Геннадий Шляхов: Сочинцы возмущены работой олимпийских чиновников. Жителей Центрального района города, чьи дома и квартиры изымают в целях олимпийского строительства, переселяют в маневренный фонд, предназначенный для временного проживания граждан. А люди хотят равноценное жильё и не потом, а сейчас.
Женщина: «Мы не хотим переезжать в маневренный фонд, потому что у нас дома два инвалида и один из них колясочник».
Мужчина: «Где есть такой закон, чтобы нас выкидывали на улицу»
Геннадий Шляхов: Больше всего сочинцев возмущает то, как относятся к ним олимпийские чиновники, как происходит процесс оценки и изъятия имущества, и что предлагают людям в качестве компенсации.
Галина Новик: «Мою квартиру – у меня 33,5м2 оценили в 440 тысяч. На этой площади прописана я и сын с семьёй – 2-е малолетних деток с женой – 5 человек. И вот нам предлагают вот эти деньги».
Геннадий Шляхов: У Галины Новик квартира в самом центре Сочи на улице Войкова в двухэтажном деревянном доме, построенном в сороковые годы прошлого столетия. У Ирины Бровкиной квартира в соседнем тоже 2-этажном доме той же эпохи. На месте этих строений будет проложен второй железнодорожный путь на участке Сочи в Адлер. Дома снесут, а их жителей выселят в ближайшие дни – собственники жилья получили на руки проекты Соглашения с указанием цены выкупаемой у граждан недвижимости.
Ирина Бровкина: «У меня здесь квартира у сына, я не позволю забрать у ребёнка квартиру. Не позволю. Мы купили эту квартиру ему за 5млн.700тыс. руб., мне оценили в 2,5 миллиона. Как вы думаете, я лягу здесь?! Лягу!».
Геннадий Шляхов: Результаты оценки недвижимости, которую изымают у сочинцев, комментирует Евгений Нейман, вице-президент «Российского общества оценщиков». Он является одним из авторов «Методических Рекомендаций по оценке недвижимости», обязательных к применению независимыми оценщиками в Сочи.
Евгений Нейман: «По поводу объектов по Войкова и многоквартирных домах, которые попали в оценку. Давайте называть вещи своими именами – это бараки, которые фактически перестроены, достроены, изменены. Спекуляция на тему, что якобы идёт занижение результатов, оценщики имеют некий заказ – они не соответствуют действительности. А вот те, которые на первый взгляд кажутся не очень адекватные, как это кажется, результаты оценок являются следствием не урегулированности правоотношений в первую очередь на земельные участки».
Геннадий Шляхов: Объединившись в товарищество собственников жилья, землю в общедолевую собственность, сколько не пытались, граждане оформить не сумели. Вот почему, следуя логике оценщиков, цена изымаемых в центре Сочи квартир столь мала.
Брать деньгами, зная, что на них новой квартиры не купить, переселенцы отказываются. На компенсацию жильём – согласны, правда не в новостройки на границу с Абхазией, куда предложила им переехать Госкорпорация «Олимпстрой». Ничего не предложив взамен, гражданам рекомендовали самим искать подходящие варианты квартир на вторичном рынке недвижимости, пообещав оплатить их покупку. Рассказывает Ирина Бровкина.
Ирина Бровкина: «Когда мы находим квартиры и приходим: люди, почему вы такие дорогие квартиры предлагаете. У вас посмотрите какая оценка, вам оценили жильё всего во столько-то. Всё упирается в ту же оценку. Они нам предоставляют «метр в метр», но метр должен стоить также, как оценены наши квартиры, по таким же мизерным ценам».
Геннадий Шляхов:С позицией чиновников из олимпийского Департамента солидарен вице-губернатор Краснодарского края Александр Саурин. Это следует из его слов, сказанных на встрече с жителями улицы Войкова.
Александр Саурин, вице-губернатор Краснодарского края: «Согласны вы, или не согласны с оценкой – последствия в законе написаны. Действовать будем по закону. Квартиры корпорация должна вам обеспечить. Соответствующие тем ценовым параметрам, которые у вас».
Геннадий Шляхов: Найти соответствующую ценовым параметрам в 400 тысяч рублей квартиру в Сочи при всём желании невозможно. Но, оказывается, делать этого вовсе не обязательно – закон позволяет обеспечить граждан жильём без учёта цены изымаемой и предоставляемой недвижимости, по принципу «метр в метр». Поясняет Евгений Нейман, вице-президент «Российского общества оценщиков», консультант олимпийского Департамента.
Евгений Нейман: «Метр в метр – это видимо один из способов, чтобы в тех случаях, где уже явно эта компенсация и по потребительским свойствам и т.д. невозможна по сути это всегда, которую государство берёт на себя, покупая дороже, предоставляя взамен того, что значительно дешевле. Доплату с вас не берут».
Геннадий Шляхов: Нежелание чиновников из олимпийского Департамента и Госкорпорации «Олимпстрой» решать проблемы переселенцев вынудило жителей домов с улицы Войкова заявить о проведении акций протеста. Только после этого отношение к людям изменилось – по инициативе мэра Сочи он же является главой политсовета местного отделения Единой России: в офисе городского отделения этой партии открылась общественная приёмная. Приём граждан ведут представители Госкорпорации Олимпстрой и Департамента по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр Краснодарского края при участии представителя ЕР и даже правозащитников. «Надо подставить плечо и помочь сочинцам», - говорил один из местных партийных функционеров. «Мы будем разъяснять людям их права при переселении», - объяснял необходимость открытия общественной приёмной чиновник «Олимпстроя». Перелом в отношениях к переселенцам случился в конце марта 2011 года, когда по графику олимпийского строительства до окончания процесса изъятия недвижимости и завершения переселения граждан осталось всего три месяца. А ведь те же проблемы, что и сегодня, возникали и полгода, и год и полтора назад, когда сочинцев только начинали выселять из домов, попадающих в зону строительства олимпийских объектов. Но тогда горожане и мечтать не могли о таком внимании к проблемам переселенцев.