Анна Качкаева: «Светское телевидение»

Кремль. 800 приглашенных. Телевидение отпраздновало юбилей, с которым его поздравил президент Путин. Лично глава государства поздравляет немногие силовые корпорации – военных, МВД, ФСБ. Путин обозначил роль телевидения в жизни страны и отчего-то остановился на 90-х, когда у журналистов была гражданская позиция и они «раздвигали пространство свобод, рушили преграды и догмы». Заметил, что «без разных точек зрения» нельзя. Упомянул про вкус и просветительство. Пожелал успехов, вдохновения и удачи! Про нынешние времена не сказал ни слова. Зато наградил. Больше ста человек. «За большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную работу». Награждение скопом - случай в истории телевидения уникальный.

Можно ли, например, сравнивать вклад в телевидение юмориста Максима Галкина и Анатолия Лысенко, создавшего «Взгляд» и Российское телевидение? Или «многолетнюю плодотворную работу» Андрея Малахова и Ирэны Лесневской? Теперь уже можно. Можно не заметить того, что жив легендарный Юрий Фокин – ведущий знаменитой «Эстафеты новостей», предтечи всех «итогов», «вестей» и «поскриптумов». Не обратить внимания на наградные документы Сергея Муратова, одного из тех, кто придумал в 60-е уникальную игру КВН, на сорокалетие которого его даже не позвали. Тост за ветеранов провозгласил в конце вечера Олег Добродеев. В конце концов, юбилей, который, судя по неопределенности исторической точки отсчета, мог быть и столетними – стоило отмечать ради тех, кто еще помнит, как техническая новинка превращалась в инструмент пропаганды, вид искусства, средство просвещения и форму досуга.

Хорошо, что президенту Путину написали обтекаемую поздравительную речь. Потому что даже одного предложения о начале 90-х хватит, чтобы вспомнить, как многие из нынешних орденоносцев тогда создавали другое телевидение. Теперь они вдохновенно воспевают иные ценности. Государственные награды получили и Михаил Леонтьев, и Аркадий Мамонтов, и Антон Верницкий, деятельные начальники трех федеральных каналов. Понятно, почему президент не обмолвился о телевидении середины 90-х. Тогда в телевизионную хронику пришлось бы включать Гусинского, Малашенко и Киселева. Они ведь тоже внесли большой вклад в развитие отечественного телевидения! Конечно, правильно, что президент не стал развивать мысль о просветительстве и вкусе на телевидении. Поскольку она, эта мысль, входит в явное противоречие с содержанием и стилистикой шоу «Пусть говорят», которое ведет награжденный Андрей Малахов.

Первый звездный состав – телеведущие разных поколений - был рассажен за президентским столом под номером 1. Президент устроился между Анной Шатиловой и Игорем Кириловым. Закусывал с удовольствием, любезно наклонялся к Виталию Вульфу, внимательно слушал Эдварда Радзинского, улыбался информационным дамам Екатерине Андреевой, Татьяне Митковой, Марии Ситтель и Николаю Дроздову. Беседа выглядела оживленной. Некоторые дамы – млели. В какой то момент у заветного столика сумели сгрудиться Татьяна Веденеева, Елена Малышева, Владимир Соловьев, Андрей Малахов и телевизионный старейшина, диктор Виктор Балашов. Путин вынужденно поднялся, выпил вина. Но спонтанное общение длилось не долго. Пресс – секретарь Алексей Громов оттеснил группу «телезвезд» от президента , а генеральный директор Константин Эрнст, говорят, сделал выволочку своим «зарвавшимся» сотрудникам.

Президент - не подвел. Был галантен, предупредителен, сходил за вазочкой со сладостями. Прощаясь, вручил букеты недавним именинницам. После его ухода стол №1 моментально распался. Телевизионных людей за ним больше ничего не объединяло.