Глава Серпуховского района Александр Шестун - о нравах прокуроров

Глава Серпуховского района Московской области Александр Шестун

Несмотря на решение суда, прокуратура вновь помешала открыть уголовное дело против Ивана Назарова – предполагаемого организатора незаконного игорного бизнеса в Подмосковье. На этот раз речь идет о жалобе Александра Шестуна, у которого Назаров от имени подмосковных прокуроров якобы вымогал 2 миллиона долларов. Именно после жалобы Шестуна в деле появилось имя Артема Чайки, сына генерального прокурора РФ.

"Дело Шестуна", наряду с расследованием деятельности незаконных игорных заведений в Подмосковье – ещё одно дело, в котором так или иначе оказались замешаны бизнесмен Иван Назаров и несколько высокопоставленных сотрудников подмосковной прокуратуры. Глава Серпуховского района Александр Шестун, в недавнем прошлом – крупный по районным меркам бизнесмен, получил широкую известность в конце 2009 года: Шестун записал и разместил на сервисе YouTube два видеоролика с обращением к президенту РФ Дмитрию Медведеву. В выступлении Александр Шестун рассказал о том, как подмосковные прокуроры вымогали у него взятки. В частности, речь шла о бывшем прокуроре Серпуховского района Сергее Абросимове, который за "общее покровительство" и прекращение уголовного дела о непреднамеренном банкротстве серпуховского МУП "Энергосервис" якобы взял у Александра Шестуна почти 7 миллионов рублей. Также были названы имена, о которых идет речь в нынешнем уголовном деле - то возобновляющемся, то закрывающемся.

В интервью Радио Свобода Александр Шестун рассказал о том, как летом 2009 года у него вымогали два миллиона долларов и должности в подконтрольном администрации района МУП "Серпуховские недра". Шестун уверен:

– Сначала прокуратура формально выполнила решение суда: дело по моей жалобе вновь открыли. И едва ли не в тот же день опять закрыли, наплевав на суд. Оказывается, дела можно закрывать таким образом, невзирая на судебные решения.

– Кто те люди, которых ваши оппоненты хотели поставить во главе муниципального предприятия "Серпуховские недра"?

– Ко мне пришли люди - по их словам, от бизнесмена Ивана Назарова и начальника управления прокуратуры Московской области Дмитрия Урумова. По требованию, как они подчеркнули, первого заместителя прокурора Московской области Александра Игнатенко, которого они называли "папой".

– Что за предприятие "Серпуховские недра"?

- Два муниципальных песчаных карьера и гравийное месторождение. Песка и гравия там на сумму около 700 миллионов рублей. Район пересекает река Ока, песок очень качественный – хорош, в частности, для бетона. Гравий - разный, в том числе и твердопородный. В округе таких месторождений нет... А в суде один из свидетелей упомянул о том, что намечается строительство ЦКАД - Центральная кольцевая дорога, подмосковный МКАД. Песок и гравий становятся особо ликвидным товаром, к тому же расположенным под боком у строительства: за двести километров доставлять его нерентабельно…

Итак, те люди, которые ко мне пришли - Кульгаев и Дворовой – претендовали на должности директора и зам. директора "Серпуховских недр". Они из разных городов России, но объединяет их одно: работа на ОАО "Тыретский солерудник" (четвертое по объему месторождение соли в России. – РС). Владелец - с недавних пор - иркутское ООО "Солидарность", по сообщениям СМИ, аффилированное с Артемом Чайкой, сыном генерального прокурора России.

- Однако, например, ко мне не приходят и не требуют два миллиона долларов. На вас что-то есть? Или просто по принципу "дай миллион, дай миллион"?

- И то, и другое. Я говорил Назарову и Урумову: "Ребята, вы что-то попутали в этой жизни. Вам тридцати нет, вы, извините за выражение, молокососы. Как вы можете приходить ко мне и говорить это?" В 90-х годах, когда предприниматели начали подавать декларации, у меня были самые большие налоговые выплаты в районе. В инспекции мне говорили: "Может, поменьше напишешь, а то как-то нескромно твои доходы выглядят?" Я пережил всё, что можно, с конца 80-х – начала 90-х, будучи предпринимателем и президентом серпуховского Союза промышленников и предпринимателей. Я говорил им: "Спросите у серпуховских бандитов или милиционеров – Шестун платит или нет? Есть ли смысл у Шестуна вымогать деньги? Вы мне ещё утюг положите на живот. Что это вам, начало девяностых?"

