"Искоренить любое несогласие"

ОМОН в Москве

"Хьюман Райтс Вотч" о правах человека в России. Еще один арест за носок. Замерзшее Подмосковье и коммунальный ад

Ваш браузер не поддерживает HTML5

"Искоренить любое несогласие"

ИСКОРЕНИТЬ ЛЮБОЕ НЕСОГЛАСИЕ

"В течение второго года полномасштабного вторжения России в Украину власти последовательно проводили курс на искоренение внутри страны любого несогласия с войной и внутренней политикой Кремля" – это цитата из большого доклада международной правозащитной организации Human Rights Watch о правах человека в России и мире в 2023 году, представленного 11 января. Правозащитники отметили, что российские власти и в минувшем году продолжали принимать и применять все новое репрессивное законодательство. Сохранилась практика вынесения демонстративно суровых приговоров за мирные антивоенные высказывания, ликвидировано несколько знаковых правозащитных организаций, а многие международные объединения признаны в стране нежелательными.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Human Rights Watch представила доклад за 2023 год

Власти используют войну для подавления всего живого на территории России

На связи с нами – заместитель директора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Таня Локшина. Можно ли говорить, что война остается ключевым фактором и оправданием для ограничения прав граждан в России, притом что ни чрезвычайное, ни тем более военное положение российские власти в стране так и не объявляли?

Таня Локшина: Безусловно. И с точки зрения прав человека год 2023-й стал продолжением 2022-го, года начала полномасштабной войны. Наверное, фактор шока, тотального ужаса, который доминировал над 22-м годом, в 23-м присутствует меньше. Российское общество, международные организации адаптировались к реалиям полномасштабной войны. Но, конечно, власти используют войну, в частности, и для подавления всего живого на территории России. Это самое масштабное в новейшей российской истории наступление на любых критиков власти, будь то журналисты, правозащитники или гражданские активисты. Это тотальная военная цензура.

Марьяна Торочешникова: Речь ведь не только о критиках войны?

Таня Локшина: Да, безусловно. Хотя основной удар приходится на тех, кто высказывает антивоенную позицию, под ударом оказываются и любые критики, любые нонконформисты, и даже не только осознающие себя таковыми. В этом отношении знаковой является история с так называемой "голой вечеринкой", ведь пострадавшие от нее никак не могут описываться в качестве осознанных нонконформистов, а вот попали под раздачу.

Марьяна Торочешникова: На какие именно права и свободы граждан пришелся наиболее жесткий и заметный удар в 2023 году?

Таня Локшина: Ключевые: свобода выражения мнений, свобода собраний, свобода ассоциаций. Кремль пытается подавить любую критику, любые проявления инакомыслия. Еще одной крайне пострадавшей группой в ходе продвижения так называемых "традиционных ценностей" являются ЛГБТ-люди.

Смотри также В пространстве несвободы


Марьяна Торочешникова: Заметно увеличилось число дел, связанных с госизменой, шпионажем.

Таня Локшина: Раньше эти дела были редкими, а сейчас они явно поставлены на поток. Ситуация вызывает крайнее беспокойство. Это связано с демонизацией всего иностранного, в первую очередь – "коллективного Запада".

Кремль пытается подавить любую критику, любые проявления инакомыслия

Марьяна Торочешникова: С этим же связано и репрессивное законодательство, которое предусматривает ответственность за сотрудничество с иностранными государствами и признание нежелательными в России крупнейших уважаемых международных организаций, работающих много лет: того же Greenpeace. Этот тренд будет продолжаться?

Таня Локшина: Весной 2022 года в один день были закрыты 15 представительств международных организаций, которые на тот момент действовали в России, включая Human Rights Watch. Но для того, чтобы организация была запрещена как нежелательная, она не должна обязательно работать непосредственно в России. И у тех организаций, которые запрещают как нежелательные, давно нет представительств в России, а у некоторых никогда и не было.

Когда организация официально запрещена как нежелательная, под удар попадают любые российские граждане, с ней сотрудничающие: это уголовная ответственность. А в качестве нежелательных за последнее время запретили не только ведущие экологические организации, не только самую известную в мире организацию по борьбе с коррупцией, Transparency International, но и ключевые российские медиа, работающие на русскоязычную аудиторию, такие как Meduza, "Дождь". И люди, которые сотрудничают с этими организациями, а возможно, их материалы просто публикуют, републикуют, оказываются в очень серьезной опасности. Если не произойдет какого-то чуда, боюсь, вектор государственной политики в этом направлении не изменится.

Таня Локшина

Международных правозащитных организаций, работающих в России "на земле", не осталось. Но международные организации продолжают работать по России, и российские правозащитники, конечно, с ними сотрудничают. Вопрос в том, сколько останется в России правозащитных организаций к исходу 24-го года. Уже закрыты властями такие знаковые организации, как "Мемориал", Московская Хельсинкская группа, и не только они. Но все же в стране остаются правозащитники и журналисты, которые идут на огромные личные риски и продолжают свою работу.

