уже несколько лет довольно хорошо котируются у соседей, группы "Дай дорогу", "Петля пристрастия", NaviBand и, конечно, Лявон Вольски.
– Можно ли сказать, что теперь музыкальные хиты на белорусском языке имеют больше шансов продаваться? Раньше-то белорусы как-то стыдились своего и не готовы были это продвигать, да и кто бы это слушал? Сейчас это поменялось?
Огромное количество людей открыли для себя Беларусь и белорусскую культуру
– Да, можно сказать, что новый белорусcкий музыкальный рынок зародился с протестами, надеюсь, он "выстрелит" со сменой власти, потому что огромное количество людей открыли для себя Беларусь и белорусскую культуру, белорусский язык. Когда группы, которые существуют уже по 10–20 лет, играли во дворах, люди говорили, что впервые слышат такое и как же это круто! Те же музыканты имели по 1000 прослушиваний, а сейчас – по 100 000.
В 2011 году был конкретный социологический опрос среди белорусов, просили назвать трех любимых белорусских исполнителей, 80% из них не смогли назвать ни одного. Очевидно, что ситуация сильно поменялась. Как она будет развиваться дальше, тяжело сказать, потому что есть намеренное игнорирование со стороны Белтелерадиокомпании, с одной стороны, и беспрецедентное давление – с другой. Но в этом есть и потенциал, который стоит использовать всем, кто двигает культуру.