Талибан и "театральное дело"

Владимир Путин, Светлана Петрийчук и Евгения Беркович, коллаж

Где Путин ловит террористов? Дело Беркович и Петрийчук

“Театральное дело” вступило в последнюю судебную фазу. Режиссерку Женю Беркович и драматурга Светлану Петрийчук обвиняют в оправдании терроризма, им грозит до семи лет лишения свободы. В первый день суда прокурор Военного суда Екатерина Денисова зачитала обвинительное заключение. Беркович и Петрийчук обвиняют в оправдании терроризма из-за созданного ими спектакля о девушках из России, которые решили уехать в Сирию к своим женихам-исламистам. В Каннах Беркович и Петрийчук публично поддержал режиссер Кирилл Серебренников. Как Кремль борется с тем, что сам называет “исламским экстремизмом”, почему Россия привлекает в политические союзники страны с авторитарными режимами и так называемыми участниками новейшей “оси зла” – обсудят адвокат Дмитрий Захватов, а также ведущая телеканала “Дождь”, главный редактор издания Wonderzine Юлия Таратута.

Военный суд в Москве начал рассматривать по существу дело против режиссёрки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук о публичном оправдании терроризма в спектакле "Финист Ясный Сокол". По версии обвинения, Петрийчук, "разделяя крайне агрессивные идеологии ислама" и "сформировав для себя положительное мнение" об ИГИЛ, написала пьесу с признаками оправдания терроризма. Пьесу она попросила распространить на фестивале "Любимовка" в августе 2019 года.


"Мне абсолютно непонятно, какое отношение этот набор слов имеет ко мне", – сказала в ходе выступления в суде Беркович. Режиссёрка подчеркнула, что к террористам, какими бы идеями они ни прикрывались, она не испытывает "ничего, кроме осуждения и отвращения". "Я поставила спектакль с целью профилактики терроризма, и именно таким он и получился", - завершила Беркович свою речь.

"Есть ощущение, что это как будто шаблон чьего-то чужого обвинения, которое к нам хотят применить. В моей пьесе, написанной шесть лет назад, нет и не может быть никакого оправдания терроризма", – сказала в суде Светлана Петрийчук.

В поддержку Беркович и Петрийчук на фестивале в Каннах выступил режиссер Кирилл Серебренников. Он пришел на пресс-конференцию Каннского фестиваля по случаю премьеры его фильма "Лимонов", держа в руках фотографию женщин, и назвал обвинения в их адрес "надуманными".

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Кирилл Серебренников о деле Беркович

О нелепости обвинения в адрес Беркович и Петрийчук не раз говорили и другие деятели культуры. Письмо в их поддержку "Преследуйте убийц, а не поэтов", инициированное нобелевским лауреатом Дмитрием Муратовым, подписали более 5000 человек. "Мы против обвинительной лжи: в работе режиссёра Евгении Беркович и драматурга Светланы Петрийчук нет ни тени оправдания терроризма; пьеса и спектакль "Финист Ясный Сокол" несут абсолютно внятный антитеррористический призыв", - говорилось в обращении. Запись пьесы, сделанная в так называемых Боярских палатах в Москве, доступна на YouTube.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Фрагмент постановки "Финист ясный сокол"

Беркович и Петрийчук находятся в заключении с 5 мая 2023 года. СМИ, наблюдающие за ходом судебного процесса, отмечают несоответствия в материалах дела. Так, стенограмма опроса одного из свидетелей была готова уже 30 января, хотя по документам его опрос состоялся 2 марта. Женя Беркович утверждала, что в документы по делу вместо описаний файлов вставлены скопированные куски текста экспертиз, не имеющих отношения к файлам, причём, когда ей предоставляли дело для ознакомления, этих страниц в нём ещё не было. Кроме того, в качестве экспертов в суде выступают специалисты в области несуществующей науки "деструктологии" Роман Силантьев и Галина Хизриева. Их экспертиза уже была раскритикована как недействительная, и суд назначил новую, однако обвинение продолжает цитировать и старую.


Беркович и Петрийчук судят за оправдание терроризма и формирование "положительного мнения об ИГИЛ". При этом сама российская власть продолжает поддерживать дружеские отношения с лидерами исламских государств и даже отдельными радикальными группировками.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Путин, Талибан и ХАМАС

Дело против Жени Беркович и Светланы Петрийчук начали рассматривать через день после гибели президента Ирана Ибрахима Раиси, ультраконсервативного политика исламистского толка, получившего прозвище "тегеранский палач" за организацию массовых казней. Кремль уже принес свои соболезнования и назвал Раиси "настоящим другом России".


