Дон Жуан – герой: испанский и не только

В роли Дон Жуана актер театра в Лас-Пальмасе Майкол Эрнандес

В ноябре театры Испании показывают спектакль "Дон Жуан Тенорьо" по пьесе Хосе Сорильи. Традиция связана с отмечаемым 1 ноября Днем Всех Святых. Постановка считается религиозно-фантастической драмой. О ее живучести рассказывает наш мадридский автор Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Как появился образ Дон Жуана, или, по-испански, Дон Хуана? Почему на протяжении веков этот персонаж, возникший в Испании в начале XVII столетия, привлекал к себе внимание выдающихся литераторов разных стран: от Мольера и Гольдони до Гофмана, Мериме и Пушкина? Почему он полюбился публике? И это при том, что персонаж, надо сказать, был и остается в основном отрицательным. Ведь речь идет об обманщике-обольстителе, скандалисте и любителе поглумиться над окружающими, в первую очередь над женщинами. Впрочем, впоследствии, уже после появления на свет массы произведений о Дон Жуане разных жанров, его нрав был несколько подправлен: ему приписали черты романтика, даже способность искренне любить и страдать. И все же – как вошел в литературу этот герой или антигерой? Рассказывает литературовед Мерседес Пучоль.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Дон Жуан в испанской культуре и традиции. Во 2 ч. - "Последний бастард Коминтерна" - беседа с Адамом Михником о поэзии и диссидентстве.

Мерседес Пучол: Тема Дон Жуана вечная. Она располагает к размышлению и фантазии. Это источник, из которого до сих пор черпают вдохновение творцы. Ведь Дон Жуан превратился в подлинный символ человеческих страстей. Став персонажем универсальным, он привлек в свое время внимание гениев литературы и музыки, к примеру Байрона и Моцарта.

Что касается происхождения Дон Жуана, то философ Ортега-и-Гассет считает, что это чисто испанский персонаж, поскольку именно испанцам свойственен радикализм в чувствах и желаниях – им нужно все или ничего.

Испанская империя вступила в период упадка, что отразилось и на нравах

Другой испанский мыслитель – Мараньон – придерживается радикально противоположного мнения. Он считает, что Дон Жуан с его любовными страстями привнесен извне, не имеет национальных корней, не отвечает испанским традициям и что донжуанство является продуктом деградации всего западноевропейского общества XVII века. Оно пришло в Испанию из других стран и попало на благодатную почву, отмечает Грегорио Мараньон. Испанская империя вступила в период упадка, что отразилось и на нравах.

Виктор Черецкий: Один из вопросов, который до сих пор вызывает полемику: был ли у Дон Жуана реальный прототип? И если был, то кто? Некоторые российские источники безапелляционно утверждают, что был. Им якобы считается представитель аристократического севильского рода по имени Дон Жуан Тенорьо, живший в XIV веке. Его любовные похождения и дуэли с соперниками оставались безнаказанными благодаря покровительству кастильского короля Педро I Жестокого. Но убийство Дон Жуаном командора ордена Калатравы и похищение его дочери вроде бы переполнили чашу терпения недругов соблазнителя. Рыцари ордена заманили его в ловушку, закололи и распустили слух, что Дон Жуан низвергнут в ад статуей командора. Правда, в испанских источниках подобная история отсутствует и местные литературоведы никогда о ней не слышали. Зато существует масса других историй.

Сцена из спектакля "Дон Жуан Тенорьо" в постановке театра города Вальядолид

Мерседес Пучоль: Среди предполагаемых прототипов Дон Жуана наиболее яркой и впечатляющей фигурой является граф де Вильямедьяна. Своим неординарным поведением он держал в страхе королевский двор. К его деяниям в течение многих лет было приковано внимание простых испанцев и особенно испанок. Биография графа весьма напоминает историю Дон Жуана. У него было множество романов с женщинами разных возрастов и социальной принадлежности. Как и литературный Дон Жуан, он обладал агрессивным характером.

