Не хотят рожать – запретим бездетность

  • Московский городской суд в закрытом режиме начал рассматривать дело политика Владимира Кара-Мурзы.
  • Активисту из Москвы назначили одно из самых суровых наказаний по статье о так называемых "фейках об армии".
  • Как российские власти предлагают выбираться из демографической ямы.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Не хотят рожать – запретим бездетность

ГОСИЗМЕНА И ДРУГИЕ ОБВИНЕНИЯ

Суд в Москве начал рассматривать дело оппозиционного политика Владимира Кара-Мурзы, которого обвиняют в распространении так называемых "фейков" о российской армии, госизмене и участии в деятельности "нежелательной организации". Кара-Мурза дожидается приговора в следственном изоляторе, куда его отправили в апреле прошлого года, несмотря на подтвержденный диагноз, который входит в список заболеваний, исключающих содержание под стражей во время следствия. Но на этой неделе Мосгорсуд продлил политику арест еще на полгода.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

За что судят Владимира Кара-Мурзу

Мы созвонились с супругой Владимира Кара-Мурзы Евгенией.

Евгения Кара-Мурза: Дело против Володи – это ничем не прикрытое, голое лицемерие, это действия власти, которая полностью отождествляет свои интересы с интересами целой страны. Володины публичные выступления против политики нынешней власти, против репрессий в стране, против агрессивной, чудовищной войны против Украины, конечно, в глазах нынешней власти наносят ущерб России и ставят под угрозу ее безопасность.

Дело против Володи – это ничем не прикрытое, голое лицемерие

Против Володи выдвинуты три обвинения. Первое – в распространении так называемых "фейков" об использовании российских ВС в Украине, то есть за публичное осуждение войны и за призывы к формированию трибунала для привлечения к ответственности всех виновных в акте агрессии против Украины. Это обвинение в сотрудничестве с "нежелательной организацией" для проведения мероприятия в поддержку политзаключенных в Сахаровском центре в октябре 2021 года вместе с "Мемориалом". И обвинение в государственной измене на основании трех публичных речей, в которых Володя говорил о цензуре в медиа, о необходимости обеспечить россиянам доступ к независимой информации. Он говорил также о политических репрессиях в стране, о незаконном характере проведения так называемого "конституционного референдума", с помощью которого Владимир Путин просто аннулировал все свои предыдущие сроки и сделал себя царем на веки вечные.

Обвинения против Володи очень хорошо иллюстрируют картину с правами человека в стране. Это ничем не прикрытый, голый цинизм. Более того, еще и неприкрытая циничная месть людей, отождествляющих свои интересы с интересами целой страны, попавших под санкции по "списку Магнитского", за которые Володя выступал больше десяти лет. Он участвует в кампании за принятие "закона Магнитского" в странах мира. Сегодня этот закон существует в 36 странах и позволяет привлекать к ответственности нарушителей прав человека. Эти санкции накладывают визовые запреты на людей, виновность которых в нарушении прав человека доказана, и позволяют замораживать их счета. А в случае российских олигархов или чиновников их счета – это огромные деньги, миллиарды, которые были украдены из российского бюджета и спрятаны в западных банках.

Евгения Кара-Мурза

"Закон Магнитского" сильно ударил по этим людям. И Володино дело я воспринимаю как месть этих людей за его очень эффективную деятельность. Одним из доказательств этого является то, что в деле есть три человека, которые находятся под санкциями уже много лет. Это Дмитрий Комнов: он стал начальником СИЗО номер 5 Москвы после того, как Володя был помещен в это СИЗО. А в 2009 году этот человек был начальником "Бутырки", где по его приказу Сергея Магнитского пытали, а затем отказали в медицинской помощи, из-за чего он умер. Дмитрий Комнов одним из первых оказался в "списке Магнитского".

Обвинения против Володи очень хорошо иллюстрируют картину с правами человека в стране

Второй человек в Володином деле – это Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета РФ, который, несмотря на то что, по словам Володиных адвокатов, СК не должен заниматься такими делами, занимается и очень пристально следит за его делом. Бастрыкин оказался в "списке Магнитского" и попал под санкции по инициативе Бориса Немцова и Володи.

