Инновация "Войны"

Олег Воротников, лидер группы "Война"

Группа "Война" за свою летную акцию "Член в плену у ФСБ" на Литейном мосту получила главную премию конкурса современного искусства "Инновация". Активисты "Войны" уже заявили, что передадут 400 тысяч рублей на нужды политзаключенных, российское Министерство культуры – что не поддерживает решение жюри премии, но и не будет его оспаривать, а Всемирный русский народный собор – что это награждение является "омерзительным фактом". Второй вызывающий жест жюри – награждение новосибирского художника Артема Лоскутова, автора народного перформанса "Монстрация".

У премии современного искусства "Инновация" семь номинаций, главная – "Произведение визуального искусства". Этим произведением была признана акция группы "Война", проведенная на Литейном мосту в Петербурге в ночь на 14 июля, в день рождения Че Гевары. В течении 23 минут девять человек нарисовали флуоресцентной краской 65-метровый фаллос, который при разведении моста оказался напротив здания ФСБ. Акция "Член в плену у ФСБ" фиксировалась на видео и затем была выложена в интернет. Участники группы "Война" Леонид Николаев и Олег Воротников находились в заключении за другую акцию, "Дворцовый переворот", а за участие в "Марше несогласных" 31 марта в Петербурге активисты "Войны" были задержаны.

Группу "Война" пытались снять с конкурса "Инновация". В начале церемонии директор ГЦСИ Михаил Миндлин сказал, что премия не является государственной, она создана при поддержке Минкульта, а в списках спонсоров – частный бизнес. Оргкомитет премии принял решение оставить работу в конкурсе. Объявлять лауреатов вышли всем составом жюри. Искусствовед Андрей Ерофеев, судимый в недавнем прошлом за организацию выставки "Запретное искусство", один из лучших российских специалистов в области современного искусства, считает победу группы "Война" более важной для художественного сообщества, чем для самой группы:
Эта вещь вполне состоятельна как художественное произведение, а не только как акт общественного протеста. Граффитизм по своей натуре протестен. Это эмблема стрит-арта

– Все-таки члены оргкомитета, люди, которые представляют институции – Зураб Церетели, Пиотровский, Эрмитаж, не эксперты, не жюри, а крупные фигуры нашей культурной политики, – они вдруг высказались за то, чтобы не вмешиваться в решение экспертного совета и не менять номинантов. Причем шесть членов жюри из семи написали письмо, что они, даже если оргкомитет что-либо поменяет, с этим считаться не будут и все равно будут исходить из первоначальных и окончательных для них списков. Уже в самом голосовании люди сначала чувствовали крайнюю неловкость названия, смысла этой работы, странного награждения вещи, которая направлена против власти. А с другой стороны, в какой-то момент при обсуждении разных смыслов этой инсталляции члены жюри договариваются до того, что это не политическое произведение, оно связано не с властью, а с гражданским обществом, это социальное произведение, и одновременно – интересное продолжение стрит-арта и граффитизма, соединение с интернет-артом. Вообще очень любопытна конструкция анонимной работы, которая комментируется авторами только в интернете. Эта вещь вполне состоятельна как художественное произведение, а не только как акт общественного протеста. Граффитизм по своей натуре протестен. Это эмблема стрит-арта.

Член жюри премии "Инновация" Андрей Ерофеев также считает деятельность Артема Лоскутова, автора знаменитых новосибирских "монстраций" под абсурдными лозунгами, продолжением традиции европейского перформенса. А сам Артем Лоскутов готовится к следующей акции:

– 15 апреля идем подавать уведомление в мэрию города Новосибирска о "Монстрации-2011".

– Под какими лозунгами будете выступать?

– Какие люди принесут, под такими и пойдем. Это же всегда возможность участникам монстрации, монстрантам высказаться и выйти под своими собственными лозунгами. Тем она и интересна – неизвестно, что произойдет.
Администрация пока не выработала свое представление о том, как надо направлять и организовывать культурную политику


– А вы лично уже подготовили свой лозунг?

– Пока нет. Это обычно происходит в последнюю ночь, когда раскатывается ткань на полу квартиры и приклеиваются буквы.

– Ждете ли вы каких-то параллельных акций со стороны органов правопорядка?

– Они происходят. У меня суды будут идти. Я сейчас под подпиской о невыезде. Просил следователя, ходатайство заявлял, чтобы меня отпустили съездить в Москву. Отпустили. Отпустили, правда, до 29 марта, я немножко задержался, – рассказал Артем Лоскутов.

Художественный руководитель Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов подводит итоги конкурса "Инновация":

– Мне почти все понравилось. Правда, пышность церемонии меня всегда раздражает. Я думаю, эти деньги можно было бы потратить на премии художникам и на помощь художникам, а не на ублажение селебретис, бомонда и администрации. Все достаточно корректно, справедливо, адекватно той ситуации, в которой живем.

– Не опасаетесь упреков в политизации? Все-таки Лоскутов и "Война" в одном списке.

– Не опасаюсь, я предполагаю упреки. Но эти упреки к кому – ко мне? Не принимаю. А упреки к нынешнему обществу – общество еще не сформировано, оно не существует. Упреки к администрации и к неадекватной культурной стратегии, – наверное, они справедливы. СМИ падки на сенсации, на приключения. Администрация пока не выработала свое представление о том, как надо направлять и организовывать культурную политику, – считает Леонид Бажанов.

Группа "Война" на церемонию Инновации не явилась, но прислала телеграмму: "Привет! А что, менты дали работу на выставку?". Легко представить, что в пафосной обстановке церемонии и самого центра "Гараж" активисты "Войны" обнаружили бы много смешного, а охранникам достались бы некоторые хлопоты.