Подарки от Думы VII созыва

Валентина Терешкова, Вячеслав Володин, Владимир Путин, Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов, коллаж

Обнуление и поправки в Конституцию. Повышение пенсионного возраста. Всероссийская реновация. Какие еще законы успела принять Дума VII созыва
  • Итоги деятельности Госдумы РФ VII созыва: поправки в Конституцию, противоречащие духу и букве основного закона страны.
  • Пенсионный возраст повышен: теперь многие мужчины просто не будут доживать до выхода на пенсию.
  • Реновация и "комплексное развитие территорий" ограничивают права граждан, вплоть до права собственности.
  • Цензура в России запрещена основным законом страны, тем не менее, де факто она уже давно существует.
  • "Национальная безопасность": кто опасней для граждан – "иностранные агенты" или коррумпированные чиновники?

ЧЕМ ЗАПОМНИТСЯ ДУМА?

В июне депутаты VII созыва российского парламента собрались вместе в последний раз. Осенью в России будет новая Дума. Поэтому сегодняшний выпуск программы мы решили целиком посвятить деятельности VII созыва Государственной Думы РФ и напомнить, что она успела напринимать за последние пять лет и с какими законами оставила россиян.

Видеоверсия программы

За пять лет депутаты рассмотрели 6 тысяч 479 законопроектов и приняли 2 тысячи 672 закона

Седьмой созыв приступил к работе 5 октября 2016 года, конституционное большинство в Думе вновь досталось "Единой России", которая получила 343 депутатских мандата. Подводя итоги работы, председатель Думы Вячеслав Володин не без гордости сообщил, что помимо новых законопроектов парламентариям удалось разобрать законодательные завалы, накопившиеся за два десятилетия, так что в законотворческом портфеле осталось только 26 законопроектов прошлых лет.

Всего же за пять лет с начала созыва Дума провела 427 пленарных заседания, на которых депутаты рассмотрели 6 тысяч 479 законопроектов и приняли 2 тысячи 672 закона. Из них мы составили шорт-лист, который обсудим сегодня с президентом Фонда прикладных политических исследований "ИНДЕМ" Георгием Сатаровым.

Георгий Александрович, как бы вы в целом оценили деятельность Думы VII созыва?

Георгий Сатаров: Она по конструкции должна быть послушной. Но у меня было такое ощущение, что они все более чутко воспринимают "правильные" направления ветра и "правильные" запахи, реагируют на них адекватно и проявляют инициативу. По-моему, эта Дума более инициативна.

Марьяна Торочешникова: Они чувствуют запросы избирателей или кого-то другого?

Георгий Сатаров: С избирателями в наше время приходится как-то считаться региональным властям, поскольку главная проблема у нас – это зараза COVID-19. И поскольку эта проблема тяжелая, федеральная власть сбросила все это на регионы. Как справедливо заметил один очень известный журналист, Путин у нас отвечает не за борьбу, а за победу: вот если будет победа, он будет за нее отвечать, а пока мучаются регионы. Поэтому им приходится считаться с избирателями, а они заболевают, и многие даже помирают. А федеральная власть занята серьезными проблемами, главная из которых – это охрана статус-кво. И основной "ветер" связан с этим. Она ставит под него свои паруса – и вперед по полной программе.

ОБНУЛЕНИЕ И ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ

На первом месте в нашем рейтинге самых заметных законов, принятых Госдумой VII созыва, – поправки к Конституции России и все, что связано с конституционной реформой. Инициативу президента Путина о коррекции основного закона страны поддержали все думские фракции, а до конца полномочий депутаты успели принять 27 законов в развитие этой реформы.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Поправки в Конституцию


Вот как прокомментировала историю с изменением Конституции доктор юридических наук, профессор Елена Лукьянова.

Парламентом этот орган называть нельзя, это абсолютный фейк

Елена Лукьянова: Здесь были нарушены практически все парламентские процедуры, начиная с порядка внесения поправок, с того, как внезапно, с голоса поступило предложение о дополнительной поправке об обнулении, и до установления правил всенародного голосования, которое само – непонятно что. Никакими нормативными актами, кроме актов исполнительной власти, это не предусматривалось. Все это противоречило Конституции.

Последствия всего этого очень грустные. Снизилось доверие к основному закону. Был открыт ящик Пандоры, после чего этот парламент все-таки еще успел потрудиться в течение почти года, когда количество антиконституционных законов просто зашкалило. Не только поправки в Конституцию, но и все законы направлены на приведение новой, незаконно испорченной Конституции в соответствие с этими новыми, испорченными, незаконными правилами.