Особо Вильямедьяна прославился своей то ли подлинной, то ли выдуманной связью с королевой Изабеллой, женой Филиппа IV. Существует легенда, что однажды он пришел на бал, обвешанный золотыми монетами-реалами и с вышитой на плаще фразой "Это мои любимые реалы". Фраза звучала довольно двусмысленно, учитывая, что слово "реал" означает также принадлежность к королевскому дому. Так что многие увидели в ней намек на связь с королевой.

Между тем исследователь Мораньон считает, что роман с Изабеллой Вильямедьяна выдумал, будучи хвастуном и скандалистом. Похоже, что на самом деле граф пытался волочиться за дамой из свиты королевы, которую звали Франсиска де Тавара и которая была фавориткой короля. И волокита за королевской пассией, и сплетни о связях с королевой ему были нужны для поддержания собственного скандального имиджа.

Граф де Вильямедьяна, как и Дон Жуан, кончил плохо. Его убили

Виктор Черецкий: Известно, что граф де Вильямедьяна, как и Дон Жуан, кончил плохо. Его убили. Правда, все обошлось без статуи командора. С графом расправились неизвестные, скорее всего, наемные убийцы, в самом центре Мадрида. И похоже, что сделано это было вовсе не из-за его чрезмерного пристрастия к женскому полу. Были более существенные мотивы. Во-первых, Вильямедьяна был поэтом, причем довольно талантливым. И в этом качестве любил высмеивать представителей высшего света. Его сонеты быстро распространялись в народной среде и пользовались популярностью. Естественно, любви аристократов к Вильямедьяне подобная поэзия не прибавляла. Под давлением обиженной знати он трижды на время изгонялся королем из Мадрида. Но главную причину убийства многие аналитики видят все же не в издевательских сонетах и даже не в огромных карточных долгах, которые имелись у Вильямедьяны. Дело в том, что выявилась бисексуальность графа и его связи с мужчинами, что в те времена считалось страшным грехом и влекло за собой смертную казнь. Некоторые исследователи полагают, что убийство произошло по приказу королевского двора, который стремился избежать громкого скандала в высших кругах общества. Ну а фигуранты дела – простолюдины были подвергнуты суду и казнены.

Смотри также Советская столица Испании

Мерседес Пучоль: Кроме всего прочего, имя графа Вильямедьяны было Хуан, то есть совпадало с именем книжного героя. До конца жизни его больше всего заботило, как шокировать людей своим поведением, поступками, обычно осуждаемыми в обществе. Одно из таких деяний стоило ему жизни. Есть документы, свидетельствующие, что Вильямедьяна являлся фигурантом дела о гомосексуализме. По нему проходило немало жителей Мадрида. Начиная от прислуги из богатых домов и кончая владельцами этих домов. Граф был среди них. Он даже, как явствует из документов, считался "душой" всей компании, в которой женщин, естественно, не было. Это был его первый публичный скандал, не связанный со слабым полом. Дело рассматривалось в 1622 году. В этом же году Вильямедьяна закончил свой жизненный путь.

Виктор Черецкий: Среди других возможных прототипов Дон Жуана называется, к примеру, житель Севильи корсиканского происхождения Мигель Маньяра. И это при том, что он родился лишь за три года до публикации первого произведения о Дон Жуане.

Бюст Мигеля Маньяры, одного из возможных прототипов Дон Жуана

Приводится имя и итальянца, жившего в Мадриде: Хакобо де Граттис. Последний страстно увлекался женским полом, будучи удачливым коммерсантом, но потом раскаялся и сделался священником.

Другой реальный персонаж – Кристобаль Тенорьо. Известно, что он крутил амуры с дочерью поэта и драматурга Лопе де Вега и даже дрался по этому поводу с последним на дуэли.

