Историк Артем Улунян – о досрочных президентских выборах в Казахстане

Артем Улунян

В Казахстане 3 апреля проходят досрочные президентские выборы. Зарегистрировано 4 кандидата, в том числе и нынешний глава Казахстанского государства Нурсултан Назарбаев, находящийся у власти уже 20 лет.

Назарбаев принял решение провести президентские выборы досрочно после того, как Конституционный совет отклонил принятый парламентом закон о референдуме по вопросу о продлении срока полномочий главы государства до 2020 года. Вскоре после этого был принят специальный закон, наделяющий главу Казахстанского государства правом назначать досрочные выборы. Этим законом Назарбаев и воспользовался.

Рассказывает ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории, руководитель Центра балканских, кавказских и центральноазиатских исследований Артем Улунян.

– Как вы считаете, почему Нурсултан Назарбаев инициировал проведение именно досрочных выборов президента в Казахстане?


– Наверное, надо иметь в виду то, что выборы по закону должны были бы проходить на следующий год. Но фактически это могло бы, наверное, повлиять на Конституцию. Известно, что есть определенные законодательные всевозможные ограничения по этому поводу. Я считаю, что на данный момент после очередного избрания его президентом, есть возможность изменения Основного закона или, скажем так, введения туда определенных специальных статей, оговариваемых заранее исключительно в интересах, я повторю, Нурсултана Назарбаева.

Речь идет о том, чтобы изменить сроки пребывания у власти. Это первое. Второе – такое было уже неоднократно в странах СНГ, когда после изменения Конституции заново отсчитывается срок президентского правления. И, мне кажется, есть еще один немаловажный момент. Вопрос о конституционной реформе давно обсуждается в Казахстане. Вероятнее всего, будет оговорена особая роль Нурсултана Назарбаева. Может быть, и не в Основном законе, но в каком-то специальном решении меджлиса и сената.

– Довольно часто высказывается мнение о том, что Нурсултан Назарбаев сейчас должен задуматься о своем преемнике на посту президента Казахстана. Ведь ему уже за 70. Как вы считаете, можно ли ожидать, что в обозримом будущем такой преемник появится, к примеру, в течение следующего президентского срока Назарбаева, – если тот, конечно, победит?

– Никто, наверное, не ставит под сомнение, что Назарбаев победит. А вот что касается первого вопроса, – надо иметь в виду, что существует очень небольшое количество возможных сценариев, которые так или иначе будут реализовываться Назарбаевым. Возможно, он будет выбирать одного преемника. Этим преемником может быть человек, которого он хорошо знает, кто с ним давно работает, или человек, который близок ему в семейно-родственно-кровном отношении. Последнее маловероятно, но такое тоже не исключается.
На данный момент нельзя сказать о наличии в Казахстане крупных политических деятелей, способных составить конкуренцию Назарбаеву


Второй вариант, который так или иначе связан с вопросом о преемничестве, – непосредственно реформа политической системы в Казахстане. Она так или иначе позволит найти того лидера, которому, во-первых, будет доверять лично Назарбаев, а, во-вторых, который будет пользоваться поддержкой всего населения страны, так как даже назначение руководителем Казахстана того или иного человека – это еще не гарантия популярности данного человека. Пройдет несколько лет, и можно будет сказать о том, что насколько он популярен или нет. Поэтому здесь Нурсултан Назарбаев не должен ошибиться. Вот, пожалуй, два основных направления.

– Но вы, как и практически все наблюдатели, говорите о том, что победа Нурсултана Назарбаева на предстоящих выборах предрешена. Означает ли это, что оппозиция не способна составить ему какую-то конкуренцию, даже если бы выборы проводились абсолютно честно?


– Здесь вопрос даже не в честности проведения выборов. Случилось то, что происходит на постсоветском пространстве во многих странах, и Казахстан здесь не исключение. Находящийся у власти долгое время руководитель, глава того или иного, можно сказать, клана, расчищает политическое поле до такой степени, что жизнь в оппозиции еле теплится – или такой оппозиции вообще нет. На данный момент нельзя сказать о наличии в Казахстане крупных политических деятелей, способных составить конкуренцию Назарбаеву. Не надо забывать еще один очень немаловажный аспект, который является частью официальной пропаганды, – Назарбаев создал очень стабильную систему. Под словом "стабильность" можно подразумевать: а) кризисов действительно не существует, б) отсутствуют какие-либо серьезные внутриполитические конфликты, которые присущи нормальной политической системе. Поэтому говорить о том, что существует серьезная, сильная оппозиция, пока не приходится – в отличие, скажем, от соседнего того же Кыргызстана.

– Несколько месяцев назад Нурсултан Назарбаев отказался от проведения всенародного референдума, который был ему предложен, и инициировал именно досрочные президентские выборы. Этот отказ от референдума приветствовался странами Запада. Как вы считаете, как они отнесутся к нынешним президентским выборам?

– Вообще, то, что было сделано Назарбаевым, имеет под собой определенную почву. Надо сказать, что сценарий построен очень грамотно. В случае проведения подобного референдума, Казахстан автоматически попадал бы в представлениях евроатлантического сообщества в разряд государств, где проведение референдума означает только одно – установление пожизненной диктатуры. А проведение выборов – это совсем другое. Именно на это рассчитывает Нурсултан Назарбаев, демонстрируя тем самым право людей, как он считает, выбирать, и право тех, кто находится за пределом Казахстана, принимать этот выбор. Так что отказ от референдума для человека, который не боится выборов, – а это реальность, – в общем-то, ни о чем не говорит. Единственное, что можно сказать, – нынешние выборы можно считать референдумом.

Этот и другие материалы читайте на странице информационной программы "Время Свободы"