Триумфальная и Пушкинская митингуют (ФОТО/ВИДЕО )


31-го марта 2011. Триумфальная площадь


Сайт Радио Свобода провел прямой видеорепортаж с Триумфальной площади, где представители Стратегии-31 пытались провести митинг. На площади работали видеооператоры РС Никита Татарский и Юрий Тимофеев.
Около 18 часов начались первые задержания. Эдуард Лимонов задержан на подходе к Триумфальной и доставлен в ОВД "Тверское".

Корреспонденты РС с трудом вели трансляцию - полиция пыталась выдавить их с площади.



Начальник пресс-службы ГУВД Москвы Виктор Бирюков на просьбу корреспондентов РС вмешаться в ситуацию и помочь журналистам выполнять свой профессиональный долг посоветовал осуществлять съемку на Пушкинской площади, где идет разрешенный митинг.

В 19 часов на Пушкинской площади начался разрешенный митинг, заявку на который подавали правозащитники.

В митинге участвовали Людмила Алексеева, Лев Пономарев, Виктор Шендерович, Евгения Чирикова, Владимир Рыжков, Сергей Ковалев. По оценкам наших коррспондентов на площади собрались несколько сотен человек. Обстановка была спокойной.

Корреспондент РС Елена Поляковская в преддверии акций на Пушкинской и Триуфальной беседовала с ее организаторами.

Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила, что решено поменять формат акции – проводить ее каждый месяц, даже если в нем 30 дней. По ее словам, в Конституции РФ есть и другие статьи о правах граждан, которые нарушаются так же, как и та, что гласит о свободе митингов и демонстраций:

– "Движение 31" добивается соблюдения статьи 31-ой Конституции Российской Федерации, которая гарантирует гражданам право на собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикеты. И мы добились определенных успехов. Уже четвертый раз власти были вынуждены согласовать наш митинг в защиту 31-ой статьи. Но я полагаю, что не нужно зацикливаться на этом. Мы будем по-прежнему добиваться соблюдения 31-ой статьи, но у нас ведь, кроме этой еще масса статей не соблюдается.

Людмила Алексеева считает, что на сегодняшний день гораздо более остро стоит вопрос честных и справедливых выборов – парламентские состоятся уже в конце этого года, а президентские – через год. А вот оппозиционный политик Эдуард Лимонов и его соратники намерены придти 31 марта именно на Триумфальную площадь, несмотря на то, что власти не дали разрешения на проведение этой акции:

– Как обычно, пойду на Триумфальную площадь, поскольку цель не достигнута, и свобода мирных собраний нами не отвоевана. Два года мы не получаем разрешение на проведение митинга. Это – дискриминация, насилие власти над гражданами. Хотя они делают вид, что мы нарушаем закон, на самом деле закон нарушают они – руководители государства. Они страшно боятся, а мы платим за их страх отсидками, штрафами, тумаками.

И Лимонов, и Алексеева, прежде вместе выходившие на Триумфальную, теперь будут выходить на две разные площади. Впрочем, Людмила Алексеева настаивает, что по-прежнему выступает за соблюдение 31 статьи конституции, и это единственное, что связывает ее со сторонниками "Другой России":

– Я – не оппозиция. Не принадлежу ни к какой партии, ни к какой политической организации. А термин "оппозиция" – это термин политический. Я правозащитник. С Лимоновым у меня никогда не было ничего общего, кроме того, что он выступал за соблюдение 31 статьи

Эдуард Лимонов также не относит главу Московской Хельсинкской группы к оппозиционным политикам:

– Людмила Михайловна далеко не оппозиционер, она умело ладит с властью и сейчас пытается это делать. Поэтому, если говорить об оппозиции, можно говорить о ком угодно – о Борисе Немцове, Михаиле Касьянове, но при чем здесь Пономарев и Алексеева?

Взгляды на то, нужно ли вести диалог с властями, у Людмилы Алексеевой и Эдуарда Лимонова не совпадают. И разногласия в этом вопросе между защитниками 31-ой статьи Конституции возникли не сегодня, утверждает эксперт Института "Коллективное действие" Андрей Демидов:

– Определенный кризис "Стратегии-31" давно очевиден и заключается он в том, что движению так и не удалось втянуть в свою орбиту низовые социальные инициативы. Сам по себе раскол на "условных легалистов" и радикалов в лице Лимонова и его сторонников этот кризис подчеркнул. Правозащитники – Алексеева, Пономарев – попытались втянуть в движение более широкие массы именно за счет легализации своих действий. Приводит ли такая тактика к успеху? Мне кажется, что большинство протестных, низовых и социальных инициатив все-таки тяготеет пока к легальным формам выражения. Легальные акции люди предпочитают выходу на несанкционированные.

Последние митинги дольщиков и рыбаков доказывают, что конкретная проблема способна вывести на акцию значительно больше людей, нежели собрания в защиту 31-ой статьи Конституции. Политолог Андрей Демидов объясняет это так:

– Действия за право собираться эффективны до той поры, пока это не разрешают. Как только акции легализуют, возникает вопрос: а что дальше, какие конкретно требования можно выставить? А вот акции, например, рыбаков сильны именно тем, что здесь концентрируется внимание на одной реалистичной проблеме. То есть что нужно сделать, чтобы люди не возмущались? Разрешить им вновь бесплатную рыбалку. И, думаю, сейчас путем переговоров с властью они придут к нужному решению. Как пример, частных успехов, это очень и очень важно.

Руководитель пресс-службы столичного ГУВД уже заявил, что сотрудники правоохранительных органов будут оказывать помощь организаторам и участникам согласованного митинга на Пушкинской площади. Тех, кто не знает о том, что разрешенная акция пройдет на сей раз не на Триумфальной, а на Пушкинской площади, будут об этом оповещать и сопровождать к месту проведения митинга.