Елена Лукьянова

Сейчас мы видим еще большее ограничение политической конкуренции, совершенно не соответствующее Конституции, видим нарушение конституционных принципов путем внесения поправок в Уголовный и Административный кодексы, в законы о СМИ и об образовании. Это все – следствие падения парламента, когда он полностью потерял свое лицо во время внесения поправок в Конституцию. И теперь уже никаких ограничений у него нет.

Парламентом этот орган называть нельзя, это абсолютный фейк, орган, который не может называться ни представительным, ни выполняющим парламентские функции. В истории, я думаю, это будет некий рубеж кризиса представительной власти в России. Будущий парламент вполне может быть даже еще хуже, но у меня нет ощущения, что все это может продержаться долго.

Как представительный орган парламент дискредитировал себя начиная с момента, когда выборы перестали быть выборами

Георгий Сатаров: Как представительный орган парламент дискредитировал себя начиная с момента, когда выборы перестали быть выборами. А как законодательный орган он дискредитировал себя тоже давно – с тех пор, как начал принимать законы типа "Димы Яковлева". Но я бы добавил: у нас и Конституции нет. Они просто похоронили Конституцию. Конституция, как и система аксиом, должна быть непротиворечивой. Из противоречивой системы аксиом, как известно из математики, можно вывести любое утверждение. И вот наша Конституция теперь подобна такой системе аксиом, поскольку внутри нее наличествуют нормы, противоречащие друг другу. Это значит, что из нее можно выводить все, что угодно, и пользоваться этим, как половой тряпкой.

Смотри также Путину обещать уже нечего?


ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

На втором месте – социальный блок законов. И здесь никак нельзя оставить в стороне то, что на сайте Госдумы стыдливо называют "совершенствованием пенсионного законодательства", а обычные люди – "повышением пенсионного возраста".

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Повышение пенсионного возраста

Марьяна Торочешникова: Вот комментарий Олега Бабича, руководителя правового департамента Конфедерации труда России.

Учитывая среднюю продолжительность жизни, мужчины вообще не будут доживать до выхода на пенсию

Олег Бабич: Данный законопроект является знаковым и входит в тройку самых негативных законов, которые этот созыв принял. Возраст выхода на пенсию увеличен фактически на пять лет для каждой из категорий. При этом для людей, которые не выработали минимальный необходимый стаж, возраст выхода на пенсию увеличился еще больше – теперь это 72 года. Учитывая среднюю продолжительность жизни, мужчины вообще не будут доживать до выхода на пенсию.

Конечно, нельзя сказать, что все, что принимает Госдума, плохо. Например, она законодательно урегулировала вопросы, связанные с удаленной работой. Была одна положительная поправка, которая гарантирует ежегодную индексацию пенсий для всех категорий пенсионеров.

Марьяна Торочешникова: Георгий Александрович, так ли было необходимо повышать пенсионный возраст, нервировать граждан?

Георгий Сатаров: Путин и эта власть очень не любят "наезжать" на своих избирателей, но здесь сказались прежде всего проблемы Пенсионного фонда, и экономический лоббизм переломил лоббизм политический.

ВСЕРОССИЙСКАЯ РЕНОВАЦИЯ

Не только трудовые и социальные права попали в сферу интересов российских депутатов. Они решили заняться и жилищным вопросом. И здесь никак нельзя обойти вниманием закон о реновации.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Всероссийская реновация


Московскую и всероссийскую реновацию комментирует соучредитель общественной организации "Право на землю", адвокат Станислав Станкевич.

Станислав Станкевич: В законе о реновации, он же закон о статусе столицы, заложены две "мины замедленного действия", которые уже начали взрываться. Первая – это то, что одной группе собственников многоквартирных домов было позволено распоряжаться собственностью соседей, отправлять весь дом, вместе с квартирами соседей, на уничтожение. Второе – в законе о реновации черным по белому записана возможность отклоняться при реновационном строительстве от технических регламентов, санитарных и градостроительных норм. То есть ради того, чтобы побыстрее снести, застроить и реализовать программу реновации, безопасность граждан, их преуспевание, их нормальная жизнь на новом месте были пущены под откос.

