Сенатский комитет поддержал назначение Гейтса шефом Пентагона

Роберт Гейтс рассказал сенаторам «то, что те хотели услышать», и тем заручился их поддержкой

Комитет по делам вооруженных сил сената США единогласно проголосовал за кандидатуру Роберта Гейтса на пост министра обороны США. Во время состоявшихся во вторник слушаний Гейтс сделал ряд вызвавших одобрение сенаторов оценок ситуации в Ираке. Основное внимание собравшихся привлекли его слова о том, что Соединенные Штаты не одерживают верх в иракском конфликте. 63-летний Роберт Гейтс пояснил, что хотя Америка не выигрывает войну, но и не проигрывает ее, поскольку «на поле боя солдаты делают свою работу».


Кандидат в министры подтвердил, что не считает приемлемым положении дел в Ираке.


Отсутствие привычных в устах представителей администрации оговорок о положительной динамике происходящего были с удовлетворением встречены членами сенатского комитета от обеих партий.


Освещающий события в Вашингтоне политический обозреватель из интернет-газеты Roll Call Дэвид Дракер отмечает, что слушания прошли на удивление спокойно:


- По правде говоря, я в шоке. За день до слушаний президент [ Джордж ] Буш заявил, что его курс в Ираке остается без изменений. А рекомендованный Бушем Гейтс говорит, что мы войну не выигрываем, и что надо многое менять. Это означает, что Гейтс придерживается нейтралитета в противостоянии демократов и республиканцев. Именно такой человек и нужен при новой расстановке сил в Вашингтоне. Я думаю, заявление Гейтса о том, что мы не выигрываем войну, поможет ему в работе с конгрессом. Но это заявление не изменит мнения как сторонников, так и противников продолжения войны. А без изменения мнений не изменить и нашей политики.


Во время брифинга в Белом доме журналисты спросили пресс-секретаря Буша Тони Сноу, не противоречит ли мнение Гейтса о войне в Ираке президентскому? Сноу ответил на это так: «Вы жаждите разногласий между Гейтсом и президентом, но их нет».


Во время слушаний Гейтс отрицательно отнесся к предложению вывести войска из Ирака. По его мнению, указание конкретной даты вывода подскажет боевикам, сколько осталось ждать до ухода американцев. Он согласен с президентом Бушем в том, что вывод войск можно будет начать только после того, как иракское правительство будет располагать полностью подготовленными к борьбе с террористами силами безопасности. Но даже в этом случае США оставят какое-то ограниченное количество своих войск в этой стране.


Пока же, по его словам, он готов рассматривать предложения как о начале эвакуации американского контингента из Ирака, так и его временном увеличении. Судя по многим признакам, демократы, которые с января будут располагать в сенате большинством, не против назначения Гейтса, и голосование состоится в ближайшие дни.


Означает ли вероятный приход в Пентагон нового министра резкое изменение стратегии Вашингтона в Ираке? Руководитель Центра по изучению терроризма филадельфийского Института внешнеполитических исследований Майклу Раду отвечает на этот вопрос отрицательно:


- Я не ожидаю смены курса в Ираке по простой причине: президент Буш не готов к радикальным переменам. На мой взгляд, приход Роберта Гейтса в правительство в качестве министра обороны отражает состояние паралича, в котором оказалась администрация после недавних выборов в конгресс. Президент Буш воспринял их результаты как отражение неверия американцев в его иракскую стратегию. Чтобы отчасти нейтрализовать критиков и подыграть общественному мнению, президент принимает отставку непопулярного министра и назначает на его место человека, ассоциирующегося с успешной кампанией по освобождению Кувейта, человека, который на сенатских слушаниях говорит по большому счету то, что от него хотят услышать скептики.


- Но заявления – одно, а смена курса совсем другое дело. Мы знаем, что президент однозначно отвергает идею вывода войск из Ирака. На этом пока, кстати, не настаивает никто, кроме крайних критиков Буша. Выступит ли комиссия Бейкера (межпартийная рабочая группа по Ираку – РС) с другими значительными предложения относительно того, как переломить ход событий? Вряд ли, если судить по тому, что известно сейчас о рекомендациях комиссии. В любом случае, в новой политической ситуации будет исключительно трудно найти компромисс, который удовлетворит и Белый дом, и новых лидеров конгресса.


Доктор Раду полагает, что ситуация в Ираке такова, что ей можно давать прямо противоположные оценки:


- Мы не проигрываем войну на поле боя - я думаю, это ясно любому профессиональному военному, у боевиков нет никаких шансов одержать верх. Но можно ли добиться победы? Все зависит от того, что мы подразумеваем под победой. Если это создание демократической системы в Ираке (на чем, кажется, продолжает настаивать президент Буш), то тогда мы давно проиграли. Но если наша цель – передать власть в Ираке сравнительно здоровому, дружественному Соединенным Штатам правительству, то это, на мой взгляд, возможно. Я бы даже сказал, что путем проб и ошибок мы медленно приближается к этой цели, подтверждением тому служат активные контакты Белого дома с основными политическими игроками в Ираке. То есть вопрос о том, представляет ли собой Ирак победу или поражение Соединенных Штатов, по большому счету риторический.