Отец Андрей не раз просил помощи и защиты у властей

Представители православной церкви требуют скорейшего расследования трагедии

В убийстве священника Андрея Николаева и его семьи в Тверской области, которые погибли от пожара в собственном доме следствие подозревает жителей села Прямухино, промышляющих воровством церковного имущества. Отцу Андрею Николаеву было едва за 30. Молодая жена Ксения, 1974 года рождения, (пока неизвестно, была ли она в ту ночь с погибшим мужем) и малолетние дети. Согласно последней информации, ночью 2 декабря этого года неизвестные заблокировали снаружи дверь стальной трубой, облили жилище бензином и подожгли. Шансов выбраться через решетчатые окна ни у кого не было.


Жители Тверской области не исключают версию гибели священника и его семьи из-за неосторожного обращения с бытовыми приборами. Но основной пока остается версия поджога. Представители православной церкви требуют от властей скорейшего расследования трагедии.


В октябре через прессу и телевидение Отец Андрей не раз просил помощи и защиты у властей. Вооружившись ружьем, он пытался сам охранять храм, хотя и признавался, что не способен выстрелить в человека. Насколько опасно быть священником в современной России, комментирует отец Яков Кротов:


- Священники, как все люди публичных профессий, в зоне повышенного риска. Просто по Евангелию, как Господь сказал, что «ко мне идут больные, они нуждаются во враче», но, как в медицине достаточно широко известно, когда больные угрожают врачу, а иногда и приводят угрозу в исполнение, точно так же и в церкви. Хороший священник, в общем, рискует.


- Рискует, в каких ситуациях?


- Да в любых. Потому что плохой священник отфильтровывает приходящих к нему людей, оставляет тех, с кем ему комфортно, удобно и так далее, а невменяемых, шизоидных убирает. Хороший священник принимает всех без разбору. Здесь, видимо, насколько я понимаю, ситуация другая, потому что деревенская местность, там вообще, строго говоря, прихожан нет. И вот этот конкретно случай, судя по всему, вписывается в более архаическую, средневековую традицию, когда крестьяне иногда убивали и игумена монастыря, и священников. Это борьба за собственность, это самая такая кондовая деревенская жизнь, когда из-за дюйма земли зарежут человека на голубом глазу. Но там ведь еще странно то, что жена исчезла. Тоже что-то не очень понятное.


- Судя по публикациям, священник Андрей Николаев охранял храм с ружьем от воров и преступников, и алкоголиков. Священник с ружьем - это что, приметы современной России?


- В принципе, я думаю, ситуация совершенно ненормальная и она свидетельствует о том, что, как говорится, пришел, не зван, уходи, не гнан. Священника послали подымать храм, с сельчанами он, видимо, не нашел общего языка, такое бывает сплошь и рядом, но это не повод сторожить храм с ружьем. Священник не имеет права проливать человеческую кровь. А первый принцип, как я понимаю, в таких случаях: не можешь выстрелить, не угрожай, только спровоцируешь агрессию. Да и как, он же не все ночи напролет сторожил, когда-то и спать надо. Я думаю, он подавал какой-то отчаянный сигнал, что, «возьмите меня отсюда, здесь плохо, здесь не будет православных», а его владыка не услышал. Здесь как бы ничьей вины нет, тут типично советская ситуация: начальство приказало, ну, что делать, значит... Насаждается, как картошка, православие. В принципе, в современной России газеты довольно часто пишут о священниках, которые ведут кружки по занятию самообороной, священники бывшие десантники. Это, конечно, с точки зрения традиционного, прошу прощения, русского православия XIX века, XVIII, какое-то безумие. Потому что священник, который учит детей самообороне, - это нонсенс.