Международных правозащитных организаций, работающих в России "на земле", не осталось

Марьяна Торочешникова: В докладах Human Rights Watch Чечня по-прежнему идет отдельной строкой – почему?

Таня Локшина: Потому что все происходящее в Чечне в плане прав человека знаково для России в целом, просто более радикально, выпукло, безобразно. Вот мы, например, долгое время документировали извинения с петлей на шее, когда чеченские власти вынуждали людей каяться во всех смертных грехах на камеру. И какое-то время это оставалось явлением, привязанным сугубо к Чечне, а теперь такие вещи стали всероссийской проблемой. И так можно говорить о многом: о похищениях людей, о пытках, об отсутствии правосудия. В минувшем году в Чечне продолжали преследовать любые формы инакомыслия. Произошло, наверное, самое скандальное за долгие годы нападение на журналиста и на правозащитного адвоката, когда Елене Милашиной из "Новой газеты" сломали пальцы, был ранен адвокат Александр Немов, вместе с Милашиной приехавший в Грозный на политически мотивированный процесс по делу Заремы Мусаевой.

Марьяна Торочешникова: Есть ли сейчас хоть какой-то внешний актор, который в состоянии так повлиять на решения российских властей, чтобы вынудить их вернуться хотя бы в русло собственных конституционных установок или международных договоров?

Важно продолжать оказывать давление на российские власти со всех возможных международных платформ

Татьяна Локшина: Конечно, сейчас у ключевых международных акторов недостаточно много влияния на Кремль. Но очень важно продолжать оказывать давление на российские власти со всех возможных международных платформ. Судя по тому, как бурно и негативно реагирует Кремль на заявления международных акторов, ему далеко не все равно. И здесь важным жестом со стороны международного сообщества было назначение первого специального докладчика по ситуации с правами человека в РФ. Беспрецедентная мера ООН! Существует специальный уполномоченный представитель, который собирает материалы о происходящем в России и который уже опубликовал прошлой осенью свой первый доклад, посвященный наступлению на гражданское общество и на инакомыслие в России. Это признак того, что ООН рассматривает ситуацию с правами человека в России как чрезвычайную.

КОСПЛЕЙ НЕ УДАЛСЯ

Суд в Петербурге арестовал солиста панк-группы "Щенки" Максима Тесли на десять суток за публичное выступление в одном носке, натянутом на гениталии. Концерт проходил 7 января в петербургском клубе MOD, и носок случайно свалился. Певец арестован за мелкое хулиганство, но российские чиновники и профессиональные доносчики увидели в его выступлении пропаганду ЛГБТ и требуют более жесткого наказания.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Косплей не удался

ЗАМЕРЗШЕЕ ПОДМОСКОВЬЕ

Патронный завод в подмосковном Подольске национализируют – такое решение принял президент Владимир Путин после того, как авария в котельной, обслуживающей не только предприятие, но и городские постройки, оставила без отопления 173 дома. Произошло это в разгар новогодних каникул и морозов. И если на улице температура опускалась ниже минус 20, то в квартирах Климовского микрорайона Подольска она едва превышала 10 градусов тепла. От морозов лопались трубы, подъезды превращались в ледяные пещеры. Впрочем, из-за сбоев в работе коммунальных служб замерзли не только жители Климовска.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Тысячи россиян остались без тепла из-за сбоев в работе ЖКХ

На видеосвязи с нашей студией – руководитель Фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина, на себе испытавшая последствия аварии в подмосковной котельной.

Наталья Таубина: Это была уже вторая авария. Первая случилась 28 декабря. И тогда по всему городу тоже отключили отопление, но буквально на 5–6 часов. Сразу остыли трубы, не было горячей воды, но к вечеру вроде все стало работать. А уже 4-го утром мы проснулись с отключенным отоплением и с холодной водой в кране. В целом эта проблема для города остается и сейчас. В частности, дом, где я проснулась 4-го числа, до сих пор не подключен к отоплению.

Это уже вторая авария. Первая случилась 28 декабря

Марьяна Торочешникова: А что все это время говорили власти: местные, районные, городская администрация как-то пытались объяснить, что происходит? И почему, кстати, губернатор узнал об этом уже чуть ли не к Рождеству?

Наталья Таубина: Сложно сказать. Более того, он публично сказал, что от него сутки скрывали информацию. Это довольно сложно представить, ведь все местные чаты были заполнены этой информацией, приезжали журналисты, это не было тайной. А мэр Подольска и официальные каналы администрации города 4-го вечером или 5-го утром говорили о трех участках, где произошла авария, разорвало трубы, по-моему, в результате какого-то гидравлического удара, перепада напряжения. И кормили обещаниями: "мы активно работаем", показывали видео.