А третий человек в Володином деле – это судья Сергей Подопригоров. В 2008 году он был судьей Тверского суда Москвы и незаконно отправил Сергея Магнитского в СИЗО. Этот человек находится в "списке Магнитского" и санкционирован многими странами. И именно он будет судить моего мужа за "государственную измену".

В таких условиях я, конечно, не жду никаких сюрпризов от этого "суда". Это даже судом назвать нельзя, это просто... можно было бы сказать "цирк", если бы это не было так чудовищно и страшно (я говорю не только о Володином деле, но и о масштабе политических репрессий в стране). Этот суд, конечно, не оправдает Володю, он будет осужден, вопрос только – на какой срок. Но даже это не особо интересно, потому что вот эти дикие, уже сталинские сроки, которые нынешние так называемые российские "суды" выносят активистам, журналистам, политикам, указывают на какой-то ничем не оправданный оптимизм нынешней власти. Вот Володе сейчас грозит до 24 лет строгого режима. Они что, реально считают, что через 24 года они все еще будут здесь?!

Смотри также США ввели санкции против причастных к делу Кара-Мурзы

Мы будем продолжать бороться даже после приговора! Я не собираюсь опускать руки!

Володе грозит до 24 лет строгого режима. Они что, реально считают, что через 24 года они все еще будут здесь?!

Марьяна Торочешникова: К нам подключился адвокат Владимира Кара-Мурзы Вадим Прохоров. Слушания по этому делу решили закрыть для журналистов и публики – под каким предлогом?

Вадим Прохоров: Формальным мотивом является обвинение по статье 275 "Государственная измена". Но само по себе это обвинение еще отнюдь не означает автоматически объявление процесса закрытым. Тем более что Владимиру не вменяется ни шпионаж, ни передача секретных сведений, а вменяются три абсолютно открытых эпизода: его публичные выступления в Лиссабоне, в Осло и по Skype в Вашингтоне, которые любой желающий может найти в интернете. Ничего секретного здесь нет.

Да, в материалах дела есть тоненький пятый том дела – это экспертиза ФСБ о том, какой вред якобы нанес Владимир безопасности России (всего томов уже девять). И можно просто объявить закрытым заседание, если в нем будет оглашаться информация из этого пятого тома. Очевидно, для того чтобы не привлекать внимание к слабой позиции обвинения, было решено вообще закрыть. Прокурор Борис Локтионов сказал знаменитую фразу: "Тем более надо закрыть, поскольку Кара-Мурза хочет использовать данную судебную трибуну для дискредитации действующей российской власти с участием ЦРУ и МИ-6". На мой уточняющий вопрос: а как насчет "Моссада"? – Локтионов сказал: "Нет, про "Моссад" я ничего не говорил".

Вадим Прохоров

Марьяна Торочешникова: Каким образом человек может обвиняться в госизмене, если он не раскрыл врагу ничего секретного?

Вадим Прохоров: Еще со сталинских времен в понятие "госизмена" входили, как правило, либо шпионаж, либо выдача иностранным государствам или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную или ставшую известной лицу по службе. В данном случае Володе Кара-Мурзе это даже и не вменяется. Ему вменяется диспозиция статьи 275-й "Государственная измена", которая в 2012 году была расширена до пределов необъяснимых и безразмерных, абсолютно "резиновых" по возможности применения.

Даже если человек перевел через дорогу представителя "нежелательной организации", это тоже можно подвести под эту статью

Сейчас кроме "шпионажа" и "передачи секретных сведений", там указано еще "оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной, иностранной организации и их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ". То есть при желании правоохранительных органов, если человек перевел через дорогу представителя какой-то "нежелательной организации", то это тоже, с некой натяжкой, но можно подвести под диспозицию этой статьи.