Впрочем, сегодня подавляющее большинство испанских экспертов считают, что Дон Жуан – образ собирательный, не имевший какого-то одного реального прототипа. Это плод фантазии автора произведения о севильском сердцееде. Оно появилось в печатном виде в 1630 году под названием "Насмешник (по-испански burlador) из Севильи и каменный гость". Ну а слово "озорник", фигурирующее в российских переводах, не соответствует, по мнению испанских исследователей, ни авторскому названию, ни содержанию произведения...

Кто все же автор "Дон Жуана"?

Кстати, кто все же автор "Дон Жуана"? До недавнего времени считалось, что речь идет о видном религиозном деятеле, богослове Габриэле Тельесе, который одновременно был автором драм и стихов. Публиковал он свои работы под псевдонимом Тирсо де Молина. Под этим именем испанец и получил всемирную известность. Однако теперь называется другое имя автора. Речь идет об Андресе де Кларамонте, драматурге и профессиональном актере, имевшем собственную театральную труппу. Литературовед Луис Альберто де Куэнка.

Луис Альберто де Куэнка: "Дон Жуан" не является произведением Тирсо де Молины. Последние исследования это доказали. Его беспорным автором теперь считается уроженец провинции Мурсия Андрес де Кларамонте. Он родился в 1560-м и умер в 1626 году. В университете города Ла-Корунья одной из кафедр заведует Альфредо Родригес Лопес Васкес. Он посвятил свою жизнь изучению языка и стиля Тирсо де Молины и после сравнительного анализа сделал заключение, что "Насмешник из Севильи" не мог быть написан этим автором. Одновременно он доказал, что появился "Дон Жуан" с легкой руки Андреса де Кларамонте, который до недавнего времени считался второстепенным драматургом. Но теперь, естественно, после того как доказано его авторство, он стал называться "выдающимся", учитывая место "Насмешника" в мировой литературе.

Дон Жуан и Донья Иньес. Сцена из спектакля театра города Картахена

Главная заслуга Кларамонте в том, что он соединил в одном произведении две темы: старинную легенду о "каменном госте" с историей порочного молодого человека, не знавшего границ в своей страсти соблазнять женщин. Кстати, самый первый "Дон Жуан" появился в коротком варианте за 20 лет до "Насмешника из Севильи". Пьеса называлась "Долгий срок вы мне даете". В название легла знаменитая фраза Дон Жуана, обращенная к Всевышнему. Дамский угодник считал, что до смерти ему еще далеко, поскольку он молод, а посему может вытворять что вздумается: у него еще будет время покаяться в грехах и спасти свою душу. Эта первая версия "Дон Жуана" несколько отличается не только по размеру, но и по содержанию от "Насмешника из Севильи". Однако ее авторство сейчас никем не оспаривается: Андрес Кларамонте написал оба произведения.

Виктор Черецкий: Действие "Насмешника из Севильи" начинается в Неаполе, который в то время принадлежал Испании. Молодой аристократ Дон Жуан соблазняет, прибегнув к обману, герцогиню Изабеллу: в темноте он выдает себя за жениха герцогини. Дон Жуана преследуют, и он бежит в Испанию – в Севилью. По дороге крутит любовь с рыбачкой Тисбеей. Ну а в Севилье домогается Доньи Анны. При этом повеса вступает в конфликт с ее отцом, Доном Гонсало, и убивает его на дуэли. И опять скрывается. Попутно соблазняет простолюдинку Арминту, обещая ей вечную любовь и законный брак. Затем возвращается в Севилью, где оказывается у могилы Дона Гонсало. Привыкший издеваться над всеми подряд герой-любовник приглашает изваяние старика на ужин. "Каменный гость" является и уводит обидчика в ад, не давая ему возможности покаяться. Литературовед Мерседес Пучоль.

