В Москву прибывают британские эксперты для проверки самолета компании British Airways . Это один из трех лайнеров, в которых обнаружены следы полония-210, радиоактивного вещества, которым предположительно был отравлен в Лондоне Александр Литвиненко. Самолеты сняты с рейсов. В двух из них – находящихся в аэропорту Лондона – эксперты уже провели обследование. В заявлении British Airways сообщается, что в результате проверки найдены слабые следы радиоактивного элемента. Авиакомпанию «уведомили, что эти три Боинга-767 поступают в распоряжение следствия до дальнейшего уведомления».
Как сообщает «Интерфакс», с российской стороны Главный государственный санитарный врач страны, вопросом обнаружения следов полония на борту британских самолетов, совершавших рейсы в Россию, занимается Роспотребнадзор. Глава этой службы Геннадий Онищенко уже сообщил, что «Самое главное - получить объективные данные о состоянии загрязнения самолетов и на основе этого принять решение по отношению к тем людям, которые в обозримом прошлом могли быть на борту этих авиалайнеров».
Ранее следы полония-210 были обнаружены в нескольких местах, которые посещал бывший офицер ФСБ, включая лондонский офис Бориса Березовского. На медицинское обследование направлены несколько человек, общавшихся с Литвиненко перед его гибелью. В их числе - итальянский консультант по вопросам безопасности Марио Скарамелла, который встретился с Литвиненко в день его предполагаемого отравления. Сотрудникам Скотланд-Ярда, проводящим расследование гибели Литвиненко, Скарамелла сообщил: офицер рассказывал ему, что во время службы в ФСБ несколько раз участвовал в операциях спецслужб по переправке радиоактивных материалов в Европу для последующей продажи. В частности, заявил Скарамелла, Литвиненко подробно рассказал ему о своем участии в поставке партии контрабандных радиоактивных материалов покупателю в Цюрих в 2000 году.
Последние события в интервью Радио Свобода прокомментировал полковник КГБ СССР в отставке, бывший руководителя подразделения КГБ, а позднее ФСБ России по борьбе с терроризмом Владимира Луценко:
- Возможно ли пронести через границу на борт самолета такое радиоактивное вещество, как полоний-210?
- Полоний-210 - это вещество, которое не дает такого фона, как другие радиоактивные вещества. Поэтому в контейнере, в принципе, его можно пронести. Оно применяется в приборах, в электронике, различных изделиях. В очень, правда, маленьких дозах. Поэтому если уж какому-то сумасшедшему в голову пришло в контейнере пронести полоний-210, скорее всего, ему удастся. Другие же вещества, конечно, будут обязательно на границе зафиксированы контролем, как на нашей, так и на любой европейской границе. Есть специальные датчики, и пограничный контроль, и таможенный контроль. Перевозка радиоактивных веществ контролируются очень строго.
- Как бы вы прокомментировали события, связанные со смертью Александра Литвиненко, особенно эпизод , когда были обнаружены следы полония в кабинах двух самолетов? Возможно, в Домодедово в самолете British Airways тоже найдут эти следы?
- Литвиненко я видел один раз, он произвел на меня впечатление больного человека. Будучи еще офицером, один раз он со мной столкнулся. Потом я проходил по делу в качестве свидетеля, он нас притянул по этому покушению на Березовского, военная прокуратура нас таскала-таскала, какой-то бред тоже написали нам. После этого в книге «ФСБ взрывает Россию» он посвятил моей особе целую страницу или больше даже. Понимаете, на меня тягостное впечатление это все производит. Борис Абрамович Березовский - это такой человек, который вокруг себя аккумулирует всю грязь. Всякие вещи, какие вокруг него происходят, это просто запредельно. Поэтому все, что произошло, вписывается в это болото, которое Березовский там развел. Вообще, вы себе представляете, что больной человек перед смертью такие опусы пишет? Это очень трудно поддается тоже реальной оценке. Просто бессовестная попытка использовать эту ситуацию с гибелью человека.