Станислав Станкевич

Есть и другой опасный закон, который касается всей страны и по своим последствиям может быть назван "всероссийской депортацией": комплексное развитие территорий, введенное Госдумой под конец 2020 года, аккурат перед самым Новым годом, чтобы никто не успел опомниться. Здесь, в отличие от программы реновации, снос домов не гарантирует того, что вы как собственник получите хотя бы равную по площади квартиру или дом. Вам дадут некую сумму, и вы можете сами искать, что купить на эти деньги. И мы видим, что эта программа уже "успешно" реализована в Татарстане. Там в ряде городов дома по сомнительным экспертизам объявлялись аварийными и приговаривались к сносу, а граждане получали на руки такую сумму, что могли вместо квартиры купить лишь комнату в "коммуналке". Вот что ждет в ближайшие годы очень многих россиян, если этот закон будет реализовываться массово.

Марьяна Торочешникова: Вроде хотели как лучше: действительно, очень много ветхого жилья по всей стране. А получилось, что собственников голосованием лишают права собственности.

Тут применима универсальная формула: мы имеем тот парламент, который имеет нас

Георгий Сатаров: В городах самые страшные лоббисты – это строители. Эта сфера фантастически коррумпирована, через нее проходят огромные деньги. Все это, начиная с программы реновации и заканчивая этим просто убийственным законом, фантастически коррумпировано, и это результат лоббизма. Тут применима универсальная формула: мы имеем тот парламент, который имеет нас. Вот эти "обобщенные мы" шли и избирали их, поэтому если говорить о возмущении, то прежде всего надо встать перед зеркалом.

Смотри также Правозащитники сообщили о росте давления на историков в России


ЦЕНЗУРА

Чтобы россияне поменьше рассуждали, знали, болтали и клеветали, в том числе и на депутатов, Госдума VII созыва приняла ряд законов, ограничивающих распространение информации. Но цензуры в России нет, утверждают депутаты.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Свобода слова


Эти изменения в российском законодательстве комментирует адвокат, старший партнер проекта "Сетевые свободы" Станислав Селезнев.

Станислав Селезнев: Каждый новый закон, который вводит ответственность за то или иное выражение мнения, становится все более и более неконкретным в своей диспозиции. Все больше и больше времени требуется юристам для того, чтобы понять его суть и ответить на вопрос: к кому он будет, а к кому не будет применим?

Станислав Селезнев

Вторая тенденция: власть и государство полностью ставят под свой контроль все больше и больше сфер общественной жизни. Это обсуждение любых вопросов, связанных со Второй мировой войной, с эффективностью работы государственных чиновников, с эффективностью государственной политики по борьбе с коронавирусом, с деятельностью госчиновников как лиц, владеющих каким-либо имуществом. Во всех этих вопросах последнее слово, в соответствии с действующим новым законодательством, остается за властями. Критика не просто не приветствуется, а во многих случаях уже становится наказуемой.

Власть и государство полностью ставят под свой контроль все больше и больше сфер общественной жизни

Третья тенденция – это попытка максимально контролировать интернет. В течение 2020-2021 годов появился ряд статей, которые вносят ужесточение ответственности за публикации в интернете. Теперь любое распространение информации в Сети считается отягчающим обстоятельством. Практически любое высказывание, связанное с общественно значимым вопросом, можно подвести под диспозицию той или иной действующей статьи, влекущей наказание. Это может быть и ответственность по статье за распространение клеветы (вплоть до пяти лет лишения свободы), и ответственность за распространение недостоверных сведений, связанных с действиями СССР во время войны.

Суть нынешнего правоприменения – это запрет и снижение градуса общественной дискуссии. ЕСПЧ считает, что принятие таких законов и такое правоприменение, которое охлаждает общественную дискуссию по какому-то общественно значимому вопросу, уже является недопустимым.

Марьяна Торочешникова: Получается, что в России есть цензура, и это тоже противоречит Конституции.

Георгий Сатаров: Законодательный раж депутатов становится особо острым, когда речь касается подробностей их интимной жизни, не важно – это семейное насилие, так называемый лоббизм или обвинение их в сексуальных домогательствах. И там, и там, и там самые страшные кары, самые высокие сроки. Они, конечно, будучи людьми беспредельно благородными, защиту интимной жизни распространили не только на себя, но и на прокуроров, полицейских и так далее: про них ничего нельзя разглашать.