Мы с Кара-Мурзой полагаем, что и сама по себе диспозиция носит совершенно антиконституционный характер, но даже в том виде, как она сейчас звучит, никакого вреда безопасности России он в любом случае не нанес. Как он обоснованно полагает, он пытается, наоборот, обезопасить Российскую Федерацию от того, чтобы она оказалась в еще более тяжелом состоянии, чем сейчас.

Марьяна Торочешникова: Есть ли шансы добиться замены судьи? Ведь нынешний оказался в санкционном списке благодаря усилиям человека, которого он теперь должен судить!

Вадим Прохоров: Владимир полагает, что это было сделано специально. Как раз с Подопригорова и его коллег по Тверскому суду – судьи Криворучко, Ухналева и ряда других, участвовавших, в частности, в избрании меры пресечения Магнитскому, – и началось применение "списка Магнитского". Более того, судья Подопригоров пытался оспорить свое включение в этот список. Мы заявили ему отвод, но он посовещался сам с собой и сказал, что нет никаких оснований отводить себя от председательства в данном процессе.

Смотри также В Петербурге активист вышел на пикет в поддержку политзаключенных

Марьяна Торочешникова: У Владимира Кара-Мурзы обострилась его заболевание (ему ставили диагноз "полинейропатия нижних конечностей"), потеряна чувствительность в ногах. И это заболевание в списке диагнозов, с которыми человека нельзя держать в СИЗО. Тем не менее, Владимира продолжают там держать.

Судья оказался в санкционном списке благодаря усилиям человека, которого он теперь будет судить!

Вадим Прохоров: У него было два его тяжелейших отравления – в мае 2015-го и в феврале 2017 года, в результате которых он впал в кому. После первого шансы на его выживание были в районе 5%. Такой удар по организму не проходит бесследно. Но мало того, что Владимир уже почти год находится в СИЗО, так еще и 21 февраля по надуманному основанию он был на четверо суток отправлен в карцер. И вот на третий день пребывания в карцере у него началось обострение этого заболевания, и сейчас ему требуются определенные медикаменты, разрабатывание ступней, которые немеют, не гнутся как надо. И действительно это заболевание входит в список заболеваний, которые препятствуют отбыванию наказания, тем более, что этот диагноз поставлен был не кем-либо, а главным неврологом Управления ФСИН по Москве.

8,5 ЛЕТ ЗА РАССКАЗ О БУЧЕ И ИРПЕНЕ

Суд в Москве приговорил студента и гражданского активиста Дмитрия Иванова, автора Telegram-канала "Протестный МГУ", к 8,5 годам колонии. Сейчас это самое суровое наказание для осужденных за распространение так называемых "фейков" о российской армии. Иванова признали виновным из-за публикаций и репостов в его Telegram-канале о событиях в Буче, Мариуполе и об обстреле Запорожской АЭС. Защита Иванова просила приостановить рассмотрение дела для запроса в Конституционный суд, а также вызывала на заседание представителей министерств обороны и иностранных дел, чью позицию прокуратура трактует как истину в последней инстанции.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

8,5 лет за рассказы о войне

ЗАПРЕТ АБОРТОВ И БЕЗДЕТНОСТИ

Возобновилась дискуссия о праве женщин на аборт

В России хотят законодательно запретить пропаганду чайлдфри – идеологии сознательного отказа от родительства. Соответствующий законопроект повторно направлен в Госдуму. В прошлый раз – в сентябре 2022 года – правительство России инициативу не поддержало и отправило документ на доработку. И вот он снова в парламенте, однако из текста невозможно понять, что именно будет считаться пропагандой бездетной жизни, за которую предлагается штрафовать, и будут ли наказывать людей, не желающих оставлять потомство.

Вместе с тем возобновилась дискуссия о праве женщин на аборт. За этой медицинской услугой, по данным Росстата, ежегодно обращаются около полумиллиона раз. Но вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова заявила, что статистика не отражает реальную картину – абортов в три раза больше, рождаемость падает, и нужно что-то с этим делать.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

В России предлагают запретить аборты и пропаганду чайлдфри

У нас на связи основательница Центра "Насилию.нет" Анна Ривина. Анна, как все эти предложения увязываются с национальной стратегией действий в интересах женщин на 2023–2030 годы? Согласно этой стратегии, женщина должна быть равноправна, экономически независима, политически активна и благополучна, а чиновников слушаешь – и получается, что женщина должна только рожать и растить детей.

