«Русский трофей». Полевой термос как Триумфальная колонна

Александр Флоренский: «Я не вполне согласен, что военные музеи такие уж ужасные. На самом деле, мне они страшно нравятся своей смесью красоты и идиотизма»

В Москве в Государственном Центре современного искусства открыта выставка петербургских художников, основателей движения «Митьки» Ольги и Александра Флоренских. Выставка называется «Русский трофей», представляет собою изящную пародию на военные музеи и высмеивает «образ врага».


Если кто-то не любит военные музеи и считает их экспозиции чрезмерно агрессивными, такому человеку в психотерапевтических целях стоит посетить выставку «Русский трофей». Говорит Александр Флоренский: «Я не вполне согласен, что военные музеи такие уж ужасные. На самом деле, мне они страшно нравятся своей смесью красоты и идиотизма. И вообще, вся военная деятельность, она двояковыпуклая: с одной стороны — чудовищный маразм, перемешанный с глупостью и напыщенностью; с другой стороны - лучшие умы человечества разрабатывают удивительные приборы, приспособления, какие-то шлемы, парашюты, превосходные аэропланы и ракеты, для того чтобы одна горстка каких-то безумцев убивала кучу других каких-то несчастных. Вот как с этим бороться?»


Пять лет Александр и Ольга Флоренские собирали макеты подводных лодок и самолетов, пулеметов и торпед из подручного, точнее, подножного материала. Экспонаты представляет Ольга Флоренская: «Это пистолеты, мелкое оружие в этом нашем военном музее. Наверху — одиннадцатизарядный пистолет, сделан он из каких-то неведомых деталей, не имеющих к войне никакого отношения. Как, собственно, практически все оружие, представленное здесь. Вот револьвер типа "наган", у него есть крючок спусковой — сделан он из крючка дверного».


— Знаете, мне еще очень нравится Триумфальная арка и Триумфальная колонна. Расскажите, пожалуйста, об их происхождении.
— Триумфальная колонна сделана из совершенно разнородных предметов. Ее низ — основа полевого термоса, такого здорового, немецкого, в котором кашу носили солдатам. А само тело колонны — это деревянная занавеска, сворачивающаяся, видимо, от какого-то магазина, найденная на чердаке нашей мастерской. Вот в свернутом виде она и стала колонной с такими канелюрами, вертикальными. Все остальное — это тазики для варки варенья, латунные, формы для куличей. И двуглавый орел, который был найден с большим трудом, потому что такого размера орла найти оказалось крайне сложно. Но вот попался нам на блошином рынке в Питере.


А еще на выставке есть флаги основных неприятельских войск и стран, среди которых и два вида внутреннего неприятеля — русский и советский. А также прекрасные батальные полотна. Рассказывает Александр Флоренский: «Вызывает удивление публики рассказ о том, что картина под названием "Опыты по использованию в Военно-морском флоте России воздушных змеев в 1902 году" — это чистая правда. Потому что всякому понятно, что то выдумали хитроумные художники. Ан нет, такая картинка была нами найдена в журнале "Нива". И даже телеграфная торпеда системы Кастовича или что-то в этом роде, какие-то странные манипуляции с воздушными шарами — это тоже все чистая правда. Жульнической является картина про последний бой какого-то немецкого аса и русского подполковника, она скомпилирована из нескольких источников, эта картинка является комиксом: в первой версии этот самолет бипланом является, а в последней уже монопланом. Такие картинки мне попались, и я справедливо решил, что никто не заметит, и точно — никто не замечает».


А на первой картине представлены портреты великих русских полководцев?
— Да. И там среди них великие княжны. Оказалось, что они состояли шефами каких-то драгунских и уланских полков и время от времени ходили в такой идиотской униформе с шашками наголо и какими-то на голове перьями, что, конечно, само по себе идиотично, и поэтому совершенно очаровательно.