День Грузии в Страсбурге

ПАСЕ "политику пустого стула" обнаружила не у Грузии, а у России

На сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в Страсбурге снова прозвучала тема российско-грузинского конфликта. Это произошло в ходе обсуждения доклада о выполнении обязательств Грузии перед Советом Европы, когда российская делегация стала остро реагировать на термины "война" и "оккупация", использованные в докладе.

Грузия, как и Россия, находится под мониторингом Совета Европы, и албанский парламентарий Кастриот Ислами, готовивший доклад для ПАСЕ, по мнению многих, изучил перемены, происходящие в Грузии, достаточно глубоко. Эти перемены вызвали у него явную симпатию, на что в кулуарах жаловались представители российской делегации - по их мнению, доклад получился слишком хвалебным. Однако многие западные парламентарии сочли документ вполне взвешенным - например, глава делегации Швеции в Ассамблее Мариэтта де Прубо-Лундин описала успехи Грузии, а заодно упомянула, в каких обстоятельствах эти успехи были достигнуты.

- Этот доклад показывает, что Грузия достигла значительного прогресса в нескольких областях, и прогресс этот был достигнут, несмотря на то, что две части этой страны оккупированы. Число вынужденных переселенцев, как после конфликтов начала 90-х, так и в результате российского вторжения в Грузию в 2008-м году, достигло двух с половиной тысяч. Как и описано в докладе, Грузия серьезно улучшила работу своих полицейских сил, а преступления, связанные с коррупцией, стали происходить гораздо реже. В частности, по сведениям организации "Транспаренси Интернэшнл", Грузия в этой сфере выглядит гораздо лучше своих соседей. В течение 2010 года в Грузии снижение уровня коррупции было самым быстрым в мире.

Российские парламентарии моментально выразили протест против слов "оккупация" и "вторжение" - по словам руководителя российской делегации Константина Косачева, все было как раз наоборот. Косачев, возглавляющий Комитет Государственной Думы по международным делам, заявил, что несколько раз за последние годы ездил в Абхазию и Южную Осетию, и видел, что по отношению к Грузии настроения в этих регионах не изменились.

- В Южной Осетии и в Абхазии антигрузинские настроения очень сильны. Это вызывает беспокойство, но происходит это потому, что был август 2008 года, и я хотел бы еще раз напомнить всем, что произошел этот конфликт по указу президента Грузии, который отдал приказ своим вооруженным силам провести боевую операцию по восстановлению конституционного порядка. И когда мы все здесь возмущаемся тем, что происходит в той же Ливии, мы должны понимать, что в 2008 году господин Саакашвили попытался сделать примерно то же самое в отношении собственного народа. И то, как действовала Россия, во многом соответствовало тому, как действует сейчас международное сообщество, реагируя на ситуацию в Ливии.

Другой член российской делегации, Леонид Слуцкий, пошел еще дальше - он сказал, что именно грузинская сторона не хочет налаживать отношения, свидетельством чему является нежелание парламентариев из Грузии садиться за общий стол на заседаниях, организуемых Советом Европы для ликвидации последствий российско-грузинского конфликта.

- Именно мы, парламентарии, как представители избравших нас народов, должны найти в сфере парламентской дипломатии точки соприкосновения. Этого ждут народы наших стран, и это необходимо для налаживания гуманитарной ситуации в регионе. К сожалению, после двух заседаний этой специальной комиссии грузинская делегация отказалась принимать участие в ее работе. После этого грузинская делегация отказалась участвовать и в заседании комиссии по мониторингу 17 января, где обсуждалось весьма чувствительное для наших стран досье. Это вызывает сожаление. Политика пустого стула никогда еще не была конструктивной.

Однако Леониду Слуцкому несколько членов ПАСЕ сразу же напомнили, что пустой стул на высшем уровне наблюдается именно с российской стороны, так как и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин неоднократно заявляли - нынешнее грузинское руководство для них стороной переговоров не является. Между тем грузинские парламентарии, выступавшие на сессии, совершенно очевидно не опасаются того, что дома им могут устроить серьезные неприятности - во всяком случае, лидер оппозиции в парламенте Грузии Гиви Таргамадзе говорил в Страсбурге о том, что Тбилиси должен строить демократию, не ссылаясь все время на опасность нападения России.

- Я слышу от многих, что Грузии постоянно грозит опасность возвращения в так называемую сферу влияния России, и что это сведет на нет все демократические планы, поскольку российские танки расположены сейчас всего лишь в 35 километрах от Тбилиси. Конечно, очень опасно находиться в такой близости от российской бронетехники, но не менее опасно создавать такую политическую систему, которая будет сходной с той, что есть сейчас в России. Мы уверены в том, что демократическое будущее должно быть и у России, и у Грузии. Напоследок хочу сказать, что Грузия не может позволить себе роскошь вечно считаться молодой демократией. Она или станет зрелой демократией, в которой смена власти через свободные и справедливые выборы будет нормой, или она превратится в полу-авторитарное государство, постоянно живущее в ожидании новой революции.

В результате Парламентская Ассамблея Совета Европы, похвалив Грузию за прогресс в борьбе с коррупцией и указав ей на необходимость и дальше развивать политическую систему, подтвердила в своей резолюции, что по-прежнему считает события 2008 года российско-грузинской войной и полагает, что Россия оккупировала часть территории соседней страны. В нынешней Европе, которая в лице Евросоюза и НАТО полностью восстановила отношения с Москвой за два с половиной года после российско-грузинского конфликта, такая позиция выглядит скорее редкостью.