Люди, которые сейчас в России занимаются семейной политикой, не преследуют цель – благополучие семей

Анна Ривина: У нас достаточно давно произошел так называемый "консервативный поворот", просто он сейчас набирает скорость. Нам уже давно начали рассказывать про какие-то традиционные скрепы – абсолютно искусственные конструкции. Самое простое, что можно говорить женщине: что у нее есть ее изначальное предназначение, ей нужно рожать, не жаловаться, если ее бьют, если у нее меньше зарплата. И это самые "удобные" женщины. У них очень легко вызывать чувство вины, в них очень легко культивировать то, что с ними что-то не так, если вдруг они не укладываются в эту абсолютно устаревшую для современного мира модель.

Люди, которые сейчас в России занимаются семейной политикой, не преследуют цель – благополучие семей. Мы видим, как чудовищно относятся в конкретных ситуациях и на уровне правосудия, и на уровне исполнительной власти к женщинам, детям, да и к мужчинам тоже, но все-таки семья у нас автоматически воспринимается как женская стихия, что, конечно же, не так.

Изменилась риторика Валентины Матвиенко. Раньше она могла себе позволить разговоры о том, что нам нужен закон против насилия. В этом году на 8 марта мы от нее услышали, что у России опять-таки традиционные скрепы и не нужно нам никаких лишних гендеров. Даже такие политические тяжеловесы... А я знаю, что Валентина Ивановна не собиралась отправлять российских женщин в Средневековье, но сейчас она, конечно, тоже будет транслировать все эти взгляды.

Анна Ривина

Марьяна Торочешникова: Властям нужно делать что-то, чтобы выбираться из "демографической ямы". Если верить официальной статистике, то за 2022 год женщины родили значительно меньше детей, чем за предыдущие десятилетия. Понятно: нормальный человек не захочет рожать детей в эту совершенную неопределенность. И вот тогда начинают давить на людей путем запрета чайлдфри, абортов – насколько эффективна такая политика?

Анна Ривина: Советский Союз знал, что такое налог на бездетность, мужчины тоже его платили. Это еще и прекрасная возможность пополнять казну. Другое дело, что по женщине намного проще понять, бездетная она или нет, и с женщин психологически намного больше спрашивают, так что в этом смысле им будет тяжелее.

Смотри также В США таблетки для аборта будут продавать в розничных аптеках

Медицинский факт: во время войн у женщин массово пропадали месячные, поэтому женщины в такое время массово не рожают. Другое дело, что у нас многие не понимают, что происходит что-то плохое.

Запрещением абортов демографию не поправят, а проблем будет намного больше

Практика показывает, что разные ограничения в мире касательно абортов только увеличивают смертность. Можно посмотреть на ужасающий пример Польши. Я до сих пор не понимаю, как Польша может быть частью европейского сообщества, когда туда были отправлены украинские девочки, изнасилованные солдатами, и даже они не могли там делать аборты. И конечно, ограничение доступа к аборту не будет увеличивать рождаемость. Люди просто будут идти на те риски, на которые сейчас можно не идти, так как их охраняет ОМС или другие медицинские программы. Запрещением абортов демографию не поправят, а проблем будет намного больше, причем как в плане смертности и тяжелых последствий, так и в плане детей со сложными судьбами. И конечно, будет много проблем у несовершеннолетних девочек, которые не могут себе позволить детей.

В России больше 50% абортов делали женщины, у которых уже было несколько детей, они просто экономически не могли себе позволить рожать. Сейчас люди становятся беднее, жить труднее, презервативы стоят космических денег, гормональная терапия, доступы к медицине тоже не поставлены на поток, плохо выстроена система планирования семьи. И искусственное усложнение жизни принесет много проблем.