Смотри также По Пути Дон Кихота

Мерседес Пучоль: Среди главных грехов Дон Жуана мы можем назвать высокомерие, цинизм и зависть. Высокомерие, кстати, было одной из основных черт аристократии испанской империи. Отсюда бесконечные дуэли по самому ничтожному поводу. Эти дуэли были делом повседневным в ту эпоху. Одновременно нормальным считалось унижать окружающих, будь то мужчина или женщина, ради того, чтобы возвыситься самому. Дон Жуан, обманывая, соблазняя и унижая женщин, чувствовал себя на высоте. Женщины для него как для человека, находившегося во власти своих страстей, были что-то вроде охотничьих трофеев.

Одновременно Дон Жуан постоянно испытывал чувство зависти, особенно к мужчинам, женатым на красавицах. И эта зависть не знала предела – прошлые многочисленные интрижки его уже не удовлетворяли. Он находился в постоянном поиске новых жертв. От такого образа жизни "насмешник из Севильи" не получал бы никакого удовольствия, если бы не делал свои любовные победы достоянием публики. Для пущего хвастовства он частично выдумывал или приукрашивал свои "подвиги", как это обычно делают подростки.

В России Дон Жуан, по фантазии Байрона, попадает в объятия Екатерины Великой

Виктор Черецкий: Известно, что каждый автор – испанский или иностранный – вносил в первоначальный сюжет "Дон Жуана" нечто свое. Пушкин, к примеру, помещает своего героя в Мадрид. Мольер – в Сицилию. Дон Жуана Мольера критики называют "лицемером и циником", позволяющим себе антиклерикальные высказывания. А в произведении Байрона Дон Жуан перемещается в XVIII век. Ареной его любовных похождений становится то Испании, то некий остров, то гарем турецкого султана, то Россия, где он попадает в объятия Екатерины Великой, и, наконец, Лондон. К тому же, в отличие от классического варианта, байроновский Дон Жуан не коварный соблазнитель, а жертва женского сластолюбия.

Любопытную версию, в свою очередь, предложил Проспер Мериме. Он использовал историю уже упомянутого нами жителя Севильи Мигеля Маньяры. Подобно Дон Жуану, он вел беспорядочный образ жизни, но затем изменился – до такой степени, что за свои богоугодные дела стал почитаться католиками в качестве "досточтимого", то есть находящегося в процессе причисления к лику блаженных. Литературовед Луис Альберто де Куэнка.

Луис Альберто де Куэнка: Мериме, который, как известно, был знатоком Испании и неоднократно ее посещал, написал в 1834 году новеллу под названием "Души чистилища". Он решил объединить традиционного Дон Жуана с реальным персонажем – Мигелем Маньяром, немного изменив фамилию последнего. Так что герой стал именоваться Жуаном Маранья. В новелле просматривается подлинная история спасения души через раскаяние и добрые дела. Мигель Маньяра был основателем приютов и больниц для бездомных в Севилье. В молодости он весьма напоминал Дон Жуана, но вовремя раскаялся – отказался от своего прошлого. Маньяра женился на добропорядочной девице, а после ее ранней смерти посвятил свою жизнь благотворительности – помощи бедным. Стремясь творить добро, он основал, помимо всего прочего, больницу для неимущих – знаменитый севильский Госпиталь Милосердия. Кстати, в его стенах со времен Маньяры хранятся два шедевра испанской живописи – полотна "Венец славы земной" и "В мгновение ока" – работы творившего в XVII столетии художника Хуана де Вальдеса Леаля.

Севилья. Госпиталь Милосердия. Вальдес Леаль. Венец славы земной

Виктор Черецкий: Что касается родины "Дон Жуана", то есть Испании, то здесь тоже давно отказались от изначального варианта драмы. В театрах идет пьеса Хосе Сорильи под названием "Дон Жуан Тенорьо", созданная в 1844 году. Герой этого произведения поспорил со своим приятелем Доном Луисом о том, кто больше за год соблазнит женщин, и оказался победителем. На его счету 72 дамы. Теперь ему предстоит овладеть еще одной – молоденькой Доньей Инес. Дон Жуан выкрадывает ее из монастыря, где она воспитывалась с детства, и впервые в жизни влюбляется. Девица отвечает взаимностью. Однако ее отец против брака дочери с известным ловеласом. На дуэли Дон Жуан убивает отца Инес и вынужден скрыться. Через пять лет он возвращается и находит могилу своей возлюбленной, которая умерла с горя – от разлуки с ним. Здесь же могила ее отца, дух которого Дон Жуан, продолжая оставаться насмешником, приглашает на ужин. Однако на этот раз ему не суждено отправиться в ад. Спасает любовь. Появившийся призрак Доньи Инес уносит душу грешника, раскаявшегося в своих деяниях, в рай. Профессор литературы Хосе Антонио Марина.

