Авторитетный полицейский

Российские реалии могут сделать милицейскую реформу абсурдной

Переаттестация сотрудников МВД может привести к тому, что в российской полиции не останется честных и профессиональных кадров. Такое заявление сделал в интервью РС глава столичного профсоюза милиционеров Михаил Пашкин.

По его словам, милицейское начальство берет за успешную переаттестацию взятки и у тех, кто не хочет платить есть лишь один выбор – увольнение из органов внутренних дел. В МВД эту информацию опровергают. Часть экспертов считает, что несмотря на коррупционную составляющую, переаттестация все-таки принесет больше пользы, чем вреда.

Переаттестация рядовых сотрудников милиции в российских регионах еще не началась, говорят в руководстве МВД, опровергая сообщения о взятках. Представители профсоюзов утверждают, что начальники вымогают у своих подчиненных деньги за сохранение должностей заранее. Сумма, которую якобы надо заплатить, чтобы стать полицейским, зависит от ранга милиционера и составляет от 15 до 20 тысяч рублей.

Подобные цифры называют не только в профсоюзе сотрудников милиции, но и в комитете Государственной думы по безопасности. Его члены предлагали обсудить проблему на круглом столе с участием руководства МВД, но совет Думы это предложение отклонил. Случай беспрецедентный, говорит глава комитета Геннадий Гудков, учитывая, что предложение о проведении круглого стола поддержали все члены комитета, включая представителей "Единой России".

Вот что рассказал в интервью Радио Свобода о процессе переаттестации милиционеров председатель Координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин:

- Среди рядовых уже в ряде подразделений прошла переаттестация, по крайней мере, не Москвы, а области, когда сотрудники за один день практически стали полицейскими, и никаких проблем. Это при нормальных начальниках, скажем так. А там, где начальники хотят избавиться от нормальных сотрудников, от тех, которые не соответствуют критериям начальника, то есть имеют собственное мнение, желают работать четко по закону, 40 часов в неделю или же не совершать каких-то незаконных действий, то к таким начальники начинают придираться, объявлять взыскание за мелкие нарушения - например, опоздал на 5-10 минут, вот тебе взыскание.

Неважно даже, вымогается ли при этом взятка. Результат один: из милиции уходят лучшие кадры, что делает начатую президентом Дмитрием Медведевым реформу абсурдной.

- Милиция, полиция - это не армия, - продолжает Пашкин. - Чтобы раскрыть преступление, нужно обладать талантом. Каждый сотрудник розыска или тот же участковый должны обладать образным мышлением, которое подсказывает, где преступники могут находиться, что они делают, как их поймать. То есть сотрудник должен постоянно принимать нестандартные решения, которые нигде не прописаны, ни в каких документах. Невозможно описать, как раскрыть преступление, например. И вот такие люди не держатся в системе, потому что начальник, допустим, увидел такого одаренного человека, подумает: ага, либо он на мое место будет метить, либо язык у него слишком длинный. Зачем мне такой нужен? Лучше я оставлю вот этого, который дебил и который слушается меня, открыв рот.

О том, что за сохранение должностей в новой структуре МВД надо давать взятки, наслышан и бывший начальник ГУВД Москвы Аркадий Мурашов, однако он считает, что, несмотря на это, переаттестация милиционеров может дать положительный эффект:

- Мне лично известно, что на более высоком, генеральском уровне люди, которые чувствовали себя очень уверенно (не знаю, давали они взятки или нет, но уж точно не сомневались в том, что они будут переаттестованы) - и, в общем-то, есть случаи, когда их не переаттестовывали. Все-таки даже такая переаттестация лучше, чем никакая. Думаю, везде будет по-разному – и сведение счетов, и реальная чистка. Я думаю, что это в значительной степени зависит от начальства.

В пресс-службе МВД информацию о взятках при переаттестации милиционеров Радио Свобода комментировать отказались. Претензии к непрозрачности этого процесса ранее высказывали и представители российских неправительственных организаций, однако МВД отказалось включать их в состав аттестационных комиссий.

Лидер профсоюза московских милиционеров Михаил Пашкин рассказывает, как обычно выглядит решающий момент в судьбе рядового сотрудника органов внутренних дел:

- В этих комиссиях заседают начальники, и они принимают решение, оставить сотрудника на работе или нет. Аттестация составляется по представлению кадровой службы, где на человека пишут, как он работает, какие у него моральные качества и так далее. Вот он выходит перед этой комиссией, они читают составленную аттестацию. Если все нормально - он остается, если нет - спрашивают его, какие, мол, возражения и так далее. Теоретически результаты переаттестации можно опротестовать, но только суды почему-то в большинстве случаев встают на сторону руководителей. Вот такая у нас система.

У процесса переаттестации милиционеров может быть еще один "побочный эффект". Как считает глава президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, не прошедшие ее сотрудники могут пополнить ряды криминальных структур. К 2012-му году личный состав полиции предполагается сократить на 22 процента, то есть более чем на 200 тысяч человек.