Проблемы с произволом уже давно касаются не только политических противников этой власти, но и простых людей

Проблемы с произволом уже давно касаются не только политических противников этой власти, несогласных, правозащитников, журналистов, но и простых людей. После деятельности этой Думы, особенно в последние год-полтора, возможность того, что этот произвол может коснуться любого человека, стала абсолютно реальной.

Смотри также Зубы прочь от России!


"НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

И наконец, еще один блок законов, принятых Думой VII созыва. От кого и от чего депутаты решили защищать россиян?

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Национальная безопасность

Марьяна Торочешникова: Депутаты беспокоятся о безопасности граждан: вводят контрсанкции, объявляют "охоту на ведьм", ищут "иностранных агентов", нежелательные организации, запрещают людям ходить на любые протестные акции. Они даже очередь на пикет уже признали массовым мероприятием. Главное, чтобы только лодку не раскачали.

Георгий Сатаров: Я бы рекомендовал социологам спросить наших граждан: кого вы больше опасаетесь – правозащитников, которых называют "иностранными агентами", или пьяных полицейских, которые на своих машинах сбивают вас на тротуарах? Хотя ответ очевиден. Понятно, что гражданам более-менее до лампочки эти "иностранные агенты", они даже не очень понимают, о чем идет речь. Но ясно, что идет построение редутов у этой власти, и эта строительная работа бешеными темпами нарастает. Я не вижу тут других объяснений, кроме реального страха. Это встраивается в общий процесс запаивания всех дырок в этом котле. А чем это закончится, известно из физики 7-го класса и из истории – такие котлы взрываются, увы.

Марьяна Торочешникова: А о какой безопасности в первую очередь должны бы думать парламентарии?

Защищаться надо от тех, кто сажает, травит, избивает на наших улицах людей

Георгий Сатаров: Существенная часть бюрократии, которая в целом абсолютно коррумпирована: от них надо охранять. Мы научились считать, какова примерно доля коррупции в конечном продукте, который покупают люди (мебель в магазине, колбаса, квартира). В основном это не меньше 50%. То есть мы переплачиваем в два раза, поскольку бизнесмены, которые вынуждены платить этим "орлам" взятки, перекладывают свои издержки либо в качество товара, ухудшая его, либо в цену, и за все платим мы, конечные потребители. Это называется "инфляция коррупционных издержек", и она растет быстрее, чем наша зарплата.

Марьяна Торочешникова: Получается, что выхода нет? Те, кто мог бы и хотел бы думать о безопасности граждан, пекутся только о том, чтобы никто тянул руки к их кормушкам.

Георгий Сатаров

Георгий Сатаров: Нет. Те, кто действительно хотел бы, либо сидят в тюрьме, если их неудачно отравили, либо не сидят, потому что их отравили удачно. Других просто посадили в тюрьму. Против третьих уже возбуждены уголовные дела, чтобы они не смогли баллотироваться и претендовать на реализацию своих планов реальной защиты граждан. И защищаться надо от тех, кто их сажает, травит, избивает на наших улицах людей, которые протестуют против всего этого. Вот реальная опасность!

Марьяна Торочешникова: Как вы полагаете, состав Думы обновится? Можно ли ждать, что Дума VIII созыва всерьез озадачится вопросами, связанными с коррупцией, например?

Георгий Сатаров: Кто же ей позволит-то?!.. Нет, тут нужен не косметический ремонт, тут нужно строить новое здание.

Марьяна Торочешникова: То есть предстоящие выборы вообще ничего не решат?

Тут нужен не косметический ремонт, тут нужно строить новое здание

Георгий Сатаров: Если говорить о выборах как о некой предусмотренной Конституцией и законами акции, то они потенциально могут менять ситуацию. Но этой машинке нужно горючее, а это горючее – мы, граждане. Если мы не заливаем себя в эту машинку, сидим дома и говорим: "все равно ничего не выйдет", то, конечно, ничего не выйдет, именно потому, что мы ничего не делаем. А если говорить о результатах этих выборов, то, конечно, они ничего не изменят. Результат, под которым понимается список депутатов, не изменит ничего.

Марьяна Торочешникова: Последнее пленарное заседание VII созыва Госдумы РФ состоялось в июне. Но пока работа депутатского корпуса продолжается. Депутаты уже поехали в регионы, в середине июля они уйдут в отпуск до конца августа. А после у них запланированы еще три региональных недели до выборов в Госдуму, которые состоятся 19 сентября.