Депутат Госдумы Евгений Туголуков: нужен новый закон о любительской рыбалке!


Ну, во-первых, очень здорово, что наше заявление получило такой широкий отклик потому что в отличие от других отраслей, трудно было идентифицировать, с кем, все-таки, общаться. У охотников есть свой союз, у промышленных рыболовов тоже достаточно много общественных организаций, они очень яркие и мы с ними очень плотно общаемся, поэтому Комитет в общении с общественными организациями или отдельными частными лицами всегда открыт, это один из принципов, для меня это крайне важно, поэтому все предложения будут внимательно рассмотрены. Что касается непосредственно рыболовства – принцип взимания платы за вылов рыбы, самой, он и сейчас отсутствует, его нет. Арендаторы могут брать плату за услугу, то есть за построенную инфраструктуру, почищенный берег и так далее, это должно быть четко прописано в отдельном договоре

Владимир Абарбанель: Сразу возникает вопрос – есть услуга и услуга. Рыболов признает услугу, что , вот, ему дали в аренду лодку, его накормили обедом, ему дали ночлег, ему продали или дали в аренду удочку, но когда услуга оказывается "заранее" а потом за нее берут некую плату, "Вот – говорят- дорогу мы вам почистили!". А мы и не просили, мы и так проехали!

Евгений Туголуков: Я здесь согласен абсолютно с рыбаками - брать именно за те услуги, которые принимаются обществом. Новый закон это должен как раз предусмотреть, это вопрос обсуждения закона, то есть, у нас нет в кармане готового закона, но с принципом, о котором говорят рыбаки, я абсолютно согласен! Такого не должно быть, чтобы был шикарный берег, кто-то выиграл каким-то образом участок и просто стал брать деньги, ни в коем случае. Сейчас эти полномочия есть у регионов, и в этом-то и проблема, что нам казалось изначально, что мы можем рассчитывать на разумность поведения чиновников на территории нашей большой страны , что они будут исходить из тех принципов, которые мы закладывали и понимать с нами одинаково, но это не так, значит, нужно усиливать и развивать другой закон. Сегодня "Закон о рыболовстве" – он для предпринимателей, для промышленного лова. Мы думали, что отдельной статьей достаточно будет регулировать любительскую и спортивную рыбалку, но сейчас стало понятно, что это невозможно. Вообще-то тенденция новая в законодательстве – делать специализированные законы. Я на самом деле очень рад, что есть инициатива снизу, и мы можем действительно услышать, как это должно быть. Распределение участков должно происходить при участии общественности, а не только чиновников.

Владимир Абарбанель: Рыболовы в принципе против аренды участков, так будет проще, чем разбираться со всеми этими подробностями – где поставить участок, брать его, возвращать его, они за то, чтобы были все РПУ преобразованы в рыболовные базы и пользовались бы всеми акваториями свободно наравне с гражданами, а уже услуги свои они могут оказывать и на них зарабатывать и платить с них налоги государству

Евгений Туголуков: Мы говорим об одном и том же с рыбаками, понимаем все по-разному, то есть здесь три стороны – то, что закладывал законодатель, как воспринимают чиновники, тем более региональные или муниципальные и как воспринимают рыбаки-любители. По сути, я с Вами абсолютно согласен, нужно брать за инфраструктурную услугу, а не за водные биологические ресурсы. Вот в новом законе надо подумать, как это прописать, чтобы все было прозрачно, четко и однозначно понимаемо.

Владимир Абарбанель: Вот сейчас приближается весенне-летний рыболовный сезон, в связи с этим рыболовы предлагают приостановить действие вот этих поправок к "Закону о рыболовстве", которые вызвали протест – прекратить конкурсы на участки, продажу путевок и проверку наличия путевок у рыболовов, возможно ли это?

Евгений Туголуков: Я думаю, что опять все достаточно сильно интерпретировано в процессе обсуждения. Может быть после того, как мы публично еще раз расскажем свою позицию на парламентских слушаниях, через прессу, станет понятно, что поправки в закон, которые мы внесли, они на самом деле не ухудшили, а улучшили положение рыбаков. Я вам могу привести пример, его еще никто не озвучивал: до 28 декабря 2010 года рыбакам-любителям был разрешен доступ на рыбопромысловые участки, а их всего 30 тысяч, сейчас озвучивается цифра 6,5 тысяч, это там, где спортивное любительское рыболовство, но всего распределено было 30 тысяч, потому что в их число входят рыбопромышленные участки. Так вот, на все 30 тысяч участков можно было заходить с согласия арендатора! Мы это убрали! 24 тысячи участков освободили для свободной ловли. Там идет, допустим, промышленный лов, но они со своей удочкой могут сидеть спокойно, там даже за инфраструктуру с них никто брать не будет. Второе: По-путевке – это по факту, все это уже было, мы ничего не поменяли, мы просто взяли от чиновников, от их возможного, я не говорю, что действующего, а возможного перегиба на местах, или возможного, подчеркиваю, возможного беспредела, забрали… вот это название – путевка – оно существовало, ее выдавали по "Правилам рыболовства" через "Агентство по рыболовству" или чиновники на местах, и вот, чтобы было единообразное понимание, мы это подняли на уровень закона. Рыбаки говорят: "Мы хотим, чтобы деньги, которые мы платим, шли на инфраструктуру и улучшение условий конкретного водоема", так вот через эту путевку как раз и планировалось это сделать, было непонятно, куда шли эти деньги, а сейчас понятно.

Владимир Абарбанель: Рыболовы не верят, что частный арендатор пустит эти деньги на дело и уже есть явные примеры этого…

Евгений Туголуков: С этим надо разбираться!

Владимир Абарбанель: Как можно с ними разобраться, ведь произвола уже очень много

Евгений Туголуков: Произвола много, я согласен, что нужно разбираться с тем, как выдавались участки, кстати, новый закон должен регулировать наличие обязательного существенного процента общедоступных участков, чтобы в аренду сдавалась малая часть и сдавалась именно так, которую сами решат на месте – этот надо сдавать или не надо, или, может быть, отдаленный сдать какой-то, пускай там развивает свою территорию, и те, кто хочет, могут туда проехать – все это должен решить новый закон. В старом, может быть, не так четко и не так много места было уделено этому, и чиновники, конечно, наверное, где-то допустили, вдруг раздав значительно большее количество участков, так с этим надо Генпрокуратуре разобраться, я, кстати, сделал запрос по этому поводу. Но отменять, закон, жить без закона невозможно.

Владимир Абарбанель: Скажите, пожалуйста, вот если будет этот новый закон, будет ли поручено его исполнение Федеральному агентству по рыболовству?

Евгений Туголуков: Мы постараемся, так как закон специализированный, максимум заложить норм прямого действия в самом законе. Конечно, исполнителями будут субъекты Российской федерации, то есть чиновники, и Росрыболовство, они для этого и существуют, но когда нормы прямого действия, то тогда там меньше возможностей для манипулирования дальше.