Драматург Хосе Сорилья

Хосе Антонио Марина: Без сомнения, в Испании "Дон Жуан" Сорильи является самым исполняемым произведением из всего, что написано об этом персонаже, и, соответственно, самым известным в наши дни. Люди моего поколения знают его почти наизусть, потому что смотрели каждый год в ноябре – и в театрах, и в кино, и по телевизору. Испанцы, как правило, помнят цитаты только из двух произведений своей литературы. Это "Дон Кихот" и "Дон Жуан Тенорьо". Первого любят цитировать в высокообразованных слоях общества, а второго – в народной среде.

Сорилья творил в эпоху романтизма. Он придал Дон Жуану такие душевные качества, которых у него до этого не было. Так, бедолага страстно влюбляется в Инес. И у автора возникает проблема: что с ним делать? Ведь он меняется – образ насмешника, цинично подсчитывающего число своих жертв, исчезает. Его уже нельзя отправлять прямиком в ад. Сорилья обязан его спасти. Он заставляет своего героя покаяться в грехах, и, таким образом, Донья Инес может забрать его в рай. Великолепная концовка!

Севилья – город Дон Жуана

Виктор Черецкий: Добавим, что в версии "Дон Жуана" Сорильи присутствуют различные элементы романтизма. Так, события драмы разворачиваются на фоне загадочной, мрачной местности, а страстная любовь главных персонажей лишена будущего – она трагична. Дон Жуан – герой-бунтарь, противостоящий традициям прошлого. Его избранница – целомудренная красавица. В драме доминируют чувства над разумом, и все кончается смертью действующих лиц. В чем все же популярность "Дон Жуана" и в Испании, и во всем мире? Почему эта история до сих пор привлекательна для читателя? Профессор Хосе Антонио Марина.

Хосе Антонио Марина: Почему "Дон Жуан" имеет столь большой успех? В каталоге произведений, созданных по мотивам "подвигов" этого героя, насчитывается более 500 произведений литературы, музыки, театра и кино. Если к ним добавить литературоведческие статьи, музыкальную и театральную критику, то цифра становится заоблачной. При этом речь идет о работах на множестве языков. Разумеется, в мировой литературе "Дон Жуан" не единственное популярное произведение. Что общего у всех бестселлеров, что им обеспечивает интерес публики? Что представляют собой составляющие успеха? Как показывают исследования, в первую очередь, лучше, если события в повествовании разворачиваются в высших слоях общества. Это может быть среда аристократов, мир финансов или политики – все равно. Во-вторых, должен присутствовать хотя бы небольшой сексуальный элемент. В-третьих, должна иметься "интрига" – какие-то происки, скрытые сомнительные действия. В четвертых, нужна духовность, религиозный элемент, который придал бы произведению определенную философскую глубину.

Один из уголков Севильи Дон Жуана

Виктор Черецкий: Безусловно, все эти составляющие присутствуют в произведениях о Дон Жуане. Но не только. Что еще обеспечивает популярность этому персонажу с его довольно сомнительной моралью? Ведь он сам признается, что его страсть – даже не соблазнять женщин, а позорить их в глазах общества, предавая гласности свои похождения. К тому же Дон Жуан состязался со своими приятелями не только по количеству соблазненных дам, но и по числу дуэлей, из которых выходил победителем. За год, в соответствии с драмой Сорильи, у него таких дуэлей было 32. И все это лишь для самоутверждения.