Понятно, что люди работали в тяжелых условиях, в неотапливаемых помещениях, при минус 25 на улице днем, а ночью еще холоднее. По-моему, 5-го или, может быть, 6-го утром попробовали запустить котельную, дым из труб шел полчаса или час, но произошел какой-то очередной разрыв. Наверное, 6-го к вечеру активно включился губернатор, он регулярно проводит встречи с жителями, появилась горячая линия, отдельные чаты. Я вот смотрю в реальном времени – это какой-то сплошной кошмар! Вроде рапортуют, что тепло подведено уже примерно в две трети домов, но при этом по чатам видно: даже там, где тепло подведено, опять что-то происходит. Это, очевидно, проблема того, что все проводки, все трубы...

Марьяна Торочешникова: ...замерзли в отдельных домах.

Наталья Таубина: И еще находятся в изношенном состоянии, давно не обновлялись.

Наталья Таубина

Марьяна Торочешникова: А как люди справлялись все это время? Электричество хотя бы было, можно было согреться электроприборами?

Наталья Таубина: У меня в квартире два обогревателя "Доброе тепло", а на кухне – газ. Но при этом уже вчера в середине дня газ стал очень грязный, рыжий и невозможно было надолго его включать, начинала болеть голова. Из-за того, что все включают электронагреватели, постоянные перебои с электричеством, его отключают на 20-30 минут, иногда – на несколько часов, и, конечно, все сразу выстуживается. В некоторых домах электричество отключали и на более длительное время.

Котельная неоднократно становилась разменной монетой в урегулировании отношений между заводом и городом

С 6-го числа начали раздавать пледы и нагревательные приборы: это скорее помощь местных предприятий. Сейчас уже от губернатора в постоянном режиме раздаются обогреватели. Но они хороши тогда, когда есть электричество, а когда его отрубают...

Марьяна Торочешникова: Мне попадались публикации о том, что владельцы этого завода и, соответственно, котельной шантажировали местные власти, добиваясь от них каких-то поблажек и преференций взамен на бесперебойное обслуживание домов. Действительно этот конфликт в городе существовал много лет и никак не решался?

Наталья Таубина: Когда еще Климовск был отдельным городом, котельная неоднократно становилась разменной монетой в урегулировании отношений между заводом и городом, и тогда отрубали тепло. Город небольшой, все друг друга знают, как минимум треть жителей работали в советское время на этом заводе. Это было большое, серьезное оборонное предприятие. В начале 90-х завод был приватизирован, котельная осталась внутри. Более чем за 30 лет городские власти не предприняли никаких шагов для того, чтобы уйти от зависимости от владельцев завода и перевести тепло на свой баланс. За это время уже можно было построить отдельные котельные на территории города, и это было бы в разы дешевле! Я, конечно, не специалист, но мне представляется, что те расходы, которые сейчас несут все: и люди, и власти, и коммунальные службы, – в разы выше.

Марьяна Торочешникова: Но эту проблему пытаются решить путем национализации завода. Думают, что сейчас национализируют – и тогда уж точно все заработает, не будет больше ломаться. Это выглядит как несколько неадекватные действия властей.

Смотри также "Генерал Мороз продался бандеровцам". Соцсети о замерзшем Подмосковье


Наталья Таубина: Достаточно интересное и, наверное, для кого-то очень выгодное решение. Конечно, в последние годы завод не работал на полную мощность, там много чего было просто сдано в аренду малым предприятиям, но какое-то производство осталось. Но вместо того, чтобы решать вопрос именно с котельной, просто заберут завод.

Марьяна Торочешникова: Причем никаких гарантий, что таким образом решится коммунальная проблема.

Вместо того, чтобы решать вопрос с котельной, просто заберут завод

Наталья Таубина: Совершенно очевидно, что с национализацией завода она не решится. Я смотрю на наш дом. Позавчера начали работать уже бригады из Москвы. И вроде казалось, что сейчас они быстренько срежут все лопнувшие трубы, поставят новые – и к нам придет тепло. А потом они заглянули в подвал – и стало понятно, что надо менять все трубы там. Основная часть города – это постройки 70-х годов и более ранних периодов: менялись ли там трубы за все это время? И поскольку аварии зимой происходят регулярно по всей стране, я всегда задаюсь вопросом: а для чего каждый год на две недели летом отключают горячую воду? Вроде для всех этих профилактических работ и подготовки к зимнему сезону. И вроде две недели все это происходит, и потом, видимо, подписывается акт о выполненных работах, а зимой мы имеем то, что имеем. Но вот катастрофы такого масштаба в нашем городе еще не было.

Марьяна Торочешникова: Очень жалко людей, хочется, чтобы скорее все починили и стало потеплее. А есть ли смысл людям рассчитывать на какие-то компенсации, связанные с убытками, наступившими в результате этих аварий?

Наталья Таубина: Они сказали, что те батареи, которые подлежат замене, будут заменены бесплатно, также обсуждают возможность разовых субсидий. А в чатах я увидела, что у нас, оказывается, по городу были самые высокие тарифы на все коммунальные услуги по сравнению с другими микрорайонами Подольска. Губернатор сказал, что они будут думать...

Марьяна Торочешникова: ...и, может быть, пересчитают.

Наталья Таубина: Посмотрим.