Урумов и Назаров говорят: "Понимаешь, мы поставлены наблюдать за законом. Ты глава района, в прошлом предприниматель, у тебя имущества много, так что, в принципе, эти деньги ты можешь отдать". Я говорю: "В принципе - конечно, мог бы отдать. Но за что вдруг? И почему столько?"

- А почему, кстати?

- А кто знает. Когда мы встречались с Иваном Назаровым на Симферопольском шоссе, он дал мне записку: "два миллиона долларов плюс директор МУПа". Я чуть в обморок не упал: "Два миллиона?" - "Да". - "Долларов?" - "Да". - "Вы с ума, что ли, сошли?" - "Ну двушка, Саня". Назаров порвал эту записку, выбросил, я потом приехал, обрывки собрал. Экспертиза, кстати, до сих пор не проведена: неизвестно чей это почерк. Назаров говорил: "Мне велели тебе передать, я передал". Неоднократно в разговоре упоминал прокуроров Урумова и Игнатенко.

– Давно ли вы знакомы с Назаровым и Урумовым?

- Около двух лет до того общался с Урумовым. Он мне и представил Назарова - сказал, что тот вкладывает деньги в рестораны, казино. Я сказал: "Игорный бизнес неприемлем", хотя тогда было еще можно. "А вот рестораны, гостиницы, бани и прочая инфраструктура - с удовольствием. Мы туризм развиваем, инвесторов приветствуем". Туризм не так высоко рентабелен, инвесторов надо завлекать, льготы предоставлять... Конечно, я обрадовался. Выделили Назарову земельный участок. Но, как оказалось, стремление войти со мной в контакт поближе - всего лишь повод для того, чтобы выяснить, что именно с меня можно взять.

– На чем брали-то? Не на добрых ли отношениях с отдельными серпуховскими авторитетами?

– Это каких добрых?

– Леонид Никитинский, "Новая газета", май 2010 года: "Сергей Романов (Граф) рассказал мне, что на выборах Шестуна поддержала "братва". Может, и так".

– Не так. Этот самый Граф написал на меня заявление, по которому против меня было возбуждено уголовное дело - позже закрытое за отсутствием события преступления. Можно ли верить этому человеку? У него в распоряжении 370 га земли в охранной зоне Приокско-Террасного биосферного заповедника, единственного в Московской области. Он хочет эти 370 га застроить всеми правдами и неправдами, мы этому препятствуем. Это во-первых.

Во-вторых, все знают, что Шестун, будучи президентом серпуховского Союза промышленников и предпринимателей, учил бизнесменов - открыто, через СМИ: "Не надо платить никакой крыше. Ни милицейской, ни бандитской. Вы только увеличиваете опасность для себя, заплатив деньги. Сколько бы вы ни платили, у человека, который берет деньги, всегда возникает соблазн эту цифру увеличить. Они вам начнут устраивать так называемые постановки: на вас показательно наезжают, они показательно зачищают - и требуют повысить свое жалованье".

А вымогать у меня деньги Назаров и Урумов начали после того, как их усилиями прокурором Серпухова стал Олег Базылян. Тон сразу сменился с дружеского на повелительный, а вся районная прокуратура начала в режиме нон-стоп работать на то, чтобы отыскать компромат на меня. Нашли - якобы предумышленное банкротство МУП "Энергосервис" и триста метров канализационной трубы, переданной в другое предприятие ЖКХ. При том, что с жилкоммунхозом у нас - как везде, и банкротства повсюду, самые обычные, без умысла. А труба как была муниципальной, так и осталась. И на руках у меня, ко всему прочему – решения судов, которые говорят: "Предумышленного банкротства не было". Чего вам ещё? Нет же, и эти вымогали, и бывший серпуховской прокурор Абросимов – к тому времени начальник отдела по оперативно-разыскной деятельности прокуратуры по Южному федеральному округу. Обещал помочь за меньшие деньги.

У меня были выборы, поэтому на меня давили: "Сейчас тебя грязью обкидают, даже если на тебе ничего нету - выборы пройдут, никому ничего не докажешь".

– При передаче денег Cергея Абросимова задержали сотрудники ФСБ; позже в 2010 году он был осужден на восемь лет. А через несколько дней после ареста Абросимова взяли вашего заместителя, Елену Базанову: взятка должностному лицу, до сих пор под судом. На чем ее взяли?