7 мая в Москве арестовали журналистку Надежду Кеворкову – ее обвиняют в оправдании терроризма. Ей грозит до семи лет лишения свободы. По официальным данным, "разделяя радикальную исламскую идеологию", Кеворкова публиковала в своем телеграм-канале посты, "оправдывающие нападение банды Басаева на Нальчик в 2005 году и деятельность движения "Талибан" (официально признано в России террористической организацией и запрещено).


На официальном уровне российская власть демонстрирует поддержку исламских государств и поддерживает с ними дружеские связи, но внутри страны царит исламофобия, выросшая в том числе после теракта в "Крокус Сити Холле".


С чем связана двойная мораль российского государства, почему карательный аппарат так рьяно взялся за дела об оправдании терроризма и к чему это может привести – рассуждает адвокат Дмитрий Захватов:

Преследования деятелей культуры – это акты государственного терроризма

– На самом деле здесь нужно четко разделять две вещи: борьбу с терроризмом и политические репрессии. Как вы помните, Владимир Путин пришел к власти именно на волне борьбы с терроризмом. Тогда это было связано с событиями в Чечне, потом все продолжилось в Сирии, где исламские фундаменталисты совершали многочисленные террористические акции. Проблема заключается в том, что в настоящий момент преследования деятелей культуры - это акты государственного терроризма. Цель власти - напугать всех остальных деятелей культуры, чтобы они либо оказывались от какого-то независимого творчества, либо продолжали свое творчество на каких-то провластных позициях, либо просто уезжали. Это примерно то же самое, что происходило в 30-е годы ХХ века при Сталине. Просто сейчас власти нет смысла проводить массовые репрессии и заниматься геноцидом интеллигенции, уничтожать и гнобить ее в лагерях. Достаточно просто испугать некоторое количество людей, чтобы они либо уехали, либо заняли сторону власти в той политике, которую она проводит. Действительно, у России налажены добрососедские отношения и тесные экономические и политические контакты с различными диктаторскими режимами, такими, например, как режим Лукашенко в Беларуси. Также Россия сотрудничает с режимом талибов в Афганистане, с тем же самым ХАМАС - эти отношения носят сугубо экономический характер. Россия использует эти движения для решения своих конъюнктурных вопросов в тех регионах, в которых эти террористические организации и действуют. Российская власть, осуществляя политику государственного терроризма, действительно дружит с террористическими организациями. Другое дело, что я не вижу в этом никакого противоречия, - говорит Дмитрий Захватов.

Дмитрий Захватов

Донос на спектакль режиссерки Жени Беркович и сценаристки Светланы Петрийчук "Финист Ясный Сокол" появился в мае 2021 года на сайте издания "Национальный курс", которое принадлежит Национально-освободительному движению (НОД). Участники НОД просили силовиков обратить внимание на постановку, так как посчитали ее "инструментом информационной войны против безопасности России". Но у журналистки Юлии Таратуты есть и другие версии того, кто может стоять за преследованием Беркович: "..и в экспертизах, и в описаниях личности то, что она - еврейка, почему-то стало иметь значение", - обращает внимание журналистка.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Таратута: "В деле Беркович есть антисемитизм"

О юридических перспективах дела Жени Беркович и Светланы Петрийчук и о том, возможно ли добиться справедливости в современном российском суде, говорит адвокат Дмитрий Захватов:

Им был нужен кто-то из оппозиционных деятелей культуры, из интеллектуальной среды

– Поскольку в России отсутствует независимая судебная власть, проблема в том, что вопрос о виновности человека решается уже в момент возбуждения дела, в момент избрания человеку меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. Поэтому я бы сказал, что это даже не политический заказ, а просто акт политического преследования. Я не думаю, что в качестве мишени хотели специально выбрать именно Беркович. Вероятнее всего, они просто подбирали какую-то кандидатуру, потому что им было необходимо осуществить акт преследования кого-либо из оппозиционных деятелей культуры, из интеллектуальной среды. И тут выбор пал именно на нее. При этом выбор мог бы пасть на какого-то другого человека, - полагает адвокат Дмитрий Захватов.


После вторжения России в Украину Женя Беркович выходила на пикеты против войны, она - автор антивоенных стихов, которые быстро разошлись в сети и часто цитировались. Сразу после возбуждения дела об оправдании терроризма коллеги и друзья Беркович предположили, что это - месть властей за ее поэзию.

Одно из стихотворений Беркович, написанное до заключения, читает филолог и театральный продюсер Ирина Михайловская.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Стихи Жени Беркович

Суд над Беркович и Петрийчук продолжится в среду. Сторона защиты настаивала на просмотре спектакля и читки пьесы в суде. Прокурор заявила, что ей хватит "протокола осмотра" спектакля. Показы "Финиста" проходили в Москве, Петербурге и Екатеринбурге с 2020 по 2022 год. Постановка получила две "Золотые маски".