Хосе Антонио Марина: Следует отметить, что у Дон Жуана были и привлекательные качества. К примеру, он был смелым, постоянно рисковал своей жизнью. Человек, подвергающийся риску, способный на отчаянный поступок, безразличный к смерти, притягивает многих. Он был авантюристом, то есть, как понимают это слово испанцы, героем, который рискует во имя познания неизвестного, бросает вызов опасности, отправляется за горизонт ради чего-то призрачного. И это всегда вызывало симпатии. Считается также, что мужчины, которые никого и ничего не боятся, сводят с ума женщин.

Севилья. Гостиница и ресторан Лавра

Интерес к Дон Жуану усилился в 50-ые годы ХХ века – в эпоху постмодернизма. И речь не шла об интересе к его похождениям или к его смелости. В центре внимания оказалась его привычка над всем насмехаться. Ведь постмодернистская философия считает относительными все человеческие ценности. Лучше над всем посмеяться, ничего не принимать всерьез. Речь шла о попытке жить, оторвавшись от всех проблем, жить играючи. Так что Дон Жуан привлек сторонников постмодернизма именно как человек, смеявшийся над всем, что его окружало.

Виктор Черецкий: Любопытно, что в те же 50-ые годы образ "севильского насмешника" привлек внимание швейцарского писателя и драматурга Макса Фриша, и он написал комедию на уже ставшую вечной тему. Ее лейтмотив – отчаянная борьба личности со своим негативным имиджем. По Фришу, миф о Дон Жуане как о ловеласе сложился случайно. И все из-за того, что поначалу он не смог разобраться в своих чувствах – устоять перед натиском влюбленных дам, а посему пустился во все тяжкие. И это при том, что юноша на самом деле был увлечен лишь геометрией, изучал ее законы, благоговел перед наукой, ибо, как он считал, перед гармонией линий рассыпаются в прах все чувства. Но имидж уже сложился. Теперь ревнивые мужчины вызывали Дон Жуана на дуэль, а вдовы преследовали и настоятельно требовали от него любовных утех. В 30 с небольшим лет Дон Жуан решил изменить свою жизнь. Он не желал вечно носить клеймо ловеласа. Литературовед Луис Альберто де Куэнка.

Луис Альберто де Куэнка: Хочу обратить внимание на произведение, которое свидетельствует о сохранявшемся в ХХ веке интересе к образу Дон Жуана в мировой литературе. Речь идет о пьесе Макса Фриша, автора множества весьма интересных произведений. Комедия написана в 1953 году и называется "Дон Жуан, или любовь к геометрии". Героя женский пол вообще не интересует. Он желает заниматься лишь наукой, но ничего не может поделать со своей славой совратителя, разбившего сердца тысячи женщин. В попытках навсегда покончить с подобной проблемой и скрыться от общества Дон Жуан инсценирует собственное сошествие в ад. Он готов на все, лишь бы избавиться от дурной славы, которая ему так досаждает, и чтобы его признавали лишь как геометра.

Севилья. Памятник литературному Дон Жуану

Виктор Черецкий: О Дон Жуане и связанных с ним персонажах в Испании напоминают не только книги и спектакли, но и названия улиц разных городов. К примеру, в Алькала-де-Энарес, расположенном в мадридской провинции, есть проспект Дон Жуана Тенорьо, улицы Доньи Инес, Доньи Анны и Дона Луиса. Ну а в Севилье Дон Жуану поставлен памятник. Путеводители приглашают посетить места, описанные в произведениях о нем. Можно побывать в Гостинице Лавра, где якобы имел место спор Дон Жуана и Дона Луиса, кто больше обольстит женщин. Можно увидеть дом, где могла жить Донья Анна, или посетить улицу Калатрава, где находился монастырь Доньи Инес. Жилье самого главного героя вроде бы располагалось рядом с монастырем Святого Леандра, на площади с таким же названием.