– По заявлению человека с паспортом на имя Юсупа Каримова. Его в суде спрашивают: "У вас паспорт фальшивый?" "Да", - отвечает Каримов, - паспорт фальшивый. Я его на базаре купил". А судья это нормально так слушает (по сведениям СМИ, "Каримов" – старший оперуполномоченный Оперативно-розыскного бюро № 3 Департамента экономической безопасности МВД, ведший сразу несколько разработок подобного рода. – РС). Так вот, мы выяснили, что этот Каримов, он же Гальяров, он же Борис Калимулин погубил своими заявлениями очень многих людей. В том числе - Веру Трифонову. Мало того, суд закрыл процесс по делу Базановой, что незаконно: в деле нет ни несовершеннолетних, ни государственных тайн.

– О "деле Шестуна" пресса писала ещё полтора года назад – без особого, впрочем, результата. Как вы думаете, почему сейчас оно вышло на федеральный уровень?

– В своих обращениях к президенту я назвал имена бизнесмена Назарова и прокуроров Урумова, Игнатенко и Абросимова. И рассказал о вымогательстве. Так вот, это дело тогда передали тому же следователю СКП ЦФО Мартынову, который вёл расследование против меня - то самое, по заявлению Графа. В одном деле я подозреваемый, в другом - потерпевший, а ведет его один следователь; вы себе можете представить такое? У меня огромное количество аудио- и видеозаписей на это, назовем это так, сообщество, один из видов деятельности которого - крышевание незаконного игорного бизнеса. А ведь ещё есть мусорные полигоны, те же карьеры, землеотвод и прочее, и прочее, и прочее.

Все эти материалы я отдал в ФСБ, давал по ним пояснения. Дальше - моё умозаключение, только моё: ФСБ ничем не делится. Но я писал им много записок, расшифровок, рисовал схемы, и, судя по всему, они наконец-то свели все воедино. Думаю, что инициаторы того, что происходит сейчас - ФСБ, не Следственный комитет.

– А выглядит всё так, как будто с вашей помощью ведомство Александра Бастрыкина ударило по ведомству Юрия Чайки.

- Не согласен. Мною, скорее, ударила ФСБ. У меня с СК свои счеты - и Мартынов, и другие личности, которые незаконно возбуждали в отношение меня дела…

– Вы не просто бизнесмен - вы глава района, власть. Неужели за вас некому заступиться?

– А вы спросите у глав подмосковных районов, только без микрофона, как дела у них. И посмотрите на то, какие коттеджи у районных силовиков. Какие машины. Одежда какая.

Когда арестовывали моего заместителя Елену Базанову, я приехал к нашей районной администрации - в шоке был: сто пятьдесят человек - ОРБ-3 ДЭБ МВД и спецподразделение "Рысь" по борьбе с терроризмом. Влетели, сломали двери, всех наших женщин запугали... Так вот, я своими глазами увидел, что такое третье оперативно-розыскное бюро. Семь "порше кайеннов", самая дешевая комплектация - сто сорок тысяч долларов США. "Лексусы". "Мерседесы"-ML - каждая больше, чем по сотне тысяч. О простецких лэндкрузерах не говорю.

Я потом разговариваю с одним из этого ОРБ, спрашиваю: "Слушай, ты, мерзавец, откуда у тебя на руке часы за сто тысяч долларов? Откуда итальянские ботинки за две тысячи долларов?" Я в состоянии отличить одно от другого… Он мне: "Александр Вячеславович, так и у вас машина, и у вас обувь". Я ему: "Дружок, мне сорок шесть лет, а тебе двадцать шесть. Я в бизнесе прошел большой путь. Откуда у тебя такие деньги, мерзавец? Снять бы этот ботинок да по роже тебе им дать!"

Вы спросите меня, кто борется с коррупцией? Я отвечу: третье ОРБ на "поршах-кайеннах". Как говорится, ноу комментс.

***
Александр Шестун, безусловно, является лицом, заинтересованным в исходе повторного судебного рассмотрения жалобы на действия прокуратуры (Серпуховский суд, 12 апреля). Однако его слова вполне можно признать свидетельством того, что Александр Бастрыкин и Юрий Чайка пока не вполне прислушались к призывам Дмитрия Медведева ко взаимной корректности в разбирательствах по незаконному игорному бизнесу в Подмосковье.