Письмо Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

Знаю, Вы вскоре будете в Украине. Похоже, со старой миссией – просить (или заставлять?) украинское руководство отказаться от пути на Запад – на сей раз от европейской интеграции. Вы преуспели однажды, не допустив продвижение Украины в НАТО. Но вряд ли у Вас что-то получится в случае с Европейским Союзом. Даже не пытайтесь начинать новую борьбу за Украину – она может оказаться для Вас последней.

Вы – большой профессионал в вопросе сдерживания Украины от движения на Запад. Иногда вам везло, иногда не очень. Вы, пожалуйста, не воспринимайте это в укор себе. Такова доля, видимо, любого хозяина Кремля – завоевывать-менять-сдерживать чужие земли: Москва позволила уйти полякам, финнам, литовцам… Но не может этого даже мысленно допустить в отношении украинского народа.

Владимир Владимирович, ни я лично, ни украинский народ не имеют ничего против России. Вам, видимо, хорошо известно, что более 90% украинцев относятся дружески к Российской Федерации – уверяю, я среди них. Но одно дело: - любовь к российской культуре, к российским друзьям, к России в целом, а другое – неприятие особого российского пути в политике.
В 2003 году вы предложили президенту Украины Леониду Кучме создать вместе Единое экономическое пространство. Ослабленному внутренними скандалами, негласной международной изоляцией Леониду Даниловичу ничего не оставалось, как только согласиться с Вашей инициативой. Президент Украины, уверен, не единожды пожалел о своем решении. Иначе нельзя объяснить ту критику, которая раздавалась в адрес ЕЭП со стороны ключевых украинских министров - и это во времена тотального контроля времен Кучмы!.

В 2008 году усилия российской дипломатии были брошены на то, чтобы не допустить присоединение Украины к Плану действий относительно членства в НАТО. Стоит отдать должное Вашему таланту и напору: тогда у России все получилось. Хотя, признаюсь, методы, которые Вы применяли в переговорах с западными лидерами, выглядели не совсем приемлемыми по отношению к народу, который никогда бы не позволил себе подобного в отношении России. Чего только стоил Ваш пассаж фактически о неполноценности украинского государства на встрече с лидерами стран-членов НАТО на Бухарестском саммите: «На Украине там одна треть вообще этнические русские. Из сорока пяти миллионов человек по официальной переписи семнадцать миллионов русских. Есть регионы, где целиком только русское население проживает, скажем, в Крыму… Украина, вообще, сложное очень государство. Украина в том виде, в котором она сегодня существует, была создана в советское время; она получила территории от Польши - после Второй мировой войны, от Чехословакии, от Румынии - и сейчас еще не все решены приграничные проблемы на Черном море с Румынией. Значит, от России огромные территории получила на востоке и на юге страны... Ну, семнадцать миллионов русских на Украине живет. Кто нам может сказать, что у нас там нет никаких интересов?»

В какой-то степени Ваше беспокойство понятно. Но непонятно, почему вы говорите о том, что Украина у кого-то что-то получила. Почему вы не скажете о том, что на протяжении столетий многомиллионный народ в сердце Европы был лишен своей государственности; о том, что соседние государства кромсали украинские земли по своему усмотрению, в силу своих интересов, лишая этот народ права самому решать, как жить. Ну и, в конце концов, Владимир Владимирович, вы регулярно путаетесь в цифрах: русских, действительно, много в Украине, но никак не семнадцать миллионов – а лишь 17%. Это, конечно, большая цифра, но все же разница ощутимая…

Вы производите впечатление человека слова. Именно поэтому хочу напомнить о том, что вы сказали журналистам стран G8 в 2007 году. Выступая против движения Украины в НАТО, Вы высказывались о возможном вступлении моей страны в ЕС следующим образом: «Мы вообще выступаем за укрепление Европейского Союза и ни разу ничего недоброго не сказали в отношении этого процесса… Украина – это государство с 45-миллионным населением, с большими экономическими и политическими, как мы видим, проблемами. Поэтому, если когда-то до этого дойдет, мы ничего против не имеем». Все сводилось к простой формуле: Россия против Украины в НАТО, но не против Украины в ЕС.

Вам тогда поверили очень многие. И я был готов поверить, но факты, факты, факты… В 2002 году во время визита в Киев министр иностранных дел России Игорь Иванов совершенно четко заявил: вступление в НАТО – суверенное право Украины. В России отлично понимали: кому в НАТО нужна Украина с таким президентом как Кучма? Пришло время – позиция поменялась. Так получается, что российское руководство не имеет ничего против интеграции Украины в западные институции, но лишь до тех пор, пока Киев не оказывается слишком близко к подписанию важных соглашений с НАТО или ЕС. Вы, наверное, слышали фразу известного украинского политика и писателя Владимира Винниченко: русская демократия заканчивается там, где начинается украинский вопрос. Эти словам – уже столетие!

Так происходит и сейчас. Украина близка к подписанию Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, которое, среди прочего, позволит создать зону свободной торговли с ЕС. Это одна из главных ступеней на пути вступления в ЕС. Но вы уже успели выступить против экономической интеграции Украины с ЕС. И, как ожидают в Киеве, через неделю вы приедете отговаривать от евроинтеграции президента Виктора Януковича. Да, наверное, Евросоюз – не идеален. Да, наверное, к Украине там не вполне адекватно относятся. Да, путь в ЕС – путь испытаний, путь сложностей, путь длительный. Но это путь к более развитой демократии, чем в России и Украине сейчас; к лучшей ситуации со свободой слова, чем в Украине и России сейчас; к менее коррумпированному образу жизни, чем в Украине и России сейчас; к более справедливому суду, чем, опять же, у нас и у вас.

Владимир Владимирович, движение Украины к либеральным ценностям – это не движение против России. Представляете себе ситуацию, чтобы в Украине появился лидер, который проводил бы политику в ущерб России? Вы же понимаете, что это невозможно в стране, где более 90% граждан положительно относятся к РФ.

Вы зря выступаете против присоединения Украины к зоне свободной торговли с Евросоюзом. И не нужно было отправлять в Киев вице-премьера Игоря Шувалова, который пытался отговорить от этого Украину. Да и вам не стоило быть столь категоричным на публике и заявлять, что в случае присоединения Украины к зоне свободной торговли с ЕС, Россия будет вынуждена «выстраивать границу». Хотя бы потому, чтобы Путин-2011 не противоречил Путину-2007. Хотя бы потому, чтобы украинцы, доверяющие вам, не видели в вас человека, который выступает за сооружение границ между двумя, как любят выражаться в России, братскими народами.

Вас ждут в Украине. Встретят, как обычно, с радушием. Но, возможно, в последний раз. Вас может не понять украинское руководство, сделавшее за последний год неимоверные уступки России – и в вопросе о внеблоковом статусе, и в вопросе о Черноморском флоте. Вас может не понять украинский народ: ладно, с НАТО у украинцев не сложилось, но в ЕС-то украинцы хотят. Да и зачем, Владимир Владимирович, давать почву вашим оппонентам в очередной раз вспоминать об имперском характере внешней политики России?

С надеждой на понимание,
Сергей Солодкий,
Украина