Е2-Е4. Дебют Будды

Моя недавняя командировка в Бурятию совпала с проведением в Иволгинском дацане IX Шахматного фестиваля на призы Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» имени Дамба-Даржая Заяева. В этом году традиционный шахматный турнир приобрел новый статус и был признан Российской шахматной федераций этапом Rapid Gran-Prix России – Кубка России по быстрым шахматам. В столицу Бурятии приехали 13 международных гроссмейстеров (из России и Молдавии), из них двое – Сергей Рублёвский и Евгений Алексеев – чемпионы России. Всего на трехдневный шахматный фестиваль в главный буддистский храм страны собралось более пятисот участников.

Глава буддистов России Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев, сам играющий в шахматы, заметил, что наступивший год Зайца – благоприятный и знаменательный для шахматистов. В годы Зайца, оказывается, родились чемпионы мира Анатолий Карпов (1951), Гарри Каспаров (1963), Владимир Крамник (1975), а также американский гроссмейстер Хикаро Накамура (1987). Согласно утверждению Хамбо Ламы, год Зайца будет удачным для всех, кто увлечен шахматами.

Буддистские народы связаны с шахматной игрой давно. Название игре каждый народ давал свое: «шатар» у монгол у бурят, «шатр» у калмыков, «шыдыраа» у тувинцев, «шатра» у алтайцев. Правила здесь немного отличаются от признанных ФИДЕ, чуть-чуть видоизменены – в более привычную для Востока сторону – основные «действующие лица»: король зовется «ханом», слон заменен верблюдом, ладья выполнена в виде повозки, – но суть игры, как и уважение к мастерам, оставались везде одинаковыми. У калмыков есть такая поговорка: «Для обучения шахматам и золота не жаль». По народному монгольскому поверью, страстные любители шахмат живут очень долго. Вот как об этом говорится в одной из легенд. «У одного монгольского хана истек отведенный ему судьбой срок жизни как раз в тот момент, когда он играл в шахматы. Бог смерти Эрлик отправил за ханом своего гонца, но тот оказался тоже заядлым шахматистом. Увидев, как мастерски сражается хан со своим противником, гонец сам так увлекся игрой, что напрочь забыл о поручении бога смерти. Так этот хан остался жив и еще долгие годы наслаждался игрой в шахматы».

Для приехавших на турнир гроссмейстеров, пожалуй, было удивительным, что шахматы пользуются покровительством буддистских лам. Глава буддистов России все три дня соревнований внимательно следил за ходом турнира. Оказывается, поддерживая тот или иной вид спорта, буддисты тем самым высказывают почтение божеству, которое покровительствует этому виду спорта и людям, занимающимся им. Считается, что бодхисаттва мудрости Ваджрапани (бурятский вариант – Очирвани) поддерживает борцов и борьбу, особо почитаемый бодхисаттва Манджушри – стрелков и стрельбу, бодхисаттва сострадания и милосердия Авалокитешвара (бурятский вариант – Арьявала) – наездников, лошадей и скачки. Шахматам благодетельствует сахюусан (можно сказать, что это буддистский ангел-хранитель) Намсарай (санскр. Вайшравана) – бог богатства. Именно поэтому всегда на соревнованиях, проводимых Буддийской традиционной Сангхой России, на стадионе, в зале или даже просто в степи на специально изготовленном шесте находится божество-покровитель данного вида спорта. Борцы, например, выходя на схватку, танцуют перед божеством так называемый «танец орла», а победитель – обязательно совершает поклон перед танкой (буддистская икона, выполненная на ткани). Мне такое возрождение традиций очень нравится: это придает и особый смысл соревнованиям